Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Исламова Оксана Игоревна
Театрализованная деятельность-эффективная форма воздействия на сознание ребёнка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребёнка
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная(коррекционная)начальная школа - детский сад №2»г.НерюнгриДОКЛАДНа тему: Театрализованная деятельность - эффективная форма воздействия на сознание ребёнка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребёнка Докладчик: Социальный педагог Исламова О.И. г. Нерюнгри, 2024г.Театр – это ценнейшее дополнениек любому воспитательному учреждению,и без него, на наш взгляд, несовершенна даже самая прекрасная школа.М. ТвенРоссийская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Во ФГОС НОО особо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художественную, творческую и другую деятельностьТеатр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. В театре дети получают лучшие уроки нравственности, они учатся сопереживанию и пониманию другого человека, через сопереживание героям. Учатся строить отношения, отличать добро от зла, быть смелыми и отважными. Знакомясь с языком театра, ребенок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусств.В нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети, имеющие статус ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, дети с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, дети с интеллектуальными нарушениями и др.Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, у таких детей наблюдается замедленное развитие психических процессов, бедный словарный запас, нарушения эмоционально-волевой сферы, низкая концентрация внимания, быстрая утомляемость, низкая мотивация, слабый иммунитет, частые простудные заболевания.Всё это в совокупности создаёт для детей трудности в усвоении образовательной программы, отсутствием заинтересованности в обучении, низкой мотивацией, проблемы во взаимодействии с окружающими людьми. Таким детям сложно раскрыть свой внутренний мир, свою индивидуальность, свои способности, найти своё место среди сверстников и взрослых, большинство детей с ОВЗ не умеют управлять своим телом и владеть своим голосом.Как помочь таким детям почувствовать многообразие окружающего мира? Раскрыть творческие способности, проявить и показать себя?Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческих потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждение живого интереса как раз и является театрализованная деятельность, в которой игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.Включая в образовательный процесс театрализованную деятельность, мы решаем сразу несколько важных задач:-социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.-развитие эмоциональной сферы детей. -повышение уровня самооценки у детей. -формирование умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.-развитие речи детей. - включение родителей детей с ОВЗ в жизнь класса и школы. Театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, в спектаклях, сценках, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе. Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. На любом музыкальном празднике, в любой театрализованной постановке каждый ребенок исполняет доступную для него роль: исполняет танец, песню или играет персонажа. Эмоциональные характеристики персонажей позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), тем самым значительно обогащается эмоциональный опыт детей.В спектаклях, инсценировках ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со сверстниками, педагогами и взрослыми.Роль педагога в организации театрализованной деятельности очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее).Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна – это и эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника. Родители присутствуют на музыкальных спектаклях и праздниках помогают в изготовлении костюмов для детей, оказывают помощь в украшении класса и музыкального зала к праздникам.В нашем ОУ зародилась хорошая традиция: на праздники и мероприятия, такие как праздник «Прощание с букварём», праздник, посвященный 8 Марта, День Матери, и др.Наши дети любят театр, с удовольствием ходят на занятия, репетиции, с нетерпением ждут выступления перед одноклассниками и родителями. Для детей с ОВЗ показать себя очень важно: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Каждая новая постановка - это поистине праздник, в котором дети раскрывают свои души, дают волю чувствам, эмоциям. Подводя итог, хочется сказать, что осуществление театральной деятельности с детьми ОВЗ необходимо и важно. Ребенок «окунается в совсем иной мир, именно иной, совсем ему не знакомый, здесь он чувствует себя по-другому, не таким обыденным, как всегда. На наш взгляд, нужно дать возможность каждому ребёнку почувствовать это. Ребёнок – это раскрывающаяся во всех сферах деятельности ЛИЧНОСТЬ. «Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник творчества».
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.