Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Горшкова Людмила Сергеевна

Влияние экологического образования на интеллектуальное развитие дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВГоршкова Людмила СергеевнаМуниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 89», (МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 89) г. НижнекамскВоспитательАннотация: В данной статье рассмотрено влияние экологического образования на интеллектуальное развитие дошкольников. Как правильно подобранные методы и формы экологического образования и их систематическое применение в повседневной жизни дают возможность успешно решать задачи умственного развития детей. Ключевые слова: целевые экскурсии, наблюдения, опыты, загадки-описания, сюжетные игры.Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Полученные знания и умения дошкольники используют на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в неё, приобрести навыки общения с ней, поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Красоту зимнего убранства, увядание природы осенью и аромат опавших листьев. Вместе с педагогом вспоминают поэтические образы: «Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит…» (А.С.Пушкин)«Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром…» (С.Есенин)Художественное слово помогает более эмоционально воспринимать окружающую природу. Мы часто во время наших прогулок, экскурсий проходим мимо различных интереснейших явлений растительной жизни, а в ней много загадочных сторон. Природа на каждом шагу полна «маленьких тайн».Наблюдая с детьми за погодой, выделяем отдельные явления (светит солнце, идёт дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Совместно с детьми наблюдаем не только явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы (от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, тёмный, блестящий, листья на деревьях сверкают; ветер раскачивает ветки, бельё на веревке; солнце делает все предметы яркими, от них падает тень).Наблюдая, определяем состояние неба, наличие или отсутствие осадков и ветра, степени тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нём может ярко светить солнце, но оно может быть белым или серым, облачным, тёмным, с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер – это перемещение воздуха в пространстве, ветер невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать (продувает насквозь), заметить по другим приметам (раскачиваются и клонятся ветки деревьев, шелестят листья, летят пыль, мусор и др.)Степень тепла и холода определяется по градуснику, но можно определить и по своей одежде. Например: жарко – на девочках сарафаны, на мальчиках шорты и майки; тепло – на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно – дети гуляют в куртках, пальто; очень холодно (мороз) – ребята в зимней одежде (шубы, пуховики, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам, они постоянно проживают её: сами одеваются на прогулку, раздеваются, возвращаясь в помещение.С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Участие в опытах – это интенсивный способ развития мыслительной деятельности. Специально организованные опыты, в отличие от простых наблюдений, позволяют детям более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности жизнедеятельности растений, животных. В опытах можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, объяснять, а это развивает наблюдательность, восприятие, логическое мышление. Можно проводить самые различные опыты с водой и воздухом, песком и глиной, камнем и деревом. Воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах. Воздух интересно обнаруживать, создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри.Интересные опыты можно провести с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени и репчатого лука. В старших группах, одновременно можно провести три опыта: поставить одну банку с луковицей в тёмное место; другую – в прохладное, но светлое; третью – в тёплой группе на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц: в холоде лук не прорастет или появление зелени будет очень медленным; в темноте перья лука будут жёлтыми, некрасивыми. Только сочетание трёх основных условий – тепла, влаги, света - обеспечит хороший рост зелени. Дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий для роста растений, а также всего комплекса условий для жизни растительного организма. Кроме того, простата опыта, заключающаяся в изменении одного условия, делает его доступным для понимания ребёнком.Игры детей во время прогулок являются одним из путей познания природы. Ещё Лавуазье доказывал, что забавы при устройстве запруд и пускание лодочек в ручейки ведут детей к постижению механики твёрдых и жидких тел. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с естественными материалами природы, с качествами и свойствами их, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети познают, что вода бывает холодной и тёплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить.Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети обнаруживают действие ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять физические закономерности (плавание предметов в воде, движение в воздухе).Дети всегда интересуются небом: там плывут облака, летают самолёты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли. Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Детей интересует, можно ли увидеть, услышать или потрогать воздух. Предложим детям опустить камешек в воду и посмотреть, как вокруг появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха. А можно ли услышать воздух? Показываем опыт с воздушным шариком. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух.В практике могут быть использованы самые различные игры, например, «Закончи предложение». Педагог говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…». «Летом бывает дождь, а зимой…»Интересны игры в загадки-описания. Они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагается придумать аналогичные загадки детям.Можно использовать сюжетную игру для выполнения определенной дидактической задачи. Так, например, с образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Айболит может выполнять очень важную для экологического воспитания функцию – делать профилактические осмотры животных, растений и даже детей для оценки состояния их здоровья. Осматривая своих пациентов, он демонстрирует, как надо делать, как и по каким признакам выявлять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо условий жизни. Ещё одна важная функция – давать рекомендации, назначать лечение своим пациентам. Так, осмотрев аквариум с рыбками, Айболит рекомендует долить воды или заменить часть её свежей, включать чаще рефлектор, чтобы растения не захирели, даёт советы, как разнообразить корм для рыб.Осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им лекарство от истощения (удобрение), рекомендует пересадку, подрезку, дополнительный полив, т.е. назначает все необходимые мероприятия, которые следует проводить. В рамках игры происходит реальное общение с живыми объектами, осмотр среды их обитания. Литературный герой помогает решать дидактические задачи, поставленные перед детьми. Таким образом, правильно подобранные методы и формы экологического образования дают возможность успешно решать задачи умственного воспитания. Систематически обращая внимание на изменения в природе, задавая интересующие их вопросы и находя ответы на них, при выполнение несложных опытов, развивают мышление, внимание, память, анализируют свои выводы. Проявляют самостоятельный интерес к познанию новых природных объектов и явлений. Стремятся к исследованию объектов живой и не живой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Интеллектуальное развитие детей приобретает более высокий уровень.Список литературы1. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников /Л. Бобылева, О. Дупленко //Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 36-42.2. Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования //Педагогика - 1997 - № 6 - с.31 - 36.3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой /С.А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 1990.4. Дыбина, О.В., Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.Б. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 56с.6. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников /С.Н. Николаева. - М.: Мозаика - Синтез, 2004. 128с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X