Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Ксения Петровна Барбашева
ДООП в области изобразительного искусства "О класс"
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Детская художественная школа №2»(МБУДО «ДХШ №2»)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА«О КЛАСС»ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВВозраст детей 9-10 летСрок реализации программы: 1 годаСоставитель: Барбашева Ксения Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе2024 годг. КрасноярскПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «0 класс» - подготовительный курс, имеет художественную направленность и разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» и на основе программ: «Основы изобразительной грамоты и рисунок» 1986 г. автор программы - Т.Б. Донцова; «Изобразительное искусство» 1986 г. автор программы - Г.А. Моисеева, допущенные Министерством культуры РФ и научно-методическим центром по художественному образованию. Данная программа реализуется в МБУДО «Детская художественная школа №2» Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что художественное образование призвано решать задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых художников, готовить активных творчески мыслящих личностей, а наиболее способных к дальнейшей учебе по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Данная программа актуальна на сегодняшний момент. Она составлена с учетом современных требований и соответствует уровню развития детей 9-10 лет. Полное освоение этой программы позволяет продолжить обучение по ДПОП «Живопись». В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по эстетическому развитию детей, которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учетом возрастающих от класса к классу требований. Программа предполагает изменение методики преподавания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.Основная цель образовательной программы «0 класс» - формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности учащегося через приобщение к культуре изобразительного искусства и его духовно-эстетическим началам, развитие художественных способностей для их дальнейшего самоопределения.Для достижения данной цели формируются следующие задачи: выявить интересы и склонности каждого учащегося к определенному виду учебно-художественной деятельности;приобщить учащихся к высокой культуре исполнительского мастерства в изобразительном искусстве;сформировать у учащихся прочные умения и навыки владения различными изобразительными материалами по передаче пластики формы и организации пространственной композиции;всесторонне развивать художественно – изобразительные задатки и способности детей;обеспечить условия для профессиональной ориентации одаренных учащихся;активизировать выставочную деятельность обучающихся и обеспечить их творческую активность;всесторонне развивать эстетический вкус учащихся, мотивацию их к творческой деятельности, воспитывать и формировать высокие нравственные качества личности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – т.е. адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. Главная особенность программы в комплексном подходе к образованию детей.Программой предусматривается изучение следующих предметов, согласно учебному плану:ЖивописьГрафикаВозраст детей, участвующих в комплексной программе – 9-10 лет.Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.Формы занятий: учебные практические занятия (групповые уроки)Занятия проводятся по расписанию, разработанному для всех классов обучения. Дифференцированный, индивидуальный подход к ученикам поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащегося.Режим занятий – по расписанию, составленному согласно учебному плану.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПредметI год обучениячасов в неделючасов в год1Графика3992Живопись399198 часаОжидаемый результат и способы его определения. Овладение программным материалом учебных предметов общеразвивающей образовательной программы «0 класс» позволит обучающемуся успешно продолжить учебу по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства ДООП «Живопись».Формами подведения итогов реализации данной программы являются: - просмотры по итогам I и II полугодий.- участие в выставках, фестивалях различного уровня.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНЖИВОПИСЬ (99 часов)NТемаКол-во часов1Цветовой круг «Бабушкин коврик»32Контрастная цветовая гамма «Пейзаж»93Теплая цветовая гамма «Натюрморт»124Холодная цветовая гамма «Северная рыба»125Сближенная цветовая гамма. Примерные темы заданий: «Портрет с мамой», «Портрет с домашним животным»126Этюды фигуры человека с натуры37Сюжетная композиция. Примерные темы заданий: «Люди в городе», «Катание с горки», «Народные праздники»128Монохромный этюд одиночного предмета с натуры.39Композиция в ограниченной цветовой гамме.Примерные темы заданий: «Городской пейзаж», «Старое и новое», «Деревня»910Композиция с выделением композиционного центра цветом. Примерные темы заданий: «Птичий двор», «Лесные жители»911Этюд комнатного цветка с натуры312Этюд овощей с натуры.313Этюд простого одиночного предмета с натуры.314Этюд простого одиночного предмета более сложной конструктивной формы.315Этюд с натуры простого одиночного предмета с деталями.3Итого99УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНГРАФИКА (99 часов)NТемаКол-во часов1Линия Примерные темы: «Деревья», «Насекомые»32Пятно Примерные темы: «Стройка», «День и ночь»63Фактура Примерные темы: «Птицы», «Ковер», «Листья»34Сюжетная композиция на ритм и чередованиеПримерные темы: «В зоопарке», «Люди в движении (каток и т.д.)», «Город»126Геометрический орнамент в круге и полосе37Декоративный натюрморт с натуры98Композиция с введением орнамента в работу.Примерные темы: «Колядки», «Акробаты в цирке»129Сюжетная композиция Примерные темы: «Животные зимой»910Сюжетная композиция с выделением композиционного центра светом. Примерные темы: «Прогулка по ночному городу», «Космос», «Цирк», «Дайвинг»1211Упражнение на штрих «Перья»312Упражнение на штрих «Бабочка»313Конструктивный рисунок простого предмета с натуры + упражнение на тон «Разделочная доска»314Конструктивный рисунок с натуры «Сковорода»,«Бидон»615Конструктивный рисунок с натуры (предмет с деталями) «Чайник»316Конструктивный рисунок предмета сложной формы с натуры «Бутылка», «Крынка» «Кофейник» и т.д.12Итого99СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫЖИВОПИСЬТема 1: Цветовой круг «Бабушкин коврик»Количество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А3.Цель: познакомить с цветовым кругом. Выполнить упражнение на замешивание цветов, используя три основных цвета + черный и белый.Задачи: - рассмотреть и проанализировать цветовой круг.- начать писать с центральной части, поочередно заполняя цветом круги ближе к краю. - научить получать вторичные цвета (оранжевый, зелёный, фиолетовый) и третичные (производные) цвета.- использовать короткий мазок, обращая внимание на его направление (повторение стежка). - закрепить технику письма гуашью.Тема 2: Контрастная цветовая гамма «Пейзаж»Количество часов - 9 часов. Материалы: гуашь, формат А2.Цель: научить работать тремя основными цветами и получать дополнительные цвета путем смешивания основных.Задачи:- дать основные понятия создания композиции на «контраст».- нарисовать в листе двух плановый пейзаж.- использовать контраст величин («ближе - дальше», «больше - меньше», «высокий - низкий», «толстый – тонкий»).- передать пространство перекрыванием предметов (близкий предмет заслоняет дальний).- рассмотреть разные формы деревьев, передать характерные отличия и особенности ствола и кроны.- научить предавать различные силуэты деревьев.- создать цветовое эмоциональное напряжения за счет контраста синего неба и золотой листвы, либо наоборот и тональный контраст (светлый объект на тёмном фоне, и тёмный объект на светлом фоне).- дать понятие о силуэте предмета.Тема 3: Теплая цветовая гамма «Натюрморт»Количество часов - 12 часов. Материалы: гуашь, формат А2.Цель: научить работать в единой цветовой гамме, получая большое разнообразие теплых оттенков.Задачи:- закомпоновать 3-5 предметов в листе, взаимосвязанных единой тематикой. - выделить главный предмет размером.- использовать прием перекрытия одного предмета другим.- определить темные участки или предметы в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор. - работу цветом начинать без использования белил.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 4: Холодная цветовая гамма «Северная рыба»Количество часов - 12 часов. Материалы: гуашь, формат А2Цель: научить работать в единой цветовой гамме, получая большое разнообразие холодных оттенков.Задачи:- вспомнить, где мы живём и на какой реке стоит наш город, какие рыбы в ней водятся.- закомпоновать 3-5 предметов в листе.- выделить главный предмет размером.- использовать прием перекрытия одного предмета другим.- определить темные участки или предметы в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- работу цветом начинать без использования белил.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 5: Сближенная цветовая гамма. Примерные темы заданий: «Портрет с мамой», «Портрет с домашним животным»Количество часов - 12 часов. Материалы: гуашь, формат А2Цель: научить работать в единой цветовой гамме, получая большое разнообразие сближенных оттенков. Познакомить с изображением двойного портретаЗадачи:- рассмотреть и проанализировать изображение взрослого человека и ребенка (либо животного) рядом друг с другом.- закомпоновать людей по пояс, обязательно вводя ладошки в композицию.- определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- закрепить навык работы цветным силуэтом.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 6: Этюды фигуры человека с натурыКоличество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А3Цель: познакомить с рисованием человека с натуры.Задачи:- рассмотреть пропорциональные соотношения в фигуре человека.- научить предавать характер и пропорции фигуры человека.- выполнить два этюда в цветеТема 7: Сюжетная композиция. Примерные темы заданий: «Люди в городе», «Катание с горки», «Народные праздники»Количество часов - 12 часов. Материалы: гуашь, формат А2Цель: познакомить с выделением сюжетно – композиционного центра. На основе предыдущего задания вводится фигура человека.Задачи: - придумать двух плановую композицию. На первом плане – люди, на втором – среда.- закомпоновать 3 фигуры в формате. - определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- закрепить навык работы цветным силуэтом.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 8: Монохромный этюд одиночного предмета с натуры.Количество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А3Цель: дать общее понятие живописи в стиле монохромии.Задачи:- использовать ограниченное количество красок (черный и белый).- закомпоновать предмет в листе.- Передать пропорции предмета, используя «глазомер».- следить за техникой работы гуашью.- разобрать постановку условно на три тона.Тема 9: Композиция в ограниченной цветовой гамме. Примерные темы заданий: «Городской пейзаж», «Старое и новое», «Деревня»Количество часов - 9 часов. Материалы: гуашь, формат А2Цель: научить работать в ограниченной цветовой гамме (синий, коричневый и белый), получая большое разнообразие серых оттенков.Задачи: - рассмотреть и проанализировать разные формы архитектурных сооружений нашего города.- составить композицию из нескольких зданий.- использовать контраст величин («ближе - дальше», «больше - меньше», «высокий - низкий», «толстый – тонкий»).- передать пространство перекрыванием предметов (близкий предмет заслоняет дальний).- определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- следить за техникой работы гуашью.Тема 10: Композиция с выделением композиционного центра цветом.Примерные темы заданий: «Птичий двор», «Лесные жители»Количество часов - 9 часов. Материалы: гуашь, формат А2Цель: дать общее понятие цветового акцента в живописной работе.Задачи:- придумать тематическую композицию с изображением птиц. Рисунок чучела выполняется с натуры, а среда придумывается самостоятельно.- передать пропорции предмета, используя «глазомер».- определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- закрепить навык работы цветным силуэтом.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 11: Этюд комнатного цветка с натурыКоличество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А3Цель: развитие чувства цветовой гармонии, наблюдательности, умения работать с натурой.Задачи:- закомпоновать предмет в формате.- передать пропорции предмета, используя «глазомер».- работать сложными смешанными цветами.- сохранить силуэт предмета относительно фона.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 12: Этюд овощей с натуры.Количество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А3Цель: развитие чувства цветовой гармонии, наблюдательности, умения работать с натурой.Задачи: - закомпоновать 3 предмета в формате.- передать пропорции предмета, используя «глазомер».- работать сложными смешанными цветами.- сохранить силуэт предмета относительно фона.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 13: Этюд простого одиночного предмета с натуры. «Кастрюля» + «Туясок»Количество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А4Цель: развитие чувства цветовой гармонии, наблюдательности, умения работать с натурой.Задачи:- выполнить два этюда на уроке.- закомпоновать предмет в формате.- построить предмет с помощью оси симметрии и засечек.- работать сложными смешанными цветами.- сохранить силуэт предмета относительно фона.- следить за техникой живописи гуашью.Тема 14: Этюд с натуры простого одиночного предмета с деталями. «Кувшин» + «Чайник»Количество часов - 3 часа. Материалы: гуашь, формат А4Цель: развитие чувства цветовой гармонии, наблюдательности, умения работать с натурой.Задачи:Развитие чувства цветовой гармонии, наблюдательности, умения работать с натурой.- выполнить два этюда на уроке.- закомпоновать предмет в формате.- построить предмет с помощью оси симметрии и засечек.- работать сложными смешанными цветами.- сохранить силуэт предмета относительно фона.- следить за техникой живописи гуашью.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫГРАФИКАТема 1: Линия. Примерные темы: «Деревья», «Насекомые»Количество часов - 3 часа. Материалы: черные маркеры, формат А3Цель: познакомить с линейным решением листа.Задачи:- применить линии разной толщины и длины, через толщину линии обозначить первый и второй планы в композиции.Тема 2: Пятно. Примерные темы: «Стройка», «День и ночь»Количество часов - 6 часов. Материалы: белые акриловые маркеры, формат А3 черной бумагиЦель: познакомить с решением листа через пятно «черное» и «белое».Задачи: - использовать черную бумагу для работы.- сочинить композицию на заданную тему.- определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- работать только с пятном, плотно заштриховывая белые участки и оставляя белые чистым листом бумаги.Тема 3: Фактура. Примерные темы: «Птицы», «Ковер», «Листья»Количество часов - 3 часа. Материалы: черные маркеры, формат А3Цель: познакомить с понятием «фактура» в графике.Задачи:- сочинить композицию на заданную тему.- придумать разные «серые» в листе.Тема 4: Сюжетная композиция на ритм и чередование. Примерные темы:«В зоопарке», «Люди в движении (каток и т.д.)», «Город»Количество часов - 12 часов. Материалы: черные маркеры или белые акриловые маркеры, формат А3 белой или черной бумаги.Цель: объединить предыдущие упражнения в итоговой работе.Задачи:- придумать двух плановую композицию. На первом плане – люди, на втором – среда. - передать характер и силуэты людей. - закомпоновать 3 фигуры в формате. - определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- использовать в работе линию, пятно и фактуру.- закрепить навык работы силуэтом.Тема 5: Геометрический орнамент в круге и полосеКоличество часов - 3 часа. Материалы: цветные маркеры, формат А3Цель: познакомить с основными принципами построения геометрического орнамента.Задачи:- придумать геометрический орнамент в полосе и круге на одном листе- выполнить в ограниченной цветовой палитре (5 цветов).Тема 6: Декоративный натюрморт с натурыКоличество часов - 9 часа. Материалы: цветные маркеры, формат А2Цель: познакомить с применением геометрического орнамента в натюрморте. Задачи: - закомпоновать 3-5 предметов в листе с натуры.- с помощью глазомера постараться передать пропорции и характер предметов.- наметить основной орнамент в работе.- определить темные участки в листе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- выполнить работу в цвете, сохраняя силуэт предметов.Тема 7: Композиция с введением орнамента в работу. Примерные темы: «Колядки», «Акробаты в цирке»Количество часов - 12 часов. Материалы: цветные маркеры, формат А2Цель: познакомить с выделением сюжетно – композиционного центра, используя геометрический орнамент в композиции.Задачи:- придумать двух плановую композицию. На первом плане – люди, на втором – среда. - наметить основной орнамент в работе.- определить темные участки в листе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- выполнить работу в цвете, сохраняя силуэт предметов.Тема 8: Сюжетная композиция мягким материалом. Примерные темы: «Животные зимой»Количество часов - 9 часов. Материалы: мягкий материал (соус), формат А2Цель: познакомить с техникой работы мягким материалом (соусом).Задачи:- придумать тематическую композицию с изображением животных. Рисунок чучела выполняется с натуры, а среда придумывается самостоятельно.- передать пропорции предмета, используя «глазомер».- закомпоновать 2-3 фигуры в формате.- закрепить навык работы цветным силуэтом.Тема 9: Сюжетная композиция с выделением композиционного центра светом. Примерные темы: «Прогулка по ночному городу», «Космос», «Цирк», «Дайвинг»Количество часов - 12 часов. Материалы: масляная пастель, формат А2Цель: познакомить с выделением сюжетно – композиционного центра с помощью направленного освещения.Задачи: - придумать двух плановую композицию. На первом плане – люди, на втором – среда.- закомпоновать 2-3 фигуры в формате. - определить темные участки в работе и заштриховать их карандашом, тем самым выполняя тональный разбор.- закрепить навык работы цветным силуэтом.- следить за техникой работы масляной пастелью.Тема 10: Упражнение на штрих «Перья»Количество часов - 3 часа. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи: - рассмотреть перья и проанализировать их структуру- закомпоновать в листе 5-7 перьев с натуры- повторить штрихом направление прожилок в перьях от центра к краю.- научиться контролировать длину штриха и степень нажатия на карандаш.- дать понятие «тон» в графике.Тема 11: Упражнение на штрих «Бабочка»Количество часов - 3 часа. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи: - выполнить упражнение в полосе на штрих и тон- познакомить с понятием «ось симметрии» и «засечки»- закомпоновать симметричную бабочку.- заштриховать элементы бабочки различными по тону.Тема 12: Конструктивный рисунок простого предмета с натуры + упражнение на тон «Разделочная доска»Количество часов - 3 часа. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи: - выполнить упражнение в полосе на тон.- закомпоновать разделочную доску в листе, используя ось симметрии и засечки.- передать пропорции предмета, используя метод «визирование».- передать собственный тон предмета, путем послойного наложения штрихов друг на друга.Тема 13: Конструктивный рисунок с натуры «Сковорода», «Бидон»Количество часов - 6 часа. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи:- закомпоновать предмет в листе, используя ось симметрии и засечки.- передать пропорции предмета, используя метод «визирования».- передать собственный тон предмета, путем послойного наложения штрихов друг на друга.Тема 14: Конструктивный рисунок с натуры (предмет с деталями) «Чайник»Количество часов - 6 часа. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи:- закомпоновать предмет в листе, используя ось симметрии и засечки.- передать пропорции предмета, используя метод «визирования».- построить «детали» предмета с помощью «косательных».- передать собственный тон предмета, путем послойного наложения штрихов друг на друга.Тема 15: Конструктивный рисунок предмета сложной формы с натуры «Бутылка», «Крынка», «Кофейник» и т.д.Количество часов - 12 часов. Материалы: графитный карандаш, формат А3Цель: освоение техники рисунка простым карандашом, знакомство с его выразительными средствами и возможностями.Задачи:- закомпоновать предмет в листе, используя ось симметрии и засечки.- передать пропорции предмета, используя метод «визирования».- построить «детали» предмета с помощью «косательных».- передать собственный тон предмета, путем послойного наложения штрихов друг на друга.- выполнить 2 рисунка на уроке, на каждый отводится по 40 минут.Методическая литератураВыготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991 Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991 Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996 Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998 Конев А.Ф., Маланов И.Б. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. «АСТ». Харвест. 2006Копцева Т.А. природа и художник. Программа по изобразительному искусству. М., 2008Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.