Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Хасанова Анастасия Вячеславовна
Организация экскурсионной деятельности для ГОЛ как способ выявления образовательных потребностей и инструмент привлечения новых учеников.
скачать документВернуться назад
Организация экскурсионной деятельности детского объединения «Школа экскурсовода» для ГОЛ как способ выявления образовательных потребностей.Хасанова Анастасия Вячеславовна, педагог дополнительного образованияМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Новая Авеста» (МБУ ДО Центр «Новая Авеста»)г. ЕкатеринбургЦентр внешкольной работы «Новая Авеста» существует 29 лет. В соответствии с основным видом деятельности Центра, организована и обеспечена работа 12 детских объединений, реализуются 20 дополнительных общеразвивающих программ по четырем направленностям: художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная. Детское объединение «Школа экскурсовода» существует 5 лет. На дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Екатеринбург – город, в котором я живу» дети записываются с 8-9 лет, когда многие уже ходят в несколько объединений, и у них нет свободного времени. Для привлечения детей на данную программу считаем эффективную форму – проведение экскурсий для городских оздоровительных лагерей.На экскурсиях дети узнают не только интересные факты о нашем городе, но и видят результат занятий юных экскурсоводов, заинтересованность педагога в новых детях, и, как правило, 8-10 детей приходят записываться на программу в августе, так как у них появляется образовательная потребность в изучении данной программы. Для организации экскурсионной деятельности администрация Центра заключает договоры о сотрудничестве с образовательными организациями Верх-Исетского района на летний период. В 2023 году договор заключен с 5 образовательными организациями.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Екатеринбург – город, в котором я живу» обеспечивает комплексное изучение окружающей действительности – истории, культуры, экономики, природы родного города, ориентированное на духовные ценности, воспитание личностных качеств и развитие туристско-краеведческого и экскурсионного мастерства. Экскурсия является одним из видов внеаудиторной работы[2], экскурсию как дополнение к образовательному процессу описывает в своей работе опытный педагог Ю.М. Бабин[1]. Уникальность программы – предоставление обучающимся возможности разработки и реализации собственных экскурсионных проектов. "Проектный метод" нашел отражение в идеях российских ученых 20-х годов: Б. В. Игнатьева, Н. К. Крупская, Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенин, В. Н.Шульгин и другие советские педагоги считали, что критически переработанный проектный метод может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связывая теорию с практикой. По мнению С.М. Эркувинцева, метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность.[4]Выделяются несколько уровней обучения: На стартовом уровне обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки, накапливают систематические сведения об истории города Екатеринбурга согласно программному курсу.На базовом уровне дополнительно принимают участие в коллективной исследовательской деятельности по разработке маршрутов реальной или виртуальной экскурсий, проводят разработанную экскурсию для родителей и организованных школьных классных коллективов, участвуют в конкурсах. На углубленном уровне обучающимся делегируется наставничество при работе в малых группах.Выбор темы для самостоятельной экскурсии становится первостепенной задачей. Если ученик сомневается в выборе темы экскурсии, педагог может предложить несколько вариантов, отталкиваясь от интересов ученика. Интересы и потребности помогают выявить опросы, викторины по ходу проходу прохождения материала и конкурсы, где обучающийся самостоятельно выбирает тему, но уже для разработки небольшого проекта. Стремление разработать и провести экскурсию может демонстрировать несколько потребностей учащихся объединения: В знаниях истории города;В самореализации;В уважении к себе, одобрении, признании;Потребности в социальных связях (причастность к группе) - в общении;Потребности роста.Однако образовательные потребности удается выявить не только среди наших учеников.Итоговые экскурсии мы проводим во время Городского оздоровительного лагеря, это является хорошей практикой для обучающихся и одним из методов привлечения новых учеников. Так как экскурсия происходит в устной форме, то в нашем распоряжении именно устный способ сбора информации об образовательных потребностях – опрос [3]. Опрос в ходе экскурсии помогает выявить потребности большого количества детей, не занимающихся в нашем объединении. В начале встречи задаются вопросы, связанные с выявлением образовательных потребностей в целом, мы интересуемся, чем занимаются уже и чем хотели бы еще. В конце экскурсии у нас обычно есть небольшое задание, и появляется время на вопросы, которые можно задать в небольших группах, выявляя, появился ли интерес уже к нашей программе. Затем, задаем вопросы, направленные на изучение потребностей в восполнении неких навыков, таких как запоминание информации, выступление на публике и т.д. После ответов уже подводим итог, что всему этому можно научиться у нас на занятиях и приглашаем в нашу «Школу экскурсовода». Таким образом, экскурсия является инструментом привлечения большого количества школьников, а опрос во время экскурсии позволяет выявить образовательные потребности даже потенциальных обучающихся нашего объединения.Источники:Бабин Ю.М. О гносеологических основаниях естествознания // Ю.М. Бабин. – Москва: Сборник: Духовная культура: традиции и современности, Москва, 2012. С. 33-50.Дьяченко Н.В. Экскурсия как форма внеаудиторной работы / Н.В. Дьяченко // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-vneauditornoy-raboty/viewer (17.04.2023)Каташинских, В. С. Методы сбора социальной информации : учеб. пособие / В. С. Каташинских ; [науч. ред. Ю. Р. Вишневский] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 124 с. – С. 34-53.Эркувинцев, С.М. Метод творческих проектов: потенциал и особенности применения / С.М. Эркувинцев // ЭКО. – 2016. – №12. – С. 94-100.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.