Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Рамиля Лукмановна Каримова
Формирование читательской грамотности на примере работы с несплошным текстом
скачать документВернуться назад
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМПод читательской грамотностью мы понимаем способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.Особое место среди метапредметных УУД занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности. При измерении читательской грамотности используется текст. Традиционно текстом считался набор слов, предложений в определённой связи и последовательности, образующий какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т.п., напечатанный, написанный или запечатлённый в памяти.Но в современном образовании понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на «сплошные» (без визуальных изображений) и «несплошные» (с такими изображениями). «Несплошные» тексты ещё называют текстами новойприроды, так как данный термин появился относительно недавно.К «несплошным» текстам можно отнести:1. информационные листы: расписание движения транспорта, прейскуранты, каталоги;2. расписки: накладные, квитанции;3. сертификаты: ордера, аттестаты, дипломы, контракты;4. призывы и объявления: приглашения, повестки, рекламные щиты, знаки дорожного движения;5. таблицы и графики;6. диаграммы;7. списки;8. географические карты.Как повысить читательскую грамотность учащихся?Обычно учитель на уроке русского языка чаще всего использует сплошные (традиционные) тексты разных типов и стилей речи. Но в жизни человеку часто приходится сталкиваться с «несплошными» текстами. Возникает необходимость научить учащихся работать с подобными текстами, чтобы они могли свободно ориентироваться в современном языковом пространстве. Работа с «несплошными» текстами помогает формировать коммуникативную личность, развивает у учащихся такие умения, которые в дальнейшем используются в жизни. Поэтому можно утверждать, что работа с «несплошными» текстами на уроках русского языка реализует коммуникативно - деятельностный подход: текст является коммуникативной единицей, способной организовать дальнейшую деятельность ребенка. Но способности к ней формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Остановимся на нескольких вариантах работы с «несплошным» текстом на уроках русского языка. Например, работа с географической картой на уроках русского языка.Можно использовать Атлас по географии. Обращаться к нему можно при изучении разных тем на уроках русского языка.Тема «Несклоняемые имена существительные», 5класс.Можно предложить ребятам выполнить следующие задания:1.найдите на карте несклоняемые имена существительные;2. составьте с ними словосочетания в косвенных падежах;Темы « Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» и «Имена существительные, имеющие форму только множественного числа», 5класс.Задания:1.найдите на карте имена существительные, имеющие форму только единственного числа2. составьте с ними словосочетания3.найдите на карте имена существительные, имеющие форму только множественного числа 4. составьте с ними предложенияТема «Степени имён прилагательных», 6 класс.Задания:1.используя сравнительную степень прилагательных, сравните реки России;2. используя сравнительную степень прилагательных, сравните Уральские горы и горы Алтая. Также в качестве примера можно привести работу с театральной афишей. рассмотри афишу, прочитай информацию. Что мы узнали с этой афиши? Какой адрес у театра? Сколько стоит билет на спектакльНазовите дату спектакля. Назовите время начала спектакля. Название спектакля. можно ли воспользоваться Пушкинской картой?где можно приобрести билет еще какие возможности имеются для приобретения билета, адрес, сайт, телефон театра. Как показал опыт, применение такой технологии (можно использовать любую картину, таблицу, карту…) гарантирует развитие способностей к творчеству, способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию читательской грамотности.Также на уроках ,например, в выпускных классах можно использовать рекламные объявления..1. Изучи объявление.2. По каким предметам предлагается пройти интенсивную подготовку?3. Когда будут проходить эти занятия?4. Сколько выходных дней приходится на этот период?5. Преподаватели каких высших учебных заведений будут проводить данные занятия? Выпиши названия вузов и расшифруй их.12. Выпиши последнее предложение и сделай его синтаксический разбор.13. Захотелось ли тебе попасть на эти курсы? Обоснуй свой ответ.14. А как ты готовишься к экзаменам?Итак, я представила вашему вниманию примерные задания с несплошными текстами: с географической картой, с афишей театра и с рекламным объявлением. Эти и подобные им задания вызывают не только живой интерес учащихся, но и учат работать с «несплошными» текстами.__Хочу представить вашему вниманию занятие по читательской грамотности в 7 классе «Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы.» В классе 17 учащихся, из них 6 человек-дети с ОВЗ. Следуя основным принципам построения учебного занятия в рамках системно-деятельного подхода (принципам деятельности, психологической комфортности, вариативности, принципу творчества и т.д.), работа строилась с использованием групповых форм. Класс был поделен на 4 группы, из которых 2 группы-дети с ОВЗ.Наверное, многим знакомо методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» ( Самара, 2019). В этом пособии есть учебно-методическое планирование для 5-9 классов. Материал для занятия взяла с этой методички.Цель: извлекать и анализировать информацию из графиков, схем, диаграмм.Учащиеся получили рабочие листы1 группа:Какой это текст: Сплошной или нет? Почему?Используя информацию плаката (несплошного текста), определите, на каком месте находится Россия по количеству затраченного времени на чтение?Какая литература является самой популярной? Назовите самого читаемого автора. Какие книги являются обязательными к прочтению? Как вы думаете, с чем связан такой выбор? Как вы думаете, с чем связано чтение книг? Назовите основные "качества" интересной книги (что может привлечь нас в книге?). Как вы думаете, от чего зависит успешность книги?2 группа - Как вы думаете, от чего зависит успешность книги? Ответьте на этот вопрос, используя следующую информацию:- Какие книги должны быть на полке каждого человека? Есть ли они у вас? Если есть, то какие?- Порассуждайте на тему: «Что легче: создавать книгу или читать её?»3 группа 1.Что такое слоган? Дайте определение.2.Найдите слоган в данном тексте, запишите его. 3.Познакомьтесь с правилами составления слогана.Как создать отличный слоган? Согласно HowStuffWorks, отличный слоган, в большинстве случаев, имеет следующие характеристики:1)Он запоминаетсяЛегко ли узнать слоган? Хватит ли на это одной-двух секунд? Несколько запоминающихся слов можно использовать в рекламе, видео, баннерах, на визитках и т.д.4 группа2)В нём говорится о ключевой ценностиПродавать нужно не характеристики, а преимущества. Это правило работает и для слоганов. Из хорошего слогана всегда понятно, какую ценность предлагает продукт или компания.3)Он дифференцирует бренд Чем ваш бренд отличается от конкурентов? Отражается ли это в слогане?4)Он вызывает положительные чувства по отношению к бренду(По материалам Интернета)4.Сочините слоган, призывающий учащихся читать книги, используя предложенный выше текст.В заключение можно сказать, что чтение - сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач: понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания, рефлексия текста.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.