Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Шпилевая Надежда Павловна
"Читаем, думаем, размышляем", практики работы с научно-популярной литературой со школьниками
скачать документВернуться назад
Тема: «Читаем, изучаем, размышляем: практики работы с научно-популярной литературой со школьникамиШпилевая Надежда Павловнапедагог – библиотекарьМОУ Октябрьский сельский лицейЧердаклинский район Ульяновская областьЧитательское развитие школьников – неотъемлемая часть процесса воспитания и образования в школе. Оно – условие и продукт этого процесса.Говоря о естественнонаучном образовании, мы имеем ввиду следующие предметные области: биологию, зоологию, географию, математику, физику, естествознание и другие. Что касается непосредственно педагогического потенциала художественного произведения, то, очевидно, его следует анализировать с трёх позиций: насколько произведение развивает, расширяет, подкрепляет непосредственно имеющиеся у школьника знания; насколько оно стимулирует у ребенка познавательный интерес к естественнонаучному знанию; наконец, насколько то или иное произведение затрагивает вопросы познаваемости мира.Приведу примеры некоторых художественных произведений, которые были бы полезным и существенным дополнением в естественно-научном образовании школьников того или иного возраста.Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье» (математика, комбинаторика, физика, математическая логика) – для любого возраста. Так, чтобы попасть из одной точки в другую, вероятно, придётся пойти «совсем в другую сторону», как и предполагается сделать Алисе в искривлённом пространстве её сновидений.Владимир Одоевский «Городок в табакерке» (механика) – для младшего возраста. На доступном уровне ребёнку становится понятен загадочный механизм действия обыкновенной вещицы: папиной табакерки. Элементы этого механизма волшебным образом оживают в сновидении мальчика и начинают взаимодействовать…Сельма Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (география, ботаника, зоология) - для младшего возраста. Проделав чудесное путешествие вместе с героями сказки, ребёнок впитывает в себя массу географических и биологических сведений, которые останутся с ним навсегда.Виталий Бианки, И.С. Соколов-Микитов, Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», Жюль Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта» и др., Владимир Обручев «»Земля Санникова», «Плутония» и др., Братья Стругацкие «За миллиард лет до конца света» (старший школьный возраст), Вениамин Каверин «Открытая книга» и другие.Учителя, библиотекари, родители сами конструируют работу с текстами, выбирая и варианты общения.Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.Первый шаг к пониманию – прежде всего выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Думая, человек спрашивает и отвечает. Не возникать вопросы не могут: мир велик и многое в нём непонятно. Проникать же в тайны мироздания можно лишь в поиске ответа на возникшие вопросы.Спрашивать и отвечать – вот девиз познания и обучения.Такая работа ведётся совместно с учителем на занятиях «Час чтения», библиотечных уроках, в ходе изучения творчества писателей-натуралистов: В.Бианки, И. С.Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Сахарнова, К. Паустовского, М. Пришвина и других писателей.Приёмы работы с текстом Чтение с пометкамиПрочитайте внимательно текст и сделайте на полях пометки:- напротив предложений, в которых содержится известная информация, ставите значок «V»;- напротив предложений, содержащих новую для вас информацию, ставите знак «+»;- если полученная информация вас удивила и вызвала интерес, ставите знак «!». 2. Попробуйте задания выполнить сами, «пропустить через себя в роли ученика»Алгоритм:Прочитай текст.Определи стиль текста.О чём рассказывает автор?Запиши, о каких животных идёт речь в тексте.Что ты знаешь об этих животных?Если ты не знаешь, что это за животные, обратись к справочной литературе (энциклопедии, словари, Интернет).Чему научил тебя этот рассказ?Продукт проектаГазета или журнал.Рисунки.МиниэнциклопедияЗадание.Прочитайте внимательно текст. Используя дополнительную литературу (справочники, энциклопедии, компьютерные поисковые системы), установите, о каких животных (растениях и др.) идёт речь.Литература:Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/Н.А. Криволапова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 222 с.Крылова О.Н. Работа с текстом: 2 класс.ФГОС / О.Н. Крылова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 109 с.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.