Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Филиппова Оксана Ивановна

«Игротерапия развития на основе игровых форм и методов для детей старшего дошкольного возраста»

скачать документ

Вернуться назад

«Игротерапия развития на основе игровых форм и методов для детей старшего дошкольного возраста»Составитель:Филиппова Оксана Ивановнапедагог-психологМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №225(МБДОУ Детский сад №225)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №103(МБДОУ Детский сад №103)Барнаул,2024Актуальность. В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают.Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой, у меня возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.Поиски привели к такому методу как игротерапия. Итак, давайте разберемся, что представляет этот метод.Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает ребенку приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.Игротерапия метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным развития личности.Игротерапия – метод, использующий игровую форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Этот метод использует игры для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.Через игру дается выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки.Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.Задачи игровой терапии: коррекция поведенческих проблем, снятие повышенной тревожности, развитие позитивной Я-концепции, обретение веры в себя, овладение чувством контроля. Игротерапия детско-родительских отношений ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. В ролевой игре ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу. Родители учатся воспринимать своих детей адекватно их возрасту: у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни. Как правило, при деструктивных отношениях в семье, родители проецируют на своих детей чувство страха, злости, протеста, беспомощности, игротерапия же дает возможность распознать родителям собственные проекции, благодаря чему меняется отношение к ребенку.В процессе игры имеется возможность дать понять родителям, что такое уважение к себе как к личности и что право на уважение имеет всякий человек, даже если он совсем маленький.Игротерапия используется:для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;при агрессивном поведении;для профилактики и лечения страхов;для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;при трудностях в чтении;для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;при отставаниях в развитии речи;для ускорения развития детей с умственной отсталостью;при лечении заикания;для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);при многих других проблемах.В своей работе с родителями и детьми старших групп можно использовать данный метод работы. Один раз в квартал мы с родителями и нашими детьми собираемся для «игр». Наши встречи проводятся в форме совместного развлечения по заданному сценарию.В ходе занятия родители и дети совместно выполняют задания, рассказывают стихи.Упражнение «Обнимашки» способствует тактильному сближению партнеров. Ведь, зачастую, некоторые родители мало уделяют внимание своим детям «на людях». Совместные танцы раскрепощают детей и родителей. А совместное выполнение заданий практического характера помогают детям почувствовать, «локоть» своих родителей, их поддержку, родителям же это помогает увидеть, что их ребенок самостоятельно под присмотром может выполнить что-либо.Итак, хочу отметить, что возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Здесь отрабатываются навыки общения и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения. Всё это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную жизнь. Таким образом, игротерапия обладает явными преимуществами перед другими средствами коррекции детско-родительских отношений:- во-первых, игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными;- во-вторых, создает высокий уровень доверия участников друг другу;- в-третьих, родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним;- в-четвертых, игровое пространство позволяет ребенку почувствовать себя на равных с родителями.Используемая литература:Запорожец И. Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208 с.Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.:«ВАКО», 2011. – 256 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X