Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гайкова Нина Николаевна

"Великий славянофил и пророк» К 220-летию со Дня рождения А.С.Хомякова

скачать документ

Вернуться назад

38842952781301355725278130-1099185278130Колледж Московского гуманитарно-экономического университетаК 220-летию со Дня рождения А.С.Хомякова-8172457461254490085746125«Великий славянофил и пророк»115062048895-123825019240526473156731066167064770Преподаватель словесности, член Российского Союза Писателей, участница сборников: «Тропа к духовным родникам», «Славянское слово 2022, 2023», «Под знаком Кирилла и Мефодия», участница электронной антологии конкурса «Есть только музыка одна» Гайкова Нина НиколаеваМосква 20245118735-552450-992505-681990«Великий славянофил и пророк»Часть первая «Мысль философская, в поэзии воплотившаяся» Глава первая «О Главном Подвиге»Подвиг есть и в сраженьи,Подвиг есть и в борьбе.Высший подвиг в терпеньиЛюбви и мольбе.Если сердце занылоПеред злобой людской,Иль насилье схватилоТебя цепью стальной;Если скорби земныеЖалом в душу впились, -С верой доброй и смелойТы за подвиг берись…-748665723900Произведение, ставшее песней, благодаря П.И.Чайковскому. Музыка «строгая», чем-то канты древние напоминающая. Вспоминается сразу подвиг русских людей – благочестивых предков наших – и на поле брани убиенных, и врагом умученных, и в тишине лесов подвиг монашеский совершавших.И как литературе нашей присуще, привычно, отражает стихотворение не только то, что было, но и то, что через много лет будет. Потому что сказанное вне времени, «сверхвременно», как князь-философ Е.Н.Трубецкой в конце жизни написал. Потому что даже при всей гениальности, при всём глубочайшем видении русских корней духовных, не мог православный в самом страшном сне увидеть, в самых «диких» фантазиях вообразить, что Предстоятеля Церкви на суд поведут, а Помазанника Божьего с Семьёю зверски умучат. А говорить, что строки эти и о Новомучениках, новым властителем - антихристом убиенных… А разве кто-то не видит? И неважно, что поэт лет за шестьдесят до того мир земной покинул ...5229225687070Имя автора стихотворения с кратким и всеобъемлющим названием «Подвиг» чуть позже назовём, а сначала скажем, что он поэт поколения А.С.Пушкина и Ф.И.Тючева, земной путь которого был не очень «длинным», - мир он оставил за несколько месяцев до знаменитой Реформы, что с неволей крепостной покончила. Этому русскому мыслителю и поэту принадлежит удивительно ёмкое по сути своей слово – «Соборность». Духовное Единство, от веры истинной неотделимое. Невозможно в связи с ним не вспомнить слова Самого Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». -74104511430 Русский мыслитель, написавший книгу «Церковь одна», сказал сначала, что перевёл какого-то греческого писателя первых веков Христианских. Лишь после правду узнали.Помнят, наверное, многие ошельмованную в годы безбожные Триаду – Православие, Самодержавие, Народность. Потому что это – три столпа России Православной, во главе которой Помазанник Божий. Это сродни: «За Бога, Царя и Отечество». Кстати, в строках этих, в отличие от других стихов поэта, не слов: «Россия» или «русский» - но, наверное, только истинно русский, православный поэт, мыслитель - просто русский, православный человек мог так написать. Кстати, за год до смерти…Был он похоронен на территории Самой Древней Обители Московской – ныне от захоронений лишь фотография осталась. Бесы, власть захватившие, разрушили, с лица земли стёрли. Разорению, осквернению мест последнего приюта прощения нет. Отмаливать преступление многим поколениям – только мы не о том сейчас…С портрета смотрит на нас преисполненный ума, глубины духовной человек. Имя его – Алексей Степанович Хомяков, имя, что не одно десятилетие убрать из русской литературы, из истории русской пытались.А мы всё равно помним!4935855948690«Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе» - и встают перед нами нечестивцами убиенные братья - Страстотерпцы Борис и Глеб. И через века подвиг их «повторившие» Царственные Великомученики и иже с ними, матушка Елизавета и Инокиня Варвара, Священномученики Владимир, Вениамин, Серафим, Иоанн, Ефрем, Фаддей, Патриарх-Исповедник Тихон и целый сонм Мучеников явленных и неявленных – да о них мы уже говорили …Как известно, В.М.Васнецов был одним из тех, кто Владимирский Собор в Киеве в год 900-летия Крещения Руси расписывал. Нет, мы не будем сейчас сокрушаться о трагедии Мира Славянского – цель иная. Да и у А.С.Хомякова есть стихотворение «Киев» - потому позже к Колыбели Русской вернёмся…Среди росписей Собора есть Образ Христа в Небесах на Троне, а есть Крест в Небесах.Сначала Образ несколько удивляет – Христос же Воскрес… А после становится понятным, что Крестная Жертва к Небесам возносит, смерть победив. -80962511430А вспомнили мы об этом, потому что Возношение к Небесам отразилось и в стихотворении А.С.Хомякова: Есть у подвига крылья,И взлетишь ты на них,Без труда, без усилья,Выше мраков земных, -Выше крыши темницы,Выше злобы слепой,Выше воплей и криков, Гордой черни людской. Словно некий итог размышлений о подвиге – вне времени и пространства. Не только в самом стихотворении, конечно.Возношение – вспоминаются невольно эти строки цикла с таким названием:Из крови, пролитой в боях,Из праха обращенных в прах,Из мук казненных поколений,Из душ, крестившихся в крови,Из ненавидящей любви,Из преступлений, исступлений –Возникнет праведная Русь.Я за нее за всю молюсьИ верю замыслам предвечным:Ее куют ударом мечным,Она мостится на костях,Она святится в ярых битвах,На жгучих строится мощах,В безумных плавится молитвах. Создано было стихотворение через шестьдесят лет после того, как А.С.Хомяков землю покинул, – и написал их в годы красного террора поэт серебряного века М.А.Волошин.Но если не знать этого, разве не сродни друг другу мысли двух великих русских поэтов, Отечество своё беззаветно любивших?! (См. также «Готовность к Сораспятию»).Словно сказанное А.С.Хомяковым о каждом «обобщается», доходит до «предела», когда судьба Отечества на переломе... Как мы уже говорили, немало стихов, к России обращённых и у А.С.Хомякова.4356735320675Об этом беседа дальше будет... Глава вторая «Духовная беседа с Россией».Твое всё то, чем дух святится,В чем сердцу слышен глас небес,В чем жизнь грядущих дней таится,Начало славы и чудес!..О, вспомни свой удел высокой!Былое в сердце воскресиИ в нем сокрытого глубокоТы духа жизни допроси!Внимай ему - и, все народыОбняв любовию своей,Скажи им таинство свободы,Сиянье веры им пролей!И станешь в славе ты чудесной-809625-3810Превыше всех земных сынов,Как этот синий свод небесный -Прозрачный вышнего покров!Замечательный, жизнеутверждающий финал одного из лучших, наверное, произведений не только А.С.Хомякова, но и всей русской поэзии – литературы об Отечестве нашем. Стихотворение «России» - и звучит уже в самом названии обращение к Родине нашей – по сути – ко всему народу русскому. Снова незачем, наверное, долго объяснять «сверхактуальность» строк этих для жизни нашей – очень непростой.Об «уделе высоком» России говорят и не разучившиеся мыслить иностранцы – сказал, снявшийся в фильме «Осенний марафон» Норберт Кубинке, что только на русских вся надежда. Не читал он скорее всего стихов и статей нашего великого Соотечественника - а главную мысль через полтора века повторил – потому что она вне времени. Предназначение России в том, чтобы сказать народам о вере и свободе, не порабощая, не «ассимилируя» против воли, как на протяжении истории не раз бывало, а с любовью. Да ведь так и было всегда. Потому что Россия - «славянское племя, Православная Империя», - как написал в своё время известный поэт того же поколения - Ф.И.Тютчев. Потому что Святая Русь - понятие не историческое, не географическое, а духовное, словно только духовным зрением видимый град Китеж. И прежде, чем сказать эти прекрасные слова о предназначении Отечества нашего, поэт словно «выстраивает» все размышления на антитезе."Гордись! - тебе льстецы сказали: -Земля с увенчанным челом,Земля несокрушимой стали,Полмира взявшая мечом!Пределов нет твоим владеньям,И, прихотей твоих раба,Внимает гордым повеленьямТебе покорная судьба.Красны степей твоих уборы,И горы в небо уперлись,И как моря твои озера..."Не верь, не слушай, не гордись!4524375757555Прежде всего «льстецы» - те, которые дьяволу служат. Они восхищаются Россией? Вовсе нет – им нужно, как в знаменитой басне И.А.Крылова, обмануть, «ослепить». А после ослабить, уничтожить и получить несметные богатства. Разве требует это ещё каких-то объяснений?! Историю нашу многострадальную каждый мало-мальски культурный человек знает. И называет А.С.Хомяков всё богатства земные «прахом» - и слово это рядом с «силой» и «славой» земной. А дальше говорится поэт-славянофил о падении Рима, об уничтожении Орды, о том, как некогда «Царица западных морей» - Альбион ныне «кует бессильные крамолы, дрожа над бездной». Оттого что забыли некогда великие державы о Духовном Начале, о совести, о милосердии. Через несколько десятилетий напишет русский мыслитель В.С.Соловьёв л том, что «Рим обожествил сам себя… и пал». Знает любой русский человек о чудовищной жестокости кочевников-язычников - о мученической смерти русских князей, не пожелавших идолам поклониться и жён своих венчанных на блуд привести. Знает весь мир о том, как английские войска людьми из пушек выстреливали… «Не гордись», - этот идущий от сердца призыв звучит трижды. Потому чтоБесплоден всякой дух гордыни,Неверно злато, сталь хрупка,Но крепок ясный мир святыни,Сильна молящихся рука!Оттого Россия стоит – много выстрадавшая, но непобедимая, молитву к Небесам вознося. -794385102870 Век спустя напишет в одной из статей писатель-эмигрант И.С.Шмелёв: «…Москва стоит, живая. Чем держится? Не сказать ли народным словом – «Николай-Угодником держится»? не под незримым ли Покровом-Омофором?» И разве не относятся с полным правом слова эти ко всей России нашей?! Потому что Третий Рим – прежде всего «Московское Царство», которое «стоит, а четвёртому не бывать»… 5133975991870Построенное на антитезе духовного и материального – «бренного» богатства, ослепляющей гордыни и высокого смирения, «синоним» которого – любовь, произведение словно являет собою размышление, приводящее к совершенно очевидному для писателя, как, впрочем, и для каждого истинно русского человека, выводу: И вот за то, что ты смиренна,Что в чувстве детской простоты,В молчаньи сердца сокровенна,Глагол творца прияла ты,-Тебе он дал свое призванье,Тебе он светлый дал удел:Хранить для мира достояньеВысоких жертв и чистых дел;Хранить племен святое братство,Любви живительной сосуд,И веры пламенной богатство,И правду, и бескровный суд.А дальше финал, к которому обратились мы в самом начале главы... Кому много дано, с того много спросится – дано Создателем, конечно. Говорится так о человеке – а у А.С.Хомякова звучит мысль эта обо всей России… -862965-354330 Глава третья «Путь под парусом русским»Какое прекрасное стихотворение – мысли от него словно лучи от солнца расходятся. Много мыслей во время чтения приходит – вот о них и беседу продолжим.Есть кант духовный - довольно известный - о море житейском: Житейское мореИграет волнами.В нём радость и гореВсегда перед нами. Море жизни – по которому люди, словно корабли, плывут. Глубоко символический образ – кстати, символ якоря и в архитектуре храма православного встречается – но мы сейчас не о том. И в одном из произведений А.С.Хомякова корабль под парусом – образ всей России.Парус поднят; ветра полный, Он канаты натянул И на ропщущие волны Мачту длинную нагнул. Парус русский. Через волны Уж корабль несется сам. И готов всех братьев челны Прицепить к крутым бокам. Поднят флаг: на флаге виден Правды суд и мир любви. Мчись, корабль: твой путь завиден... Господи, благослови!Звучат строки стихотворения русского мыслителя, конечно, бодрее, радостнее, чем кант о море житейском, но мысли похожие – по крайней мере «вектор» мыслей один.Наш компас – над нами,Впери в Небо очи.И с бурей, с волнамиБорись среди ночи. илиНаш кормчий пред нами – Гляди ему в очиИ смело – с надеждойСвершай путь средь ночи…Суть от это не меняется – главное, что после скорбей и треволнений Господь указывает выход - довериться Воли Божией и свершать то, что каждому предначертано. 4554855328930И плывущие под «парусом русским» мудрость эту уразумели - оттого и несётся корабль через волны, страха житейского не ведая. Потому нет в этом произведении антитезы, как в предыдущем. Она уже «преодолена»… Русский корабль не только сам по волнам несётся – но и готов прийти на помощь всем, кто попросит, позовёт, кто готов быть с Отечеством нашим в соборном единстве. Братьям, которым с кораблём русским по пути...Как и в произведении, к России обращённом, говорит поэт о предназначении Родины нашей – о том, что ей Самим Творцом уготовано – «хранить для мира достояньевысоких жертв и чистых дел».-741045108585 И на поднятом флаге России «правды суд и мир любви» - оттого и одолеет народ русский любой путь, любые волны, что на пути встретятся. И бурю одолеет… «Господи, благослови!» - завершается стихотворение. «Благослови Россию, благослови путь, чрез волны житейские идущего» - говорит через века русский поэт – поэт-славянофил и заставляет живущих ныне задуматься… Кажется, главу на этом можно было бы завершить, но вспоминаются невольно и эти строки знаменитого, песней ставшего стихотворения «Пловец». Лирический герой тоже призывает братьев спорить с бурей, выстоять и победить. Создал строки эти поэт поколения А.С.Хомякова – Н.М.Языков, а почти народной песней сделал их композитор К. П. Вильбоа.Обратимся только к финалу:Там, за далью непогоды,Есть блаженная страна:Не темнеют неба своды,Не проходит тишина.Но туда выносят волныТолько сильного душой!..Смело, братья, бурей полныйПрям и крепок парус мой. «Прям и крепок» – и к испытаниям готов. Как плывущие под флагом русским, верность Христу отражающим, как смотрящие в очи Кормчему, Имя Которого Христос, так и сильные душою, достигнут «блаженной страны» - Царствия Небесного, которое нудится, завоёвывается подвигом духовным…Но беседа о множестве граней жизни русской на этом не завершена – в следующей главе продолжим…4741545297180 Глава четвёртая «О соборном покаянии…» В одном из трудов своих упомянул известный русский мыслитель И.А.Ильин покаянные стихи славянофила А.С.Хомякова. Потому прежде, чем продолжить, вспомним ещё раз, что покаяние означает «изменение сознания» - переоценку, вразумление, просветление.Вспомним, что не единожды слова, к каждому из нас словно Самим Творцом обращённые, звучат в произведениях нашего Великого Соотечественника как обращение ко всей России – и, разумеется, никакого противоречия в том нет. Даровал -7416803810Господь А.С.Хомякову ощущать себя неотъемлемой частью России, Мира Славянского – на «уровне», можно сказать, «физическом». Ощущать связь с Отечеством своим, живую, нерушимую…А ещё в связи с этим невозможно забыть о ставшем в наше время «сверхактуальным». Нередко потерявшие совесть современные «писатели», в стране своей что-то высмеивая или обличая, своё «я» от «мерзости», творящейся вокруг, словно «отделяют», будучи мерзкими гораздо больше. Только никогда не было свойственно это истинно русским писателям – а уж тем паче – славянофилам. Если творится мерзость, то я лично и все мы её «разделяем» - потому что есть в ней и наша вина… А.С.Хомяков создал не одно произведение, которое можно назвать покаянным - и начнём мы с этого стихотворения, на мой взгляд, самого философски углублённого, более всех скорбей преисполненного и самого животрепещущего: Не говорите: «То былое, То старина, то грех отцов, А наше племя молодое Не знает старых тех грехов». Нет, этот грех – он вечно с вами, Он в вас, он в жилах и крови, Он сросся с вашими сердцами – Сердцами, мёртвыми к любви. Молитесь, кайтесь, к небу длани! За все грехи былых времён, За ваши каинские брани Ещё с младенческих пелён; За слёзы страшной той годины, Когда, враждой упоены, Вы звали чуждые дружины На гибель Русской стороны;За рабство вековому плену, За робость пред мечом Литвы, За Новгoрoд и его измену, За двоедушие Москвы; За стыд и скорбь святой царицы, За узаконенный разврат, За грех царя-святоубийцы, За разорённый Новоград; За клевету на Годунова, За смерть и стыд его детей…46081951101725 А далее перечисляет поэт ещё много скорбей исторических. И вспоминаются, конечно, слова Священного Писания: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». А как же: «Сын за отца не отвечает»?! Не отвечает – только не должно сыновьям грехи отцов повторять, «преумножая». И пытаться понять, как жить по-иному – по Правде Божией…Снова, как ни прискорбно, легче уразуметь более полутора веков назад созданное на примере истории века окаянного, до которого великий Поэт-Славянофил почти полвека не дожил. Потому прежде всего, что всё, в стихотворении перечисленное, ни в какое сравнение с трагедией прихода в Россию антихриста и попыткой разрушить всё «до основания» не идёт. И миллионы жизней искалеченных к трагедии этой вольно ли невольно причастны. И потому, что, как не раз уже говорилось, всё, в произведениях А.С.Хомякова отражённое, ныне ещё большую «актуальность» приобрело.-672465114935 Кровоточащие вопросы, на которые сразу ответить очень сложно – почти невозможно, наверное: насколько виноват каждый, носивший на себе изображение крови жаждущего вождя мирового пролетариата – по сути символ неоязыческий, повторявший за учителями, что Бога нет, и что «надо было» Царскую Семью убить. Каждый, партийный билет иметь желавший, каждый плававший в бассейне «Москва», на долгие годы незаконно занявшем место Храма Христа Спасителя…Главное, что должно осознать, - мерзость, греховность деяний – именно осознать прежде всего – иначе грех так и останется навсегда «в жилах и крови». Ныне восстанавливаются повсюду порушенные Святыни, памятники Помазанникам Божиим – разве это не покаяние за то, что предки наши, обезумев, ослепнув духовно, натворили?! Но остались, к скорби великой, в ком-то «метастазы» богоборчества и «классовых разделений» - оттого остались, что сердца стали «мёртвыми к любви»… И звучит почти сто восемьдесят лет назад написанный призыв к соотечественникам нашим, словно ныне произнесённый. За всё, за всякие страданья, За всякий попранный закон, За тёмные отцов деянья, За тёмный грех своих времён, За все беды родного края, – Пред Богом благости и сил Молитесь, плача и рыдая, Чтоб Он простил, чтоб Он простил! А без покаяния, без прощения жизни хорошей не построить – несмотря на все «технологии» – фундамент не устоит…516445584455Наверное, это произведение, как мы уже сказали, самое «кровоточащее» и сердце сотрясающее, самое глобальное по мыслям своим. Но, конечно, призыв к покаянию звучит и в других стихах. Звучит в единстве со словами о предназначении России. Звучит, продолжая мысль о том, что дан Отечеству нашему «светлый удел хранить для мира достоянье высоких жертв и чистых дел». Потому что без чистоты сердца, чистоты помыслов невозможно свершать благие дела – невозможно войти в Царствие Небесное. Не в пьянстве похвальбы безумной, Не в пьянстве гордости слепой, Не в буйстве смеха, песни шумной, Не с звоном чаши круговой; Но в силе трезвенной смиренья И обновленной чистоты На дело грозного служенья В кровавый бой предстанешь ты. -71056526670И называется произведение «Раскаявшейся России». Тоже обращение к Отечеству нашему – к русским людям – призыв прежде всего на жизнь свою «очами духовными», как сказал в одном из произведений С.А.Нилус, взглянуть...Звучит призыв к покаянию, очищению для исполнения предназначения своего и в этих строках:Молись молитвою смиренной И раны совести растленной Елеем плача исцели! И встань потом, верна призванью, И бросься в пыл кровавых сеч! Борись за братьев крепкой бранью, Держи стяг божий крепкой дланью, Рази мечом - то божий меч! И приходит на ум невольно главное произведение всей русской литературы – «Пророк» А.С.Пушкина. Цитировать его необходимости, наверное, нет. Итак, тот, кому Самим Творцом предназначено «глаголом жечь сердца людей», сначала должен очиститься духовно – преобразит и очи, и уши, и язык, и сердце - а после услышать Бога Глас, чтобы «трупом» духовным не быть. 5012055320675Очищение духовное должно случиться, произойти и со всей Россией, чтобы предназначение, к которому Творец призвал, исполнить... А в финале главы снова мост в век двадцатый «перекинем» - в очень непростые годы девяностые.Ой, не время нынче спать, православные!Белый голубь пал в бою с чёрным коршуном.То, что горько вам сейчас, вряд ли главное –Было горше на Руси, было горше нам.Слова этой довольно известной песни, как, впрочем, и музыку, создал прошедший войну в Афганистане, тот, кому даровал Создатель лишь сорок семь лет жизни земной, истинно русский, православный «бард» Владимир Григорьевич Волков.Скорбные во многом строки - но звучит в них вера, звучит надежда – «было горше на Руси» - а Русь жива... И завершается произведение трижды повторяющимися – самыми главными словами. Призывом к людям, что русскими себя считают:По церквам – запустенье и тлен,Без царя голова, без креста душа.Ну-ка, матушка, встань с колен –Надо сделать последний шаг!Пережил наш современник, как и большинство из нас, годы богоборческие, которые нашему Соотечественнику-Славянофилу в самом страшном сне привидеться не могли. Но финал стихотворения словно через века продолжает мысли того, кто о Соборности – о Единстве Духовном сказал. Мысли о Высоком предназначении Отечества нашего – о том, что людям русским забывать никогда не должно…А ещё об одной русской боли в следующей главе побеседуем… -71056515240Глава пятая «Поруганная колыбель и … лучик надежды»Высоко передо мноюСтарый Киев над Днепром,Днепр сверкает под гороюПереливным серебром.Слава, Киев многовечный,Русской славы колыбель!Слава, Днепр наш быстротечный,Руси чистая купель!Перед нами начало стихотворения «Киев», имя которого стало ныне символом трагедии, раскола, забвения. И чтобы от беспамятства излечиться, вчитаемся в эти строки и вспомним историю нашу многострадальную. Колыбель Русской Святости, Крещенская Купель Славян – да разве можно забыть об этом?! И о том, как мужи истинно державные, как Святители Православные Унию отвергли… Мы сейчас не только повторяем мысль о «сверхактуальности» стихов нашего великого Соотечественника, о том, что для нас, нынешних, они, судя по всему, ещё больше «кровоточат».Скорбные размышления звучат и в самом - созданном ещё в 1838 году произведении. Но всё по порядку. 5000625219075Мать городов русских «над Днепром» - на горе – словно к Небесам возносится.Слава, Днепр, седые волны!Слава, Киев, чудный град!Мрак пещер твоих безмолвныйКраше царственных палат.Знаем мы, в века былые,В древню ночь и мрак глубок,Над тобой блеснул РоссииСолнце вечного восток.Пещеры, с которых Святость Русская началась – Старцы Святые, от которых Монашество Русское «произошло». Ныне даже на юго-западе Столицы нашей Православной воздвигнута Святыня в честь Отцев Киево-Печерских – и вспоминаются при взгляде на образы их древние пещеры, в глубине которых подвиг иноческий зарождался – а после «вышел» в монастыри – по всей Руси Святой. Чувство особое – словами не передать…(См. также «Небесное, в земном отразившееся» Ч.2 и «Храм цвета зари»). И Царство Небесное выше любого самого сильного царства земного. И заблуждения языческие, заблуждения идолопоклонства побеждены Светом Христовым… -68770524765А потому устремились в Святой Град Киев со всей Руси Святой – и от Матушки-Москвы, и от Невских берегов, и от Ладоги холодной, и от Камы многоводной… Кстати, в основном говорится не «откуда», а «от кого» - словно каждый паломник не только от себя, а от всего народа своего города или края Святому Месту поклон принёс. В этом, конечно, прежде всего проявление того, что Святой Соборностью называют. И какие прекрасные слова о собравшихся здесь на молитву - «Полк молящихся детей» - детей Божиих…И вдруг словно обрываются строки о тех, кто здесь «с любовью собрался» - и раздаётся вопрос:Братцы, где ж сыны Волыни?Галич, где твои сыны?И предстаёт пред читателем скорбная «картина» раскола:Горе, горе! их спалилиПольши дикие костры;Их сманили, их пленилиПольши шумные пиры.Меч и лесть, обман и пламяИх похитили у нас;Их ведет чужое знамя,Ими правит чуждый глас…4303395713740Наверное, вспоминается сразу многим трагедия, отражённая Н.В.Гоголем в повести «Тарас Бульба». И, конечно, Малороссия, Америкой «пленённая». А раскол ныне ещё более глубокий, чем когда строки А.С.Хомяковым создавались. Раскол, за который многими жизнями заплачено… Но всё же звучит в финале не обречённость, а призыв, говоря современным языком, от беспамятства духовного, беспамятства исторического «исцелиться»: Пробудися, Киев, снова!Падших чад своих зови!Сладок глас отца родного,Зов моленья и любви…И вокруг знамен отчизныПотекут они толпой,К жизни духа, к духу жизни,Возрожденные тобой!Призыв к нам – ко всему Миру Славянскому. Словно читаем мы его в Ликах Святых Феодосия и Антония - и всех Старцев Киево-Печерских. (См. также «Небесное, в земном отразившееся» Ч.2).Потому что слово «смута» от «мути» происходит. В «мутной воде» жизнь погибает, а за смуту духовную кровью невинною платят... Да услышат слова великого Славянофила память духовную, память историческую утратившие. И возвратится память в умы и души…А в финале первой части мы к более «светлым» мыслям поэта обратимся…-702945396240 Глава шестая « О любви и Правде Божией…»Славянофилы само название которых о любви вещает – тоже властью безбожной почти ошельмованные. Образованные, совестливые, истинно русские люди, а не смотревшие с ностальгией, как сказал Н.С.Лесков, в «допетровскую дурь». Гораздо более глубокие познаниями и мыслями своими, чем западники, понимали славянофилы, что у Отечества нашего свой путь, от веры православной неотделимый. И что «копирование» пути возгордившейся Европы приведёт в тупик или к пропасти. Приведёт к смерти, как от влитой по ошибке неподходящей крови… Вспоминается знаменитое письмо А.С.Пушкина: «…но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Дал Сам Создатель – и этим сказано всё. 4676775111125Значит, говоря словами одного из прекрасных стихов, созданных уже в двадцатом веке Р.И.Рождественским, «память общая и песня общая… счастье общее и горе общее… солнце общее и сердце общее у земли моей и у меня». Тоже ощущение причастности, связи нерушимой. А без Высшего Начала Духовного сие невозможно. И был замечательный «советский» поэт человеком верующим – может быть, уже ближе к «последнему причалу», но был…Мы же вновь обращаемся к произведению великого Славянофила - созданному уже в конце жизни земной. Звучит оно словно некий итог всего, на земле пройденного и выстраданного. Как часто во мне пробуждалась Душа от ленивого сна, Просилася людям и братьям Сказаться словами она! Как часто, о Боже, рвалася Вещать Твою волю земле, Да свет осияет разумный Безумцев, бродящих во мгле! Как часто, безсильем томимый, С глубокой и тяжкой тоской Молил Тебя дать им пророка С горячей и крепкой душой! Молил Тебя в час полуночи, Пророку дать силу речей, – Чтоб мир оглашал он далеко Глаголами правды Твоей! Молил Тебя плачем и стоном, Во прахе простерт пред Тобой, Дать миру и уши, и сердце Для слушанья речи святой! -702945165100Снова обращается поэт к столь любимому литературой русской образу Пророка. Конечно, перекликаются строки эти с главным произведением А.С.Пушкина – и всей литературы русской прежде всего пробуждением духовным. Но здесь в «центре» не только сам Пророк, миссия которого Творцом предопределена. Да свет осияет разумный Безумцев, бродящих во мгле! Свет Христов просвещает всех – и разгоняет тьму бездуховности, тьму неверия. Словно звучит в стихотворении антитеза известных обречённость своею слов том, что нет пророка в своём отечестве. Что же тогда с отечеством будет?! И снова – для нас мысль эта более «кровоточащая», чем для современников поэта.И молит лирический герой – по сути, конечно, сам русский Мыслитель и Поэт «дать миру и уши, и сердце для слушанья речи святой!» И чтобы сердца, «глаголом зажжённые», возгорелись любовью к Слову Божьему, любовью к Отечеству…4939665937260Перекликается, конечно, мысли стихотворения и со сказанным близким к славянофильству Ф.И.Тютчевым о том, что Россию «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». И важно прежде всего, что Царь Небес благословил Отечество наше...Мы же завершаем сейчас не только главу, но всю первую часть, посвящённую в основном Духовному Началу Родины нашей. И, как видим, вспоминаются невольно строки не только современников А.С.Хомякова, но и современников наших – тех, кого мы ещё недавно на земле видели и видим сейчас. И, если не разучился человек мыслить, то удивить этим нельзя. Невозможным оказалось самыми кровавыми, бесчеловечными драконовским «мерами» «душу русскую убить»…Я люблю тебя, Россия,Дорогая наша Русь,Нерастраченная сила,Неразгаданная грусть.Ты размахом необъятна,Нет ни в чём тебе конца,Ты веками непонятнаЧужеземным мудрецам.Потому что, как в упомянутом недавно главном, наверное, произведении Ф.И.ТютчеваНе поймет и не заметитГордый взор иноплеменный,Что сквозит и тайно светитВ наготе твоей смиренной.Никогда не поймёт – и снова через сто с лишним лет сказал об этом актёр и поэт М.И.Ножкин. И его лирическому герою без России «счастья нет». России, а не Советского Союза…А напоследок обратимся ещё к одному четверостишию. Много раз тебя пытали,Быть России иль не быть,Много раз в тебе пыталисьДушу русскую убить.Но нельзя тебя, я знаю,Ни сломить, ни запугать,Ты мне, Родина родная,Вольной волей дорога...-71818573025Кажется, и объяснять особенно нечего – и разве можно слова такие, как и созданные Р.И.Рождественским, «по заказу» написать?! Здесь же душа живая и память «генетическая» отразились. И словно в памяти ожившей встают Крещение Руси, сражение на Чудском Озере и на Поле Куликовом, войска Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, непокорённая слуге антихриста, пылающая Москва, сражённый фашистский дракон…Только «душу русскую убить» более всех пытался враг внутренний, с лозунгами о «братстве, равенстве и свободе» пришедший, переименованиями улиц историю из памяти народной стереть пытавшийся. А душа русская всё-таки жива!Не дано нам знать, читали ли создатели этих песнями ставших стихов произведения А.С.Хомякова – о нём, как было уже сказано, знают мало и ныне, к скорби великой.4445000574675 И всё же «советские», а по сути глубоко русские поэты и композиторы, многие из которых «в стол» произведения духовные писали, словно «продолжили» мысли наших великих соотечественников - славянофилов. И звучат в прекрасных произведениях двадцатого века, другим стилем, конечно написанных, без прямого упоминания Создателя Нашего мысли тех, кто беззаветно любил Россию, кто видел Духовное Начало Отечества нашего – и завещал это нам. Стоит задуматься… А об обращении А.С.Хомякова к Священному Писанию, к Службам Церковным в следующей части побеседуем… Часть вторая «Об искусстве христианском…» Глава первая «Пробуждение спящих во мраке…» -77914523495Начинается новая часть исследования – тоже посвящённая творчеству великого Славянофила А.С.Хомякова. «Представитель нового – христианского искусства», – сказал в одной из «Трёх речей» о Ф.М.Достоевском русский мыслитель Серебряного века В.С.Соловьёв. Но разве не относятся слова эти и к А.С.Хомякову, чьи мысли пророческие приобрели ныне ещё большую остроту?!Только сейчас несколько об ином, хотя тема, конечно, очень близкая…«Национальная духовна культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, прозвучавшая Творцу Всяческих», - сказал мыслитель двадцатого века И.А.Ильин. Оттого и звучит в искусстве – настоящем, конечно, тема связи с Миром Духовным. Оттого и создаются стихи, по словам того же Мыслителя, «там, где проносятся Веяния Духа Божьего, даже когда внешне нет ничего церковного и религиозного». Не только стихи, конечно. Оттого преисполнена наша боговдохновенная литература образами Мира Духовного, иногда несколько завуалированными, но всё равно истинно русскому человеку понятными. Оттого тема Праздников Церковных в русской литературе – одна из главных. Мы позже обратимся и к Ночи Начала Всеобщего Спасения, и к Ночи, когда поют во всех храмах Славу Христу Воскресшему… А пока перед нами произведение, благодаря Архидиакону Роману и Иерею Алексею Грачёву песней ставшему. «Ночь» - какое глубокое, какое многоплановое название! 4738370362585Как зима или осень, может символизировать ночь и добро, и зло – и таинство красоты, общение с Миром Духовным, и обман лукавого и страх перед ним. (См. также «Лето Господне русской природы. Ч.1»). Но перед нами истинно русский, православный поэт - правда в этом произведении отражена и не Пасхальная Ночь, и не Рождественская… Спала ночь с померкшей вышины.В небе сумрак, над землёю тени,И под кровом тёмной тишиныХодит сонм обманчивых видений.Ты вставай во мраке, спящий брат!Освяти молитвой час полночи!Божьи духи землю сторожат;Звёзды светят, словно божьи очи.-702945822960Вспомним сначала, что нередко в литературе нашей – в поэзии особенно – образ природы отражает «оставленные позади» земное время и пространство земное – и говорит образ мироздания об ином.Ты вставай во мраке, спящий брат!Разорви ночных обманов сети!В городах к заутрене звонят:В божью церковь идут божьи дети.Помолися о себе, о всех,Для кого тяжка земная битва,О рабах бессмысленных утех!Верь, для всех нужна твоя молитва.Ты вставай во мраке, спящий брат!Пусть зажжётся дух твой пробуждённый Так, как звёзды на небе горят,Как горит лампада пред иконой. Сразу на ум приходит один из шедевров М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», где словно «сошлись» воедино все времена года. Или не столь давно упоминаемое произведение Н.М.Языкова «Пловец», в котором «блаженная страна», явно, не место с тропическим климатом. А ещё замечательное стихотворение о «мыслях без речи и чувствах без названия» В.С.Соловьёва. Называется оно «В Альпах» - но ни о горах, ни о лугах альпийских ни слова – только о чувствах и желании над землёю подняться… И здесь ночь – образ многоплановый. Итак, «под кровом тёмной тишины ходит сонм обманчивых видений». Вспоминаютсяслова одного из Отцов Церкви, сравнившего с темнотою, когда передвигаясь ощупью, натыкаются на разные предметы, жизнь во грехе - потерянные нравственные ориентиры. И у А.С.Хомякова в произведении «померкшая вышина» и «в небе сумрак», и «над землёю тени». 4943475335280Но всё же это не «полуночные образы», которые сначала реют, после стонут - и, наконец, воют в произведении А.А.Фета. И не ночь, которая страшна – оттого что «сорвала» и «отбросила прочь» «ткань благодатного покрова» и «обнажила бездну» у Ф.И.Тютчева. Нет здесь страха - потому что «Божьи духи землю сторожат; звёзды светят, словно божьи очи», от козней лукавого оберегая. И, конечно, приходит на ум: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».-90868511430И звучит в стихотворении трижды: «Ты вставай во мраке, спящий брат!». Вряд ли кто-то воспринимает это как «буквальное руководство к действию». «Спящий» не после трудов праведных и после вечерней молитвы, а во мраке греховности. Духовно ослепший и, возможно, ставший ленивым душою. Вот от этого сна греховного и должно пробудиться - «разорвать ночных обманов сети» - сети страстей греховных, что лукавым расставлены, соблазнов - и устремиться в Дом Божий – «в Божью Церковь». И обращается лирический герой к нам, русским людям как к братьям во Христе, призывая к молитве соборной, к молитве о тех, за кого некому помолиться…И словно вершина духовного прозрения последние строки: Ты вставай во мраке, спящий брат!Пусть зажжётся дух твой пробуждённыйТак, как звёзды на небе горят,Как горит лампада пред иконой.«Разорвав ночных обманов сети», под звон колокольный «в божью церковь идут божьи дети» - русские люди православные... Через полвека напишет князь-философ Е.Н.Трубецкой о том, что купол православного храма, на пламя свечи похожий, выражает «молитвенное горение к Небесам». Горение душ, к Творцу в молитве устремлённых.…А пред иконами так трепетно, так сильно,Прочь разгоняя сумрак теплится свеча – 4874895229870напишет в двадцатом веке Иеромонах Роман, воплощая суть молитвы, образ горящего пламени свечи, что ещё и саму жизнь символизирует. И словно продолжая мысли стихотворения, почти в конце жизни земной созданного нашим великим соотечественником – славянофилом Алексеем Степановичем Хомяковым... А призыв пробудить сердце своё для молитвы и благих свершений звучит не только в этом стихотворении с таким многогранным, символическим названием...Но и об этом, и о Главных Праздниках Мира Христианского следующий раз побеседуем … Глава вторая «Две Святые Ночи…»В эту ночь Земля была в волнении:Блеск большой, диковинной звездыОслепил вдруг горы и селенья,Города, пустыни и сады…-78676572390Звезда, которая - «Взгляд Отца», которая «как гостья, смотрела на Деву», которая «голубоватая, святая… низко над двором, над Бармихинским садом».(См. также «Образ Рождества в русской литературе» и «Преддверие Рождества»).Звезда Рождества, указавшая Путь Спасения. Оттого о Начале Всеобщего Спасения столько произведений писателями русскими создано - и не только русскими, конечно…Итак, продолжим: А в пустыне наблюдали львицы, Как, дарами дивными полны, Двигались бесшумно колесницы,Важно шли верблюды и слоны.Не раз вспоминали мы слова великого русского живописца из духовного сословия – В.М.Васнецова о том, что в Эту Ночь вся земля пришла в движение – оттого изображают вместе и пастухов, что были на соседнем поле, и волхвов, которые шли за звездою года два. В одном из рассказов Е.Н.Опочинина в Рождественскую Полночь рядом с палатами Иоанна Грозного медведи мордами в снег уткнулись, словно в поклоне. И долго ещё в Москве говорили, как даже у палат царских звери вместе с людьми Родившемуся Христу поклонились… И в челе большого каравана,Устремивши взоры в небосклон,Три волхва в затейливых тюрбанахЕхали к кому-то на поклон.Много-много веков назад не писали на иконах Рождество Христово так, как пишут теперь – неизобразимой была Тайна Великая. Писали только Поклонение волхвов. Образ их - и ныне неотъемлемая часть изображения Начала Всеобщего Спасения – ведь дары волхвов символизируют Бога, Царя и предсказание смерти на Кресте… 5225415347345Оттого не мог не появиться образ этот и у истинно русского поэта. Кажется, всё стихотворение являет собою большой Образ Иконописный. И то, что узреть очами телесными невозможно. Не «переносит» А.С.Хомяков Евангельские События на «русскую почву», как, например И.С. Шмелёв или И.А.Бунин. Горит звезда не над «белою землёю» - то есть над Россией, как у В.С.Соловьёва или над русскими полями, как у Н.М.Рубцова. Горит она над всем миром и смотрит в пещеру, в которой родился Спаситель мира.(См. также «Звезда, в литературе русской просиявшая»)И словно «подходим» мы к ней вместе с поэтом - вслед за волхвами и караванами:А в пещере, где всю ночь не гаслиФакелы, мигая и чадя,Там ягнята увидали в ясляхСпящее прекрасное Дитя.-702945133350Вспоминается невольно и созданное молодым А.А.Фетом:Ночь тиха. По тверди зыбкойЗвезды южные дрожат;Очи матери с улыбкойВ ясли тихие глядят.Ни ушей, ни взоров лишних.Вот пропели петухи,И за ангелами в вышнихСлавят бога пастухи.Ясли тихо светят взору,Озарен Марии лик…Звездный хор к иному хоруСлухом трепетным приник.И над Ним горит высокоТа звезда далеких стран:С ней несут цари востокаЗлато, смирну и ливан.Только это произведение с Самого Таинства начинается. А выражение: «дары волхвов» даже вышло за рамки одного из Главных для каждого христианина Событий. (Вспомнить хотя бы О. Генри.)…И вот последнее четверостишие:В эту ночь вся тварь была в волнении,Пели птицы в полуночной мгле, Возвещая всем благоволенье,Наступленье мира на земле.Птиц, «в полуночной мгле поющих», в России слышать приходилось - в Ночь Пасхальную. (См. также «Музыка Вечного Мироздания» или «Гимн Воскресшему»). Пели ли птицы над Пещерой Вифлеемской?! Скорее всего пение их - всё-таки символ мироздания, Славу Младенцу Христу приносящего. И потому для русского поэта пение птиц – нечто за рамки обыденности выходящее.И через него приближается поэт к молитве – если уж быть точным, к Тропарю Рождества Христова. 507873053975Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» - воплощается, звучит в каждой строке стихотворения истинно русского, православного поэта. И невозможно, наверное, беседуя о прекрасном стихотворении А.С.Хомякова, о теме Рождества Христова в литературе, не вспомнить эти строки: Эта ночь святая, эта ночь спасеньяВозвестила всему миру тайну Боговоплощенья-649605125730Слова одной из великого множества колядок воплотилось и в одном из лучших произведений поэта - славянофила…А вот Главный День – вернее – Главная Ночь, когда звучит во всех храмах: «Христос Воскресе»! И стихотворение «Кремлёвская Заутреня на Пасху». В безмолвии, под ризою ночною, Москва ждала; и час святой настал; И мощный звон промчался над землею; И воздух весь, гудя, затрепетал. Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества; И, слыша глас ее, душе знакомый, Подвиглася великая Москва, Все тот же он: ни нашего волненья, Ни мелочно-торжественных забот Не знает он, и, вестник искупленья, Он с высоты нам песнь одну поет, – Победы песнь, песнь конченного плена...Наверное, объяснять что-то незачем - и не передать чувств верующей души, людей, идущих Крестным Ходом, после которого прозвучат Главные Слова: «Христос Воскресе»! И ответить единым, слаженным хором: «Воистину Воскресе»! «Океан звона», - сказал о Пасхальной Столице старейший звонарь Свято-Даниловой Обители М.И.Макаров. «Все мы встретимся Там», - понимал, будучи ещё ребёнком, И.С.Шмелёв. (См. также «О русской душе и отнятой у нас России». Гл.7).А эти строки С.Ф.Рыскина - Ждёт великий минуты земля…Затаила дыхание природа…На холме исполина-КремляКолыхается море народа – словно преддверие изображённого – вернее – отражённого А.С.Хомяковым.478853510795Даже песня весны у А.А.Фета, когда «сердце, пленник зимних вьюг, уж разучилося сжиматься» - тоже «песнь конченного плена» - «плена» ада, побеждённого Воскресением Христовым… Но всё же кроме этой песни «конченного плена» звучит в стихотворении и нечто иное: -710565-11430Мы слушаем; но как внимаем мы? Сгибаются ль упрямые колена? Смиряются ль кичливые умы? Откроем ли радушные объятья Для страждущих, для меньшей братьи всей? Хоть вспомним ли, что это слово – братья – Всех слов земных дороже и святей? Даже в эту радостную Ночь Воскресенья Христова словно слышатся отголоски покаянных стихов о России (См. Ч.1. Гл.4). Сколько риторических вопросов о предназначении человека! И главный из них: что значит Воскресение Христово в жизни каждого – «повод» для застолья и гуляний или переживание всем сердцем и разумом того, что смерть побеждена?! Что Христос умер на Кресте за грехи каждого из нас – и не должно забывать о том и грешить. Иначе, «становимся» мы «рядом с распинателями». Рождество Христово, Распятие и Воскресение – повод задуматься о своей жизни во Христе. Каждому задуматься…А ещё об образе Неба и звёзд побеседуем - в следующей главе … Глава третья «О Свете Невечернем…» Так или иначе, во второй части практически всюду присутствует образ вечера и ночи – и, как мы уже видели, это не ужас от «встречи» с «нечистыми духами». В творчестве великого Славянофила говорится о прикосновение к Святости, побеждающей «сонм обманчивых видений», которых в русской поэзии тоже немало. Ночь становится временем молитвы, богопознания.(См. 1 главу части 2).4566285702945 В предыдущей главе речь шла о Главных Праздниках Христианских, о Таинствах Рождества и Воскресения Христова – да кто же не разделяет этой Радости Великой?! … Только сейчас, как и в самом начале второй части, беседа наша философская - в высшем смысле слова, что означает «любомудрие». Тем более - речь о творчестве русского, православного мыслителя. Итак…Солнце сокрылось; дымятся долины; Медленно сходят к ночлегу стада; Чуть шевелятся лесные вершины, Чуть шевелится вода. Ветер приносит прохладу ночную; Тихою славой горят небеса... -702945-3810Вспоминается невольно, что Преподобный Сергий Радонежский требовал от братии вечернего одиночества, чтобы поразмыслить над прожитым днём. Нечто похожее и в этом произведении с очень красивым – духовно красивым названием – «Вечерняя песнь».Песнь - не песня даже – и настраивает она на размышления о духовной сути жизни нашей на земле. И вечерний пейзаж словно восходит к небесам - и горят они не бордовым или алым светом вечерней зари, не золотом, как на многих полотнах А.И.Куинджи, а Тихою Славой Господней. Как не вспомнить слова 140 псалма Царя Давида и удивительно красивую написанную на них музыку П.Г.Чеснокова, Д.С.Бортнянского или А.Л.Веделя:Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.И в стихотворении словно звучит молитва эта коленопреклонённая - Молитва Дней Великого Поста – не в храме, но среди мироздания Божьего – и Небеса - купол Храма.К нему, словно дым кадильный, летит, возносится молитва. Подставляются сразу, конечно, и образы, созданные В.М.Васнецовым…Кстати, и у В.С.Соловьёва «Новой славою Господней озарится свод небесный…».И у А.М.Жемчужникова «В ясный день природа — это храм вселенский» - потому что «в нём богослуженье до ночи с утра». (См. также «Над суетою земли поднявшись» и «Лето Господне русской природы»).4425950323850Конечно, ведь природа - окружающее человека мироздание для христианина – Нерукотворный Храм Творца… Братья, оставим работу денную, В песни сольем голоса: И вот, «житейские оставив попечения», как в Херувимской поётся, собираются люди на молитву. Вечерняя песнь вечерней молитвой становится… Невозможно не увидеть, не понять, что это «обращение» - вернее, призыв ко всем людям, идущим вместе с лирическим героем по жизненному пути – ко всей России, если даже не ко всему миру! Все мы соединены соборной молитвой - как и в произведениях, о которых беседовали ранее. (См. также гл.2,4,6 части первой).-824865-95250Ночь на востоке с вечерней звездою; Тихо сияет струей золотою Западный край. Господи, путь наш меж камней и терний, Путь наш во мраке... Ты, Свет Невечерний, Нас осияй! И путь «меж камней и терний», разумеется, не путь в горах, а нелёгкий путь по жизни земной – во грехе лежащем мире. Но помогает идущим нелёгкий путь преодолеть молитва, к Творцу Неба и земли возносимая. И потому, как было уже сказано однажды, всё произведение словно являет собою некое «движение вверх» - нравственное, духовное восхождение. И только преодолев камни и тернии грехов, соблазнов, можно увидеть Свет Небес Незаходимый. И знаменитое: «Через тернии к звёздам» в христианском сознании неразрывно связано со Спасителем, смерть победившим, страданиями Своими на небо вознесшимся и давшим каждому возможность обрести Царство Небесное. Но каждому должно помнить, что Царствие Небесное нудится, завоёвывается преодолением скорбей жизни земной… Вечер – Всенощное Бдение – и самое «лирическое» песнопение его – Свете Тихий… «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».Молитва, обращённая к Создателю Неба и земли. И служится Всенощное Бдение в Храме Мироздания Божьего…«Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит»…Звучит эта мысль в финале произведения:В мгле полунощной, в полуденном зное, В скорби и радости, в сладком покое, В тяжкой борьбе – Всюду сияние Солнца Святого, Божия Мудрость и Сила и Слово, Слава Тебе!"4493895104140Христос – Солнце Мира. Как невозможна жизнь без солнечного света, так без веры в Христа Воскресшего душа мертва. «Познайте Истину – и Истина сделает вас свободными», - учит Главная Книга Писания. О том и стихотворение великого Поэта-Славянофила… И прежде, чем завершить, вспомним строки одного из сонма великого духовных песнопений: -68770524765Где-то там далеко и когда-то давноЖил премудрый и опытный старец.Он не раз говорил, беспрестанно твердил:Слава Богу за скорбь и за радость.Слава Богу за все, слава Богу за все,Слава Богу за скорбь и за радость.Потому что «всюду сияние Солнца Святого» - и не должно человеку отчаиваться и роптать.А ещё перекликается с мыслями Поэта-Славянофила и финал размышлений В.С.Соловьёва, к которым мы уже обращались, – несмотря на немалую разницу мировоззрения двух великих русских людей:Новой славою ГосподнейОзарится свод небесный,И дойдет до преисподнейСветлый благовест воскресный. Потому что смерть побеждена Воскресением Христовым - и «горят Небеса» «Славою Господней»….А на какие глубокие размышления наводит образ полного звёздами неба, в следующей главе побеседуем… Глава четвёртая «Восхождение к Небесам душою и разумом»Прежде, чем продолжить, - вернее, - завершить беседу о творчестве великого Поэта-Славянофила, следует вспомнить, наверное, как велико значение образа звезды в нашей боговдохновенной литературе. Потому что воплощает звезда живую связь земли с Небесами. И мы уж беседовали однажды об образе этом таинственном и о славянофильском взгляде в Мир Небес. (См. также «Звезда, в литературе русской просиявшая». В основном - послесловие)... Итак, перед нами стихотворение, названное просто «Звёзды» - потому что само название глубины неисчерпаемой – как и то, о чём речь пойдёт... В час полночный, близь потока,Ты взгляни на небеса,Совершаются далекоВ горнем мире чудеса.Ночи вечные лампады,Невидимы в блеске дня,Стройно ходят там громадыНегасимого огня.527113576835Глубоко философское, христианское произведение, написанное при этом «радостным» хореем. Во многом похоже оно на то, о котором мы в предыдущей главе беседовали - только с первых строк взоры и души обращены к Миру Горнему и Чудесам Божиим. И приглашает, призывает устремиться к Небесам лирический герой - по сути сам поэт, во многом Мудрость познавший...-763905-133350На стоге сена ночью южнойЛицом ко тверди я лежал,И хор светил, живой и дружный,Кругом раскинувшись, дрожал.Земля, как смутный сон немая,Безвестно уносилась прочь,И я, как первый житель рая,Один в лицо увидел ночь.Похожие по сути, похожие мировосприятием строки А.А.Фета. Только дальше его лирический герой словно теряет грань двух миров – и ощущает трепет перед бездной звёзд, перед «глубиной», в которой «тонет». А лирический герой А.С.Хомякова мыслью устремляется к Миру Духовному. И душою, конечно, хотя, кажется, это произведение несколько менее «эмоционально», чем многие.И призывает поэт – думаю, ясно, что именно его мировосприятие воплощает лирический герой – не просто смотреть, не просто любоваться неземною красотой, а «впиваться очами» - чтобы узреть, говоря языком князя-философа Е.Н.Трубецкого, Небо «нездешнее», поверхностному взгляду недоступное.Но впивайся в них очами – И увидишь, что вдали, За ближайшими звездами, Тьмами звезды в ночь ушли. Вновь вглядись – и тьмы за тьмами Утомят твой робкий взгляд: Все звездами, все огнями Бездны синие горят. Снова вспоминаются строки не раз упоминаемого В.С.Соловьёва – именно ими начинается и завершается одно из самых известных произведений его - «В Альпах»…Мыслей без речи и чувств без названияРадостно-мощный прибой. Только сами прекрасные горы не упоминаются – потому что важны только духовные переживания лирического героя. А горы и в иконографии не единожды встречаются, отражая духовное восхождение (См. также «Над суетою земли поднявшись»).Не совсем схожие взгляды на мироздание, на веру - славянофила и «душу мировую» искавшего, но «мысли без речи и чувства без названия» рождаются, конечно, и при созерцании звёздного неба. Как и «крылья души», что «над землёю поднимаются»…4688205259080 Сколько невольных ассоциаций с мыслями других великих русских людей, и живших в другие времена, и просто мировоззрением отличавшихся! И в нынешней главе, и ранее. Это – тоже пример бесчисленных граней Мироздания Божьего, созерцание которого рождает мысли великие. Великое множество «встреч», бесчисленных пересечений путей земных, в Небеса устремлённых… Открылась бездна, звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна.-763905-3810Эти слова великого М.В.Ломоносова - даже в годы «диалектического и исторического материализма» знали, наверное, все. Понятно, что нет возможности, да и необходимости цитировать всю величественную оду, отражающую «Вечернее размышление о Божественном Величестве». Самих слов: «Творец» или «Создатель» в стихотворении А.С.Хомякова нет – есть Мир Духовный, а после будет Священное Писание. Но ведь суть от этого, конечно, не меняется. И его лирический герой о Духовной Сути Мироздания Божьего размышляет. (См. далее)… Кстати, не встречается в произведении А.С.Хомякова и слова «бездна», даже в значении «неисчерпаемая глубина» - без «злого умысла». Потому, очевидно, что, как было уже сказано ранее, мыслями и сердцем устремляется его лирический герой в Мир Небесный – к Создателю... Песчинка как в морских волнах,Как мала искра в вечном льде,Как в сильном вихре тонкой прах,В свирепом как перо огне,Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен! -передаёт свои чувства великий поэт и учёный. Вновь вглядись – и тьмы за тьмами Утомят твой робкий взгляд –словно вторит родившийся почти через сто лет поэт-славянофил. «Утомят» - потому что нет числа небесным светилам – и не в силах вместить их взор человеческий и человеческий разум. Меньше песчинки морской человек перед Торцом и миром, Им сотворённым, но вера в Творца Неба и земли, Милость Божия помогают нам ощутить свою причастность всему, Им сотворённому. Причастность Бессмертию... И снова очам земным представляются звёзды на тёмно-синем фоне храмовой росписи, В.М.Васнецовым созданной…4871085104775А ещё, наверное, вспомнить следует слова М.В.Ломоносова о том, что есть Две Великие Книги, являющие Величие и Мудрость Создателя. Величие отражено в Мироздании Божиим – о том говорит вся литература – всё высокое искусство. А в этом произведении А.С.Хомякова Величие Божие являют собой Небеса, великим сонмом звёзд сияющие – да разве только здесь…А о Мудрости Божией, в Писании отражённой, побеседуем в следующей главе – ведь дошли мы только до середины «звёздного» произведения великого Поэта-Славянофила… Глава пятая «Звёзды мыслей без числа…»Итак, словно новая «часть» произведения - вернее, - новая мысль начинается, невозможная без сказанного ранее. Без того, чтобы увидеть бездны синие, горящими звёздами полные, которые называет поэт лампадами – неслучайно же.«Звёзды на небе горят», «как горит лампада пред иконой», - сказал поэт в стихотворении «Ночь». (См. Гл.1).-702945363855И здесь горят звёзды пред Иконою - Царства Небесного! … Итак, продолжаем читать, погружаться и размышлять… В час полночного молчанья,Отогнав обманы снов,Ты вглядись душой в писаньяГалилейских рыбаков, —И в объеме книги теснойРазвернется пред тобойБесконечный свод небесныйС лучезарной красотой.Вот и приближаемся вместе с поэтом к Главной Книге. Обращение к Ней, молитва, как и в произведении «Ночь», помогает рассеять обман, одолеть козни лукавого, не попасть в расставленные им во мраке ночном сети… И снова, пусть по-иному, звучит мысль «Трёх очерков о русской иконе» - о небе зримом и Небе «ином», что там - над горящими звёздами. О «бесконечном своде небесном» и Красоте Неземной, Творцом созданной… Светил возженных миллионыВ неизмеримости текут;Твои они творят законы,Лучи животворящи льют;Но огненны сии лампады,Иль рдяных кристалей громады,Иль волн златых кипящий сонм,Или горящие эфиры,Иль вкупе все светящи миры,Перед Тобой — как нощь пред днём…Знаменитая ода Г.Р.Державина «Бог». Вот и снова вслед за великими предшественниками - поэтами классицизма - размышляет А.С.Хомяков о Величии Творца, созерцая безбрежное Небо и сонм светил. Именно размышляет … сердцем…464248538735Вспоминается здесь и один из героев И.С.Шмелёва, что взглянув на звёздное небо, лишился чувств, а после перестал быть равнодушным к вере. (См. также «О русской душе и отнятой у нас России». Гл 13 и 14)… И потому пришло время побеседовать ещё кое о чём, кроме самих образов звёзд, с небес смотрящих…-817245-11430Узришь — звезды мыслей водятТайный хор свой вкруг земли…В самом начале звучит призыв «взглянуть на небеса», после - «впиваться очами» - и после не единожды - «вновь вглядеться», чтобы «узреть». Там - в Мире Горнем «стираются» грани наших чувств, грани земного пространства и времени. Оттого преисполнено всё произведение непривычными, удивительными сочетаниями слов, главное из которых не единожды повторяющееся - «звёзды мыслей». Наверное, чтобы лучше понять его снова вспомним державинские «светил возженных миллионы». Самим Творцом «возженных» – Мыслью Его о мироздании. (См предыдущую главу). И появляется образ этот в финале – как некий «итог», плод размышлений.А почти в самом начале «стройно ходят…громады» - в Мире Горнем. «Стройно» - очевидно, в разумно «устроенном» (слова однокоренные) мироздания - Самим Творцом «устроенном», о чём говорили и многие учёные. (Например, И.Ньютон о разумном устройстве вселенной, в которой планеты не сталкиваются, Б.В.Раушенбах о Единой «Руке», мир создавшей, и многие другие…). А ещё «звезды мыслей водят тайный хор свой вкруг земли». Здесь каждое слово глубокий смысл воплощает. Водят, как все знают, хоровод – и никто особенно не задумывается о тавтологии - и о том, что само слово из двух корней состоит – и «водят хор» - слово это «складывают» - только наоборот. Снова вспоминается «хор светил живой и дружный» А.А.Фета.(См. предыдущую главу). Понятно, что создан образ этот позже тех, что видим мы в произведениях А.С.Хомякова – но беседа сейчас об ассоциациях – а по сути о неком Духовном Единстве, высокому искусству присущем. Итак, продолжим…5208905868680У А.А.Фета отражено единство и слаженность, присущие хору, пение этим хором – ангельским, очевидно, Славы Творцу, то, что всё Творцом созданное, живое – жизнь воплощающее. Вспоминаются также мысли и античных мудрецов, и Отцов Церкви о «музыке» мироздания, о «музыке» Сфер Небесных. (См.также «Звезда, в литературе русской просиявшая» гл.3). Звучит музыка Сфер Небесных, конечно, и в произведении А.С.Хомякова о звёздах. Хоровод же, как читаем мы в некоторых источниках, имеет и ритуальное значение – в древности шёл он только вслед за солнцем. И здесь словно соединяются времена – вернее, как было уже сказано, временных граней уже нет. Слаженный хор, слаженное движение светил небесных – всего мироздания. Невольно сказать хочется, что этот лад вселенский только человек после грехопадения нарушает, разрушает – но об этом в стихотворении нет ни слова – а есть обращение к людям - чтобы прикоснулись к Премудрости Божией, а после постарались проникнуться Ею.-70358064135А слово «тайный» отражает, наверное, то, что Замыслы Творца от людей сокрыты – и, как говорили философы, сути вещей нельзя постичь на земле. А ещё вспоминаются невольно слова одного из любимых героев Ф.М.Достоевского о том, что многое на земле от нас скрыто, но взамен того дарована живая связь с Христом. (М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений». О «Братьях Карамазовых» и Старце Зосиме). На этой живой связи построено и всё стихотворение «Звёзды». И не должно забывать, что и А.А.Фет, и Ф.М.Достоевский создавали творения свои после А.С.Хомякова... А теперь, приближаясь к финалу, обратимся ещё к одному непривычному сочетанию слов, тоже неоднократно встречающемуся – «тьмы звёзд». Думаю, понятно, что говорит поэт не о тьме, что антитеза Свету, и даже не о Сверхсветлом Свете, взору недоступному, хотя он, конечно, здесь присутствует. Употребляется слово это в значении несколько устаревшем - множества неисчислимого, как «светил возженных миллионы» Г.Р.Державина, о чём уже говорилось ранее. И отражают оба поэта бесконечность и величие Творения Божьего… И ещё должно повторить в финале, что ощущается в произведении Поэта-Славянофила постоянное устремление ввысь, духовное восхождение, как в осмогласии духовной музыки, которое тоже не раз вспоминали. «Всходят – всходят без числа» звёзды – поднимается вослед душа человека. И разум его...И вот финал произведения…Вновь вглядись — другия всходят,Вновь вглядись, и там, вдали,Звезды мыслей, тьмы за тьмами,Всходят, всходят без числа,И зажжется их огнямиСердца дремлющая мгла.431863569215Душа и разум озарятся лучами звёзд, Создателем зажжённых – восстанут ото сна духовного - и станут причастными Тайне Боговоплощенья. Причастными Царствию Небесному.Но для этого должно трудиться, свершать нелёгкое восхождение, подобно тому, как взбираются на вершину горы, и быть готовыми к лишениям, к самопожертвованию.-702945742950Не говорит о том напрямую поэт – но иначе просто не бывает. Неслучайно начали мы беседу о творчестве Поэта-Славянофила со стихотворения «Подвиг» (См. 1 часть – 1 главу). И «зажигается» «сердце дремлющая мгла» благодаря созерцанию Красоты и Величия Мироздания Божьего…Не раз упоминаемый русский мыслитель И.А.Ильин сказал однажды, что великие произведения искусства создаются там, где «проносятся Веяния Духа Божьего» - наверное, в стихотворении А.С.Хомякова явлена мысль сия в образе зримом – в образе «Лучезарной Красы» Мира Небесного, о Величие Творца говорящего…На сим завершаем мы беседу о великом поэте-славянофиле – А.С.Хомякове.Прислушаемся мы, русские люди, два века спустя живущие, к словам христианского мудреца…

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X