Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Анурова Виктория Андреевна

"Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях"

скачать документ

Вернуться назад

Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условияхКирпичева Елена ВикторовнаК.ф.н, доцентАнурова Виктория АндреевнаСтудент ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»Аннотация: В современных условиях существует ряд причин, препятствующих приобщению дошкольника к чтению художественной литературы: развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение соцэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг.Ключевые слова: художественная литература; чтение; приобщение к чтению; дошкольный возраст; дошкольник; детский сад; дошкольная образовательная организация; воспитатель; родители дошкольника.Features of introducing a preschooler to reading fiction in modern conditionsKirpicheva Elena Viktorovna,Anurova Victoria AndreevnaAnnotation: In modern conditions, there are a number of reasons preventing a preschooler from reading fiction: the development of digital technologies has reduced the importance of a paper book in demand by a preschooler; the expansion of personal freedoms in Russia has led to an expansion of the range of publications, including low-quality ones; the change in the socio-economic situation has diversified the leisure time of a modern Russian and reduced the amount of time for reading books.Key words: fiction; reading; introduction to reading; preschool age; preschooler; kindergarten; preschool educational organization; educator; parents of a preschooler.Ситуация с популярностью чтения художественной литературы в современных условиях оценивается неоднозначно. Старшее поколение жителей современной России, рожденное и получившее образование в СССР, склонно считать российское общество того времени самым читающим в мире, что противопоставляется современности, когда чтение перестало быть приоритетным способом организации досуга. При этом следует отметить, что сопоставление ситуации с популярностью чтения в прошлом и настоящем некорректно по следующим причинам:• развитие цифровых технологий привело к расширению форм представления художественной литературы потребителю: к бумажным изданиям добавились электронные, значительно расширилась представленность потребителю аудиокниг, что сократило количество книг привычного формата в читающих семьях, библиотеках, образовательных организациях;• изменение политического строя, значительное расширение свобод для личности обусловили расширение ассортимента художественной литературы в аспекте жанров, авторов, содержания, что привело в том числе к снижению уровня качества произведений, востребованных у современных читателей, но не выполняющих функции художественной литературы как средства развития личности человека;• изменение социокультурной ситуации в стране, развитие киноискусства и телевидения расширило формы досуга современного россиянина, у которого на чтение, требующего временных затрат, вдумчивости и рефлексии, остается недостаточно времени.Сложившаяся ситуация актуализирует проблему приобщения ребенка к чтению художественной литературы с дошкольного и даже раннего возраста.Контекст исследования и осмысление значимости чтения для развития личности позволяют нам использовать в работе, наряду с научной, художественную и публицистическую литературу.Обратимся к стихотворению «Памятник» А. С. Пушкина, в котором лирический герой передает провидческие слова великого русского писателя: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». «Любезность народу» мы можем оценить если не вечной, то переживающий века и исторические перипетии. В «Памятнике» автор обозначает задачу писателя и роль литературы: воспитание нравственности и пробуждение стремления к свободе.Нобелевская лекция И. Бродского позволяет нам говорить о том, что литература способствует формированию индивидуальности человека, самостоятельности мышления и поступков, полноценному проживанию жизни: «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения» [3]. Литература обеспечивает человеку возможность осознать время, в котором он существует, себя и свою индивидуальность. Эстетическое переживание человека при чтении художественного произведения усиливает формирование его индивидуальности, так как стимулирует обретение литературного вкуса, обеспечивающегочеловеку «защиту от порабощения», уменьшение восприимчивости к политической демагогии, четкость нравственного выбора, внутреннюю свободу.Изобретение книги, по мнению И. Бродского, аналогично по своей значимости изобретению колеса. Книга возникла для того, чтобы показать человеку, на что он способен. Пренебрежение книгами, их «нечтение» является преступлением, за которое «человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей» [3].В. Пьецух, размышляя о литературе как средстве образования души, указывает на ее способность синтезировать высшие истины из преходящих явлений жизни, рождать в читателе благородное беспокойство [11, с. 9]. Чтение, по мнению автора, созвучно человеческому в человеке, так как раскрывает в нем сопричастность божественному началу - читая, человек творит. Оно оказывает благотворное влияние, показывая, «каких сияющих высот может достичь человек» [11, с. 97]. Наряду с этим чтение - это изнурительная работа, наводящая читателя на размышления о человеке, его сущности, смысле его жизни, соответствии предназначению.Говоря о воспитании любви к чтению, Д. Пеннак пишет о том, что чтение должно быть добровольным и совместным с ребенком. Книга открывает ребенку «бескрайний мир фантазий», радость «путешествий со скоростью мысли». Ребенку, которому читают художественную литературу, открывается парадокс чтения: «оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом» [10, с. 4].В эссе А. Г. Асмолова о любви к сказкам задача художественной литературы для современного ребенка звучит как формирование опыта проживания ситуаций неопределенности [2, с. 45]. Это, по мнению ученого, является очень важным для детей «сетевого столетия». Автор не отказывает современному ребенку в любви к чтению, приветствует чтение литературы в жанре фэнтези (на примере книг Л. Кэрролла об Алисе, Дж. Роулинг о Гарри Поттере), указывает на постижение смыслов окружающей действительности средствами культуры, в частности литературы.В. Арнольд в речи на парламентских слушаниях в Государственной думе отмечает, что общемировая тенденция нечтения книг поощряется в обществе потребления, поскольку «приобретение населением культуры (например, склонности читать книги) плохо влияет на покупательскую способность... и вместо того, чтобы ежедневно покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами и теоремами и не приносят хозяевам общества ожидаемого дохода» [8]. Упрощение содержания образовательного процесса, его целей противоречат потребностям ребенка в познании, постижении вечных истин, без которых его сознание становится рабским.По мнению Д. И. Фельдштейна, общественно значимой задачей образования, являющейся жесткой необходимостью прогрессивного развития общества, является задача «обеспечения условий для самореализации человека в новых условиях его жизни, в решении проблем современного общества» [12], помощь в том, чтобы стать человеком в максимально полной мере, с учетом его объективно возросших возможностей. В XXI веке общество нуждается в типе человека, способного жить в непрерывно изменяющемся мире с учетом его собственных качественных изменений. Умение адаптироваться к изменениям становится более значимым, чем обладание конкретными навыками и знаниями. Последние, в свою очередь, должны обеспечивать развитие способности к самосовершенствованию и духовному и творческому росту, творческому решению проблем, формулированию вопросов и определению ближайших и перспективных задач. Средством такого развития выступает чтение художественной литературы.Таким образом, произведения российских писателей, публицистов, ученых позволяют нам говорить о значительной роли художественной литературы в духовно-нравственном воспитании личности, ее самодостаточности и индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности.Приобщение человека к чтению художественной литературы должно начинаться в раннем возрасте, что подтверждается многовековым опытом наших предков, создавших произведения фольклора, ориентированные сопровождение ребенка с самого рождения (колыбельные, потешки).Данная позиция подтверждается современными нормативными документами, в частности федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования2, где исследуемый феномен реализуется в образовательной деятельности в рамках образовательных областей «Речевое развитие» (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы) и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей), а также включается в содержание других образовательных областей и свободную деятельность детей, так как обогащает предметно-пространственную среду и соответствует потребностям дошкольников.Произведения художественной литературы активно включаются в детскую деятельность на всех возрастных этапах. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в младенческом возрасте это восприятие детских стихов; в раннем возрасте это игры с составными и динамическими игрушками - героями детских литературных произведений, восприятие смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением литературных героев; в дошкольном возрасте это речевые и сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений художественной литературы, восприятие художественной литературы и фольклора.В работе Н. Г. Пантелеевой указываются последствия невнимания взрослых к приобщению дошкольников к чтению: недостаточное владение литературной речью, бедность словарного запаса, пренебрежение чтением, потребительское отношение к книге, восприятие ее как источника развлечения [9, с. 53]. Это определяет необходимость формирования интереса и уважения к книге с ранних лет, когда взрослые воспитывают грамотного слушателя, способного сделать самостоятельный выбор книги для чтения, оценить свой выбор, определить смыслы, заложенные автором в содержание, соотнести идеи с действительностью и со своей жизнью.По мнению И. Н. Арзамасцевой, С. А. Николаевой, чтение художественной литературы стимулирует развитие ребенка: даже в дошкольном возрасте при помощи взрослого ребенок может понять многое и выйти за пределы того, на что способен самостоятельно [1, с. 8].Литература является для дошкольников источником духовной информации, заставляет задуматься о жизненных вопросах, раскрывает смысл и значение правды и справедливости, поступков по совести, учит принимать боль и радость других людей [7, с. 18]. Духовно-нравственное развитие, осуществляемое через включение ребенка в среду и в сотрудничество, сорадование, сопереживание способствует формулировке ребенком собственных правил жизниОсобенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства - слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте.В исследовании проблемы чтения вслух детям разного возраста D. Koralek в определении значимости чтения детям выделяет следующие позиции:чтение вслух является источником приятных, ценных и захватывающих событий для ребенка, мотивирующих его на самостоятельное чтение;обеспечение ребенка фоновым знанием, помогающим понять окружающий мир;демонстрация ребенку образца читающего человека, которому нравится то, что он делает;помощь в осмыслении и различении жанров литературы, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно;приобщение ребенка к лучшей форме родного языка - литературной;стимулирование развития воображения ребенка, представляющего себе людей, места, время, события, описанные в художественном произведении [14].Длительность и трудоемкость процесса воспитания читателя обусловливает разделение перечня художественных произведений по возрастам, поэтому задачи приобщения детей к художественной литературе для могут различаться по возрастам. В. В. Гербова указывает на необходимость систематичности процесса приобщения дошкольника к чтению художественной литературы, чтение детям каждый день, решение программных задач на занятиях и вне их [4, с. 4].Мы согласны с мнением З. А. Гриценко, считающей, что «чтение детей - это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего» [5, с. 4]. По мнению ученого, воспитать читателя-дошкольника в современной социокультурной способен педагог дошкольной образовательной организации, так как, приобщая дошкольника к чтению художественной литературы, он воздействует на формирование мировоззренческих позиций будущих граждан, на их культурное становление и интеллектуальное развитие. На основе работы автора мы можем определить следующие функции воспитателя:• педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;• сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания.Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс [5, с. 3].Направлениями образовательной деятельности, в которых осуществляется приобщение дошкольника к чтению художественной литературы, мы, вслед за В. Я. Фишер, М. А. Кухар [13, с. 151] определяем следующие:• непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);• самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета, заполнение дневника);• взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.Начитанность детей, по мнению Н. Г. Пантелеевой, имеет социальное значение, так как связано с уровнем развития литературной речи [9]. Эффективность приобщения дошкольников к художественной литературе зависит от включенности родителей в образовательный процесс, которое обеспечивается следующей деятельностью воспитателя:• стимулирование родителей на чтение художественной литературы в семье через разъяснение значимости домашнего чтения для развития ребенка, демонстрации этой значимости в информационных материалах для родителей и в деятельности детей;• распространение лучшего опыта родителей, читающих детям, в рамках совместных мероприятий, в том числе совместных с детьми;• привлечение родителей к формированию круга детского чтения в семье и в детском саду, приглашение родителей для чтения художественных произведений в группе;• развитие предметно-пространственной среды детского чтения в детском саду с привлечением книг из домашней библиотеки, создание выставок и сменяемой библиотечки в группе.Таким образом, несмотря на то, что дошкольный возраст является преимущественно «нечитающим», ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. В то же время приобщение к чтению - это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.Список использованной литературы1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - М.: Академия, 1997. - 448 с.2. Асмолов, А. Г. Сто я думаю о детях: образование и воспитание в меняющемся мире / А. Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. -48 с.3. Бродский, И. Нобелевская лекция [Электронный ресурс] / И. Бродский URL: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt.4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 80 с.5. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. - М.: Академия, 2008. - 320 с.6. Муратова, А. А. Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников средствами православных традиций родного края / А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко // Детский сад: теория и практика. - 2014. - №1. -С. 76-87.7. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой.- М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 64 с.8. Речь академика В. И. Арнольда на парламентских слушаниях в Государственной думе [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/library/id_651.html.9. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. - 2015. - №8. - С. 52-60.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X