Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бурцева Ирина Викторовна

Социально-психологические условия формирования детско-родительских отношений в старшем дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕВ настоящее время существует множество международных документов, актов и постановлений, регламентирующие права и обязанности родителей и детей. Одним из таких документов является Семейный Кодекс Российской Федерации. Этот документ регулирует семейные отношения, на основе Конституции РФ и гражданского кодекса. В соответствии со статьей 63 Семейного Кодекса РФ родители ответственны за развитие их детей. Они должны заботиться не только о физическом их здоровье, но и о психическом. Учет данного закона позволит построить гармоничные детско-родительские отношения, которые обеспечивают успешное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Некоторые современные семьи могут перекладывать груз ответственности за развитие детей на образовательные учреждения. Вследствие этого родители могут уделять мало внимания и общения со своим ребенком. Они забывают о том, что детско-родительские отношения оказывают непосредственное влияние на полноценное развитие ребенка дошкольного возраста. Н. Ю. Синягина в течение многих лет изучала специфику детско-родительских отношений. В ходе своих наблюдений она пришла к следующему выводу: для 80% мам и 60% пап характерна эмоционально-негативная оценка себя с позиции родителя; 18% родителей испытывают страх и растерянность при ситуации, которая требует воспитательного воздействия на ребенка; 65% отцов и 43% матерей отмечают, что могут быть грубыми, возбужденными и резкими со своими детьми. Таким образом, современные семьи в 22% случаях отвергают своих детей, а это достаточно высокий показатель, который на 9% превышает принятие. Данные цифры дают основание предположить о наличие общей негативной тенденции в детско-родительских отношениях в современных семьях. Изучением детско-родительских отношений занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.  Т. Гордон, Р. Дрейкурс, X. Джайнотт, К. Стейнер, В. Сатир и многие другие. Стили семейного воспитания изучали А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер. В своих исследованиях ученые четко показали, какой тип родительских отношений оказываются благоприятными для развития полноценной личности, а какие способствуют появлению у детей, определенных нервно -психических проблем.В. Сатир изучала гармоничные детско-родительские отношения. Она утверждала, что именно такие отношения призваны, полноценно развить ребенка, а также сформировать у него адекватную самооценку. Но несмотря на то, что учеными была накоплена огромная база исследований по детско-родительским отношениям, данная тема исследования остается актуальной и на сегодняшний день. В связи с негативной тенденцией в детско-родительских отношениях семей 21 века. Поэтому целью нашего исследования является коррекция детско-родительских отношений в старшем дошкольном возрасте. Исследование проводилось в АНО ДО «Детский сад № 12 «Калинка» г. Пятигорска с детьми старшей группы «Непоседы» в возрасте 5-6 лет и их родителями в количестве 15 человек. Результаты исследования по методике «Рисование семьи» Л. Корман показали, что большинство детей имеют внутрисемейные проблемы. Следовательно, дошкольники испытывают одиночество, покинутость и потребность в общении. Тест – опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина отобразил, что некоторые из семей под номерами 4 и 14 по шкале «Гиперсоциализация» набрали самые высокие баллы (средний «сырой балл» - 6, процентальнй ранг – 95,76%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что в этих семьях, от детей требуют безоговорочного послушания и дисциплины. По шкале «Инфантилизация» семья под номером 14 также набрала самый высокий балл (средний «сырой балл» - 5, процентальный ранг – 96,83%). Следовательно, в данной семье ребенку приписывается социальная несостоятельность. В глазах таких родителей дошкольник предстает неуспешным, неумелым и неспособным. Следует отметить, что по шкале «Принятие/отвержение» все 15 семей показали низкий балл. Средний «сырой балл» составляет 3,6, средний процентальный ранг 6%. Следовательно, все семьи испытывают в той или иной степени досаду и раздражение к ребенку. Низко оценивают способности своих детей. Могут считать, что у их ребенка много дурных наклонностей и привычек.Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста показало, что только 40% дошкольников имеют адекватную самооценку, у 27% дошкольников самооценка завышенная.Однако, у 33% старших дошкольников самооценка занижена. Данный процентный показатель достаточно большой для 15 продиагностированных детей. Полученные результаты психологического исследования явились основой для разработки программы по коррекции детско-родительских отношений. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Поставленные задачи программа решает посредством включения ребенка и родителей в разнообразную совместную деятельность для коррекции их межличностных отношений.Психологическая программа предусматривает проведение 10 занятий 1 раз в неделю. Количество человек 4-5 пар. Коррекционная программа имеет практическое значение, поскольку решает одну из важных проблем современности. Программа включает в себя: перспективный план и комплекс игр.В основу программы положены концептуальные положения отечественных и зарубежных ученых:положение Э. Фромма о том, что детско-родительские отношения лежат в основе полноценного детского развития;положение В. Сатир заключающиеся в том, что семья оказывает непосредственное влияние на формирование личности ребенка;принцип детерминизма (Л. И. Божович, А. Н. Рубинштейн) согласно которому любые нарушения в психическом развитии детей обусловлены деструктивными детско-родительскими отношениями; системно-деятельностный подход А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллера, А. С. Спиваковской и др. в соответствие с которым деструктивные детско-родительские отношения формируются и изменяются в деятельности;теоретические положения А. И. Копытина, И. В. Вачкова о пользе разнообразных методов (атр-терапия, сказкотерапия, игровая терапия) в коррекции детско-родительских отношений.Библиографический списокВалеева, Г. В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебно-практическое пособие / Г. В. Валеева. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 250 с.Гольцер, Е. А. Детско-родительские отношения: диагностика, методики и практики: материалы краевого семинара-практикума в рамках Недели психологии. – Красноярск, 2018. – 135 с.Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 95 с.Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А. С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X