Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алла Васильевна Дубровец

"Современные форматы взаимодействия с родителями на отделении фортепиано в детской школе искусств"

скачать документ

Вернуться назад

Современные форматы взаимодействия с родителями на отделении фортепиано в детской школе искусствАвтор: Дубровец Алла Васильевна, педагог дополнительного образованияМАУ ДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г. ПермиТема взаимодействия педагога и родителей в образовании вообще и в дополнительном, в частности, является очень важной и значимой. Успешность достижений ребёнка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Семья, школа, дополнительное образование – важные социальные институты в его становлении. Поэтому необходимо, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу и воспринимались ребенком положительно. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. В условиях школы искусств также могут успешно решаться эти задачи. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что большинство родителей хотели бы видеть своих детей культурными, воспитанными и преуспевающими. Но мы также понимаем, что успешность ребенка во многом зависит от того, насколько родители хотят и стремятся поддержать его. И одна из наших задач – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию.Привлечение родителей к участию в жизни детской школы искусств позволяет объединять усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Если представить портрет родителя нашего ученика, то можно сказать, что большинство родителей приходят с ребёнком к нам заинтересованные в его развитии и готовые всячески этому способствовать. Поэтому «во главу угла» мы ставим союз с родителями. Нам нужны родители-единомышленники. Важно нашей работой помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, увидеть и признать, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, что надо беречь и укреплять. «Хорошие родители важнее хороших педагогов», – говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Педагогами отделения фортепиано нашей школы искусств разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями учеников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, решения актуальных проблем воспитания учащихся. В нашем учреждении процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения направлен на системное использование различных форм включения родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную досуговую и просветительскую деятельность. В школе практикуются как традиционные, так и относительно новые формы взаимодействия с семьями учащихся. Традиционно мы организуем совместные посещения городских музыкальных мероприятий. Так, например, в рамках проекта отделения фортепиано «Играем и учимся вместе», в декабре 2023 года были организованы две поездки учащихся и родителей на концерты в органный зал Пермской краевой филармонии: 3 декабря – на концерт «Музыка из любимых мультфильмов» в исполнении органиста Андрея Бардина (г. Екатеринбург) и 17 декабря – на музыкальный спектакль для детей по мотивам сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» в исполнении оркестра русских народных инструментов и увлекательного рассказа Татьяны Жарковой. Родители и дети получили истинное удовольствие, их глаза блестели от восторга. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей. Такие традиционные формы встреч с родителями как классные и отчетные концерты, тематические родительские собрания, семинары с показом открытых занятий и мастер-классов, конечно же сохранились в школе искусств. Но в последние годы мы все активнее осваиваем новые форматы коммуникации с семьями учащихся. Например, педагоги отделения фортепиано ежегодно разрабатывают видео-уроки для родителей и размещают эти ролики на сайте школы. Открыв сайт, родители вместе детьми, могут познакомиться с интересующей их темой. Тематика видео-уроков разнообразна: «Знакомство с клавишами», «Посадка за инструментом», «Штрихи в музыке: легато и стаккато», «Гаммы – это просто», «Ритм и длительности», «Подготовка к концертному выступлению, «Выразительные возможности педали», «Играем, импровизируя», «Исполнение произведений под фонограмму» и т.д. Видео-уроки вызывают большой интерес и положительный отклик у родителей. Многие написали нам благодарственные отзывы, отметив, что такая работа имеет практический результат. Видео-уроки стали помощниками родителей в освоении новых знаний и организации домашних занятий юных музыкантов. Когда мы вместе: педагог-ученик-родитель – процесс обучения (прежде всего начальный) становится продуктивным и увлекательным. В связи с активным внедрением интернет-технологий в нашу жизнь, мы широко используем возможности сети для освещения деятельности школы через сайт учреждения и в социальных сетях. Созданы специальные школьные родительские чаты ВКонтакте и группы в социальных сетях в классе каждого педагога. На сайте школы и мессенджерах мы размещаем оперативную информацию об учреждении, пресс- и пост-релизы мероприятий, афиши и рекламные ролики, информацию по итогам конкурсов и других творческих событий. В чатах для родителей можно просмотреть видеоотчеты о проведенных мероприятиях, выступления лучших солистов и коллективов, музыкальные поздравления к праздничным датам и, конечно же, классные и отчетные концерты.Благодаря «сетевым» контактам мы стали успешно вовлекать родителей в образовательный процесс через проведение дистанционных конкурсных, эвристических и познавательных мероприятий: онлайн-викторин, квизов, квестов и т.п. Началом этой работы стал дистанционный квест для детей младших классов отделения фортепиано и их родителей «В поисках музыки», который мы разработали и организовали в период локдауна. Успех этого конкурса был настолько очевиден, что дистанционные формы школьных мероприятий «прижились» и стали регулярными после снятия ограничений. Очень важным направлением в работе нашего отделения с семьей является привлечение родителей к совместному творчеству. Совместные досуговые и просветительские мероприятия способствуют установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Они позволяют родителям и детям увидеть друг друга в «новом свете», в атмосфере творческого единения, открыть для себя новые возможности, раскрыть креативный потенциал каждой семьи. Перечень совместных творческих дел достаточно большой: это и музыкальные постановки, и подготовка презентаций концертных номеров для фестивалей и тематических концертов, это совместное изготовление костюмов, реквизита, подбор и разучивание стихов для различных выступлений. Так силами родителей, учащихся и педагогов у нас уже несколько лет проводится открытый краевой фестиваль юных пианистов «Феерия творчества». В этом году он был самым массовым – в нем приняло участие 68 человек. Участники фестиваля должны были исполнить программное произведение и дополнить его своей творческой работой. И вот тут нас ждала настоящая феерия звуков, красок, образов и настроений! Ребята с помощью родителей сделали интересные презентации, читали стихи, смонтировали яркие, красочные видеоролики. Родители приняли активнейшее участие в подготовке конкурсных номеров. Это было настоящее семейное творчество! Большой популярностью на нашем отделении пользуется ежегодный тематический концерт «В гостях у сказки». Ученики исполняют одно произведение из сказки, мультфильма или рассказа, которое сопровождается презентацией. Родители активно помогают детям в оформлении красочной презентации. Как правило, юный музыкант выходит на сцену в костюме сказочного героя, который придуман и сделан учеником с помощью родителей. Мероприятие всегда проходит очень весело и красочно.Помимо традиционных форм музыкальных мероприятий с участием семьи, мы активно осваиваем современные формы мероприятий с использованием цифровых технологий. Так второй год на отделении фортепиано проводится музыкальный челлендж для младших классов «Играю с виртуальным оркестром». В этом году по предложению организаторов челленджа нужно было исполнить пьесу В. Гиллока «Плывущие облака», которую дети разучивали с большим желанием и удовольствием. Ученики должны были не только сыграть пьесу с фонограммой, но и создать и записать с помощью родителей видеоролик своего выступления и разместить его в группе «ВКонтакте». В челлендже участвовал 41 юный исполнитель. Видеоролики наших музыкантов набрали более 1 млн. просмотров. Отзывы родителей были очень теплые. Они благодарили за прекрасно организованный челлендж и предложенные профессиональные аранжировки. Процесс совместного создания видеоролика оказался очень занимательным и для ребят, и для родителей. Все испытали чувство удовлетворения и гордости за результат совместного творчества! Представленная система работы с родителями на протяжении многих лет показала себя результативной и успешной. Все проводимые мероприятия находят отклик у родителей. Успехи такой совместной работы радуют и педагогов, и родителей, и детей. Полные залы на концертах, счастливые глаза детей, успешные в жизни выпускники школы тому свидетельство. Значит, работа над поиском новых путей взаимодействия будет вестись и дальше. Список литературы: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000. 2. Буцева К.Н. «Психолого-педагогическое просвещение родителей». //Дополнительное образование и воспитание, №7,2007, с. 28-29. 3. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 2006. 4. Зверева О.Л., Ганичева А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Уч. пос.- М.: Академия, 2002. 5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.: Владос, 2000. 6. Матвеева Л.В. Педагогическое сопровождение ребенка и семьи в процессе музыкального образования // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования: межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 63-80. 7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.- М.: Музыка, 1987.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X