Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Телегина Любовь Алексеевна
Рабочая программа по биологии
скачать документВернуться назад
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления»(ГБПОУ ГТМАУ)Рабочая ПРОГРАММа учебноГО ПРЕДМЕТАОП.б.13 Биологиядля специальности СПО:40.02.02 Правоохранительная деятельность 2024 г.Рабочая программа учебной дисциплины ОП.б.13 Биология разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).С учётом: ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 509 от 12.05.2014г);Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 23 ноября 2022 г. №1014;рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования от 01.03.2023 №05-592;методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам (распоряжение Минпросвещения России от 25.08.2021 г. № Р-198); концепции преподавания общеобразовательных дисциплин (распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 г. № 98-Р)рабочей программы воспитания по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность - примерной рабочей программой общеобразовательной дисциплины «Биология» для ПОО, Москва, ИРПО, 2022гОрганизация - разработчик: ГБПОУ ГТМАУ Составитель: Телегина Л.А., преподаватель ГБПОУ ГТМАУРассмотрена и одобрена цикловой комиссией математических и естественно-прикладных дисциплинПротокол № 10 от 16 мая 2024 г. Председатель цикловой комиссии ___________________ Н.С. БожкоУтверждена и рекомендована к применению методическим советом ГБПОУ ГТМАУ Протокол № 4 от 16 мая 2024 г.Председатель методического совета __________________ М.Н. ДядюкРецензия на рабочую программу учебного предмета ОП.б.13 БиологияДанная рабочая программа учебного предмета ОП.б.13 Биология для социально-экономического профиля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и с учетом: ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 509 от 12.05.2014г);примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам; методических рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования; рабочей программы воспитания по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельностьОП.б.13 Биология изучается как общеобразовательный учебный предмет базового уровня. Рабочая программа включает тематическое планирование, учитывающее обязательную нагрузку, самостоятельную работу и часы на практические занятия.Содержание предмета в рабочей программе разбито по пяти основным разделам: Клетка – структурно-функциональная единица живогоСтроение и функции организмаТеория эволюцииЭкология и Биология в жизни.Данная рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальностям социально-экономического профиля. Рецензент: Божко Н.С., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУСОДЕРЖАНИЕ1. Общая характеристика рабочей программы учебного предмета 52. Структура и содержание учебного предмета 143. Условия реализации учебного предмета224. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета251. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предметаОП.б.13 БиологияМесто учебного предмета в структуре основной образовательной программы:Учебный предмет ОП.б.13 Биология является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность1.2. Цели и планируемые результаты освоения учебного предмета:1.2.1. Цели и задачи учебного предмета: Содержание программы учебного предмета ОП.б.13 Биология направлено на достижение следующих целей:- формирование у обучающихся представления о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных ситуациях.Задачи: 1) сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;2) развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать результаты наблюдений,3) сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и оборудованием;4) развить умения использовать информацию биологического характера из различных источников;5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний.6) сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий.В результате освоения учебного предмета обучающийся должен знать:- роль и место биологии в современной научной картине мира;- роль биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности решения практических задач;- основополагающие понятия и представления о живой природе, ее уровневой организации и эволюции, уверенно использовать биологическую терминологию и символику;В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- овладевать основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем;- описывать, измерять, проводить наблюдения, выявлять и оценивать антропогенные изменения в природе;- формировать умения, объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;- формировать собственные позиции по отношению к биологической информации, получаемые из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения;1.2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СООВ рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются общие (личностные и метапредметные) и дисциплинарные (предметные) результаты в соответствии с ФГОС СОО.Особое значение учебный предмет имеет при формировании и развитии ОК и ПК.ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы. ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность. ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности. ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими. ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать 14 повышение квалификации. ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.Общие компетенцииПланируемые результаты обученияОбщиеДисциплинарныеОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам В части трудового воспитания:- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности,Овладение универсальными учебными познавательными действиями:а) базовые логические действия:- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия:- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике композиции функций, находить уравнение касательной к графику функции;умение использовать производную для исследования функций, для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических и физических задачах, для определения скорости и ускорения; находить площади и объемы фигур с помощью интеграла; приводить примеры математического моделирования с помощью дифференциальных уравнений;- уметь оперировать понятиями: комплексное число, сопряженные комплексные числа, модуль и аргумент комплексного числа, форма записи комплексных чисел (геометрическая, тригонометрическая и алгебраическая); уметь производить арифметические действия с комплексными числами; приводить примеры использования комплексных чисел;- уметь свободно оперировать понятиями: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия, стандартное отклонение для описания числовых данных; умение исследовать статистические данные, в том числе с применением графических методов и электронных средств; графически исследовать совместные наблюдения с помощью диаграмм рассеивания и линейной регрессии;- уметь находить вероятности событий с использованием графических методов; применять для решения задач формулы сложения и умножения вероятностей, формулу полной вероятности, формулу Бернулли, комбинаторные факты и формулы; оценивать сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельностиВ области ценности научного познания:-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;Овладение универсальными учебными познавательными действиями:в) работа с информацией:- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личностисформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологииОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;Овладение универсальными коммуникативными действиями:б) совместная деятельность:- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативнымОвладение универсальными регулятивными действиями:г) принятие себя и других людей:- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;- признавать свое право и право других людей на ошибки;- развивать способность понимать мир с позиции другого человекаприобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законовОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуацияхВ области экологического воспитания:- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельностисформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользованияОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях- не принимать действия, приносящие вред окружающей среде;- уметь прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;- расширить опыт деятельности экологической направленности;- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям- уметь оперировать понятиями: функция, непрерывная функция, производная, первообразная, определенный интеграл; уметь находить производные элементарных функций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций; строить графики многочленов с использованием аппарата математического анализа; применять производную при решении задач на движение; решать практико-ориентированные задачи на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение пути, скорости и ускорения; - уметь оперировать понятиями: движение в пространстве, подобные фигуры в пространстве; использовать отношение площадей поверхностей и объемов подобных фигур при решении задач; - уметь вычислять геометрические величины (длина, угол, площадь, объем, площадь поверхности), используя изученные формулы и методыЦель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне — овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем. Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач: — освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о естественнонаучной картине мира; о методах научного познания; строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации; выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии; — формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации; — становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии; — формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий; — воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований; — осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения; — применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.В структуре личностных результатов освоения предмета «Биология» выделены следующие составляющие: - осознание обучающимися российской гражданской идентичности — готовности к саморазвитию, самостоятельности и само- определению; - наличие мотивации к обучению биологии;- целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического знания; - готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельностиценностно-смысловыми установками, присущими системе биологического образования; - наличие экологического правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы.Коды результатовПланируемые результаты освоения дисциплины включают:ЛР 1Осознающий себя гражданином и защитником великой страныЛР 2Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организацийЛР 3Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающихЛР 4Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».ЛР 5Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа РоссииЛР 6Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.ЛР 7ЛР 8Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельностиПроявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.ЛР 9Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.ЛР 10Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.ЛР 11Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.ЛР 12Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работыВид учебной работыОбъем в часахОбъем образовательной нагрузки, в т.ч. практической подготовки108Основное содержание72в том числе:теоретическое обучение48лабораторные и/или практические занятия из них практическая подготовка (ПП)24-самостоятельная работа36Профессионально ориентированное содержание12в том числе:теоретическое обучение0лабораторные и/или практические занятия 12Консультации2Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета2 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета Наименование разделов и темСодержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)Объем часов (ПО теория/ПО ЛПЗ)Формируемые компетенции1234Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого18 (-/-)Тема 1.1.Биология, как наука. Общая характеристика жизниОсновное содержание2 ОК 2Теоретическое обучение:2Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав клетокСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение по теме: «Уровни организации живой материи»Тема 1.2.Структурно-функциональная организация клетокОсновное содержание6ОК - 1ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни (вирусы, бактериофаги)Самостоятельная работа обучающихся2Подготовить реферат на тему: «Прокариоты и эукариоты»Практические занятия:2Практическая работа «Клетка-структурная единица жизни. Клеточные составляющие»Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, формулирование выводовПрактические занятия:2 2. Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателемТема 1.3. Структурно-функциональные факторы наследственностиОсновное содержание 4 ОК - 1ОК - 2Теоретическое обучение: 2Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация. Генетический код и его свойстваСамостоятельная работа обучающихся 2Подготовить конспект по теме: «Биосинтез белка»Практические занятия:23. Сравнение процессов митоза и мейозаТема 1.4.Обмен веществ и превращение энергии в клеткеОсновное содержание2ОК - 2Теоретическое обучение:2Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Пластический обмен. Фотосинтез. ХемосинтезСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить презентацию на тему: «Фотосинтез, фазы фотосинтеза»Тема 1.5. Жизненный цикл клетки. Митоз. МейозОсновное содержание4ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Молекулярный уровень организации живогоСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить реферат по теме: «Митоз, биологическое значение митоза»Раздел 2. Строение и функции организма20 (-/-)Тема 2.1. Строение организмаОсновное содержание2ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельностиСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить конспект на тему: «Гомеостаз организма»Тема 2.2.Формы размножения организмовОсновное содержание2ОК - 2Теоретическое обучение:2Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. ОплодотворениеСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение по теме: «Бесполое и половое размножение»Тема 2.3.Онтогенез растений, животных и человекаОсновное содержание2ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии. Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть. Онтогенез растенийСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить презентацию на тему: «Онтогенез»Тема 2.4. Закономерности наследованияОсновное содержание4ОК - 2ОК - 4 Теоретическое обучение:2Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие геновСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить реферат по теме: «Генетика, как наука»Практические занятия:24.Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещиванияТема 2.5. Сцепленное наследование признаковОсновное содержание4ОК - 1ОК - 2Теоретическое обучение:2Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Наследование признаков, сцепленных с поломПрактические занятия:25.Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещиванияТема 2.6. Закономерности изменчивостиОсновное содержание6ОК - 1ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения. Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека. Генотип, как целостная система. Изучение фенотипической изменчивости.Самостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение на тему: «Селекция, Н.И.Вавилов»Практические занятия:26.Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещиванияРаздел 3. Теория эволюции6 (-/-)Тема 3.1. История эволюционного учения. МикроэволюцияОсновное содержание2ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения. Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические основы эволюции. Самостоятельная работа обучающихся2Подготовить реферат по теме: «Эволюционные концепции Ж.Б.Ламарка и К.Линнея»Тема 3.2. Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на ЗемлеОсновное содержание2ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на Земле.Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариотСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить презентацию на тему: «Сохранение биоразнообразия на Земле»Тема 3.3. Происхождениечеловека – антропогенезОсновное содержание2ОК - 2ОК - 4Теоретическое обучение:2Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция современного человека. Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по планете. Приспособленность человека к разным условиям средыСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение по теме: «Основные стадии антропогенеза»Раздел 4. Экология18 (-/10)Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни Основное содержание2ОК - 1ОК - 2ОК - 7Теоретическое обучение:2Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. ШелфордаСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить реферат по теме: «Экологические факторы»Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы Основное содержание4ОК - 1ОК - 2ОК - 7Теоретическое обучение:2Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровниСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение по теме: «Сообщества и экосистемы»Профессионально ориентированное содержаниеПрактические занятия:27. Экологические факторы. Изучение действия экологических факторов в профессии.Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая системаОсновное содержание2ОК - 1ОК - 2 ОК - 7Теоретическое обучение:2Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы и его функции.Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современностиСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить конспект на тему: «Области биосферы и ее компоненты»Тема 4.4. Влияние антропогенных факторов на биосферуОсновное содержание4ОК - 1ОК - 2ОК - 4ОК - 7ПК 1.1Теоретическое обучение:2Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с определенной профессией/специальностьюСамостоятельная работа обучающихся2Подготовить сообщение на тему: «Антропогенные воздействия на биотические сообщества»Профессионально ориентированное содержаниеПрактические занятия:48. Роль биологии и антропогенных факторов в профессии юрист, эмпирическое познание в профессии.29. Биотические и абиотические факторы и их влияние на человека в профессии.2Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человекаОсновное содержание6ОК - 2ОК - 4ОК - 7ПК 1.1Теоретическое обучение:2Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания.2Практические занятия:410. Экологические права (право на благоприятную окружающую среду) в профессии.2 11. Экологическая безопасность, созданная антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду при освоении профессий.2Раздел 5. Биология в жизни8 (-/2)ОК - 1ОК - 2ОК - 4ПК 1.1Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждогоОсновное содержание4Теоретическое содержание:2Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)2Самостоятельная работа обучающихся2Подготовить конспект на тему: «Объекты биотехнологии»Практические занятия:212. Экологическая культура юриста в биотехнологии.2Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологий4ОК - 1ОК - 2ОК - 4ПК 1.1Тема 5.2.2. Социально-этические аспекты биотехнологийОсновное содержание4Этические аспекты развития биотехнологий и применение их в жизни человека, поиск и анализ информацииЗащита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)22Промежуточная аттестация по дисциплинеДифференцированный зачет2Всего:108/123. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:Для реализации программы общеобразовательной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:Кабинет биологии.Оборудование учебного кабинета и лаборатории:посадочные места по количеству обучающихся;рабочее место преподавателя;демонстрационный стол;комплект учебно-методических пособий по биологии;лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)Технические средства обучения:интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор. 3.2. Информационное обеспечение обученияДля реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные и электронные издания1.Пасечник В.В., Каменский А.А., под ред.Пасечника В.В. Биология. Базовый уровень. –М.: «Просвещение», 2022г.2. Колесников, С. И., Общая биология : учебное пособие / С. И. Колесников. — Москва : КноРус, 2023. — 287 с. — ISBN 978-5-406-11707-1. — URL: https://book.ru/book/9495223. Мамонтов, С. Г., Общая биология : учебник / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров. — Москва : КноРус, 2023. — 323 с. — ISBN 978-5-406-11258-8. — URL: https://book.ru/book/9485814. Мустафин, А. Г., Биология : учебник / А. Г. Мустафин, В. Б. Захаров. — Москва : КноРус, 2022. — 423 с. — ISBN 978-5-406-09668-0. — URL: https://book.ru/book/9432455. Верхошенцева, Ю. П. Биология : учебное пособие для СПО / Ю. П. Верхошенцева. — Саратов : Профобразование, 2020. — 146 c. — ISBN 978-5-4488-0651-3. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/918543.2.2. Дополнительные источники 1. Курбатова, Н. С. Общая биология : учебное пособие для СПО / Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1895-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/870782. Маглыш, С. С. Биология : полный курс подготовки к тестированию и экзамену / С. С. Маглыш. — Минск : Тетралит, 2018. — 384 c. — ISBN 978-985-7081-90-5. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/888664. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного предмета раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.Общая компетенцияРаздел/ТемаТип оценочных мероприятийРаздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живогоОК 02Биология, как наука. Общая характеристика жизниТестированиеУстный опросБиологический диктантИндивидуальная самостоятельная работаПредставление результатов практических работЗащита творческих работОК 01ОК 02ОК 04Структурно-функциональная организация клетокПредставление результатов практических работУстный опросТестированиеОК 01ОК 02Структурно-функциональные факторы наследственностиФронтальный опросРешение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНКОК 02Обмен веществ и превращение энергии в клеткеФронтальный опросЗаполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ ОК 02ОК 04Жизненный цикл клетки. Митоз. МейозОбсуждение по вопросам лекцииРазработка ленты времени жизненного циклаРаздел 2. Строение и функции организмаОК 02ОК 04Строение организмаОцениваемая дискуссияРазработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функцийОК 02Формы размножения организмовФронтальный опросЗаполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмовОК 02ОК 04Онтогенез растений, животных и человекаТест/опросСоставление жизненных циклов ОК 02ОК 04Закономерности наследованияФронтальный опросТест по вопросам лекцииРешение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещиванияОК 01 ОК 02Сцепленное наследование признаковТестРешение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещиванияОК 01 ОК 02ОК 04Закономерности изменчивостиТест.Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещиванияРаздел 3. Теория эволюцииОК 02 ОК 04История эволюционного учения. МикроэволюцияФронтальный опросРазработка глоссария терминовРазработка ленты времени развития эволюционного ученияОК 02ОК 04Макроэволюция. Возникновение и развитие жизни на ЗемлеОцениваемая дискуссия: использование аргументов, биологической терминологии и символики для доказательства родства организмов разных систематических группОК 02ОК 04Происхождение человека – антропогенезФронтальный опросТестРаздел 4. ЭкологияОК 01ОК 02ОК 07Экологические факторы и среды жизниТест по экологическим факторам и средам жизни организмовОК 01 ОК 02ОК 07Популяция, сообщества, экосистемыСоставление схем круговорота веществ, используя материалы лекцииРешение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах ОК 01 ОК 02ОК 07Биосфера - глобальная экологическая системаОцениваемая дискуссияТестОК 01ОК 02ОК 04ОК 07Влияние антропогенных факторов на биосферуТестПредставление результатов практических работОК 02 ОК 04ОК 07Влияние социально-экологических факторов на здоровье человекаОцениваемая дискуссияВыполнение лабораторной работы "Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)"Раздел 5. Биология в жизниЗащита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)ОК 01ОК 02 ОК 04Биотехнологии в жизни каждогоВыполнение работ на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологийОК 01ОК 02 ОК 04Социально-этические аспекты биотехнологийВыполнение тестов на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.