Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Машенькина Любовь Викторовна
Педагогический проект»Веселый язычок»
скачать документВернуться назад
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шалинского городского округа «Детский сад № 3» (МБДОУ «Детский сад № 3»)Педагогический проект»Веселый язычок»Мащенькина Любовь ВикторовнаУчитель - логопед Актуальность проблемыАктуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями речи.Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки. Артикуляционный тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.Вид проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Участники: дети с речевыми нарушениями (средняя группа), учитель-логопед, воспитатели, родители.Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; а так же для формирования тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, необходимых для постановки нарушенных звуков. Задачи:1. Познакомить детей средней группы с органами речи, их назначением;2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков;4. Развивать движения кистей и пальцев рук.5. способствовать развитию правильного речевого дыхания;6. Развивать фонематические представления;7. Развивать творческую инициативность детей, родителей и педагогов.8. Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.Предполагаемые результаты.чёткое представление детей об органах речи, их строении, назначении;умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.Описание проекта.Этапы реализации:1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Заключительный этап. Содержание и структура проекта.1 этап - подготовительный. (1,2 неделя сентября)Выбор темы проекта и его разработка.Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.Подбор методического материала по данной теме.Диагностика (первичная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики.Разработка консультаций для родителей.2 этап — основной (с 3-ей недели сентября по 3-ю неделю апреля)Работа выстраивается в трёх направлениях:•С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей.С педагогами – посредством проведения методической и организационной работы.•С родителями – посредством проведения педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»3 этап – заключительный (4 неделя апреля)•Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития артикуляторной моторики. •Разработка дальнейших рекомендаций по развитию артикуляционной моторики в зависимости от результатов диагностики.Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» (с иллюстрациями детей, участвующих в проекте).Обобщение опыта работы по проекту и его представление.Форма проведения занятий: подгрупповаяПрограмма рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей 10 человек.Каждое занятие включает в себя следующие элементы:1. Разучивание нового артикуляционного упражнения2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., песочная терапия и др.)3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.4. ФизминуткаРезультат проекта: картотека комплексов артикуляционной гимнастики;пополнение развивающей среды ДОУ;сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации; повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями и ОВЗ, оказания им помощи и поддержки в коррекционном процессе;повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с ОВЗ.Календарно-тематическое планированиеНеделяМероприятияЦельСентябрь31. «Лягушка»;«Окошко»2. Развитие мелкой моторики «Мы капусту рубим – рубим»3. «Сдуй осенний листочик»4. Игра «Тишина»Задачи: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.Задачи: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.Задачи: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.4 1. «Лягушка», «Слоник»2. Массаж рук шишками3. "Сдуй кленовый лист"4. Игра «Угадай на чём играют»Задачи: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизация губ.Задачи: выработать подвижность и активность губ.Задачи: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.Задачи: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Октябрь11. «Месим тесто"2. Развитие общей моторики «На дереве – птички. Под деревом – грибочки»3. «Бабочка-лети»4. Игра «Узнай по звуку»Задачи: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.Задачи:Развитие пространственной ориентации; активизировать словарный запас по теме «Грибы». Понятие «Один - много". Учить рассматривать грибы, подбирать слова признаки"Задачи: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.21.«Вкусное варенье»2.»Вышли пальчики гулять»3. «Одуванчики»4. Игра «Шумовые баночки»Задачи: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.Задачи:развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.3«Лопаточка»2.Игра "Пальчиковые шаги"3. «Бабочки»4.Игра «Где хлопнули?»Задачи: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.Задачи: подготавливать руку ребенка к письму; развить его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность; способствовать развитию речи. Задачи: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41. «Мост»2. Массаж ладоней мячиками3. «Сдуй капельки дождя с зонтика»4. Игра «Где позвонили?»Задачи: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.Задачи: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.Задачи: развивать диафрагмальное дыхание.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Ноябрь11. «Месим тесто», «Иголочка»2. Использование техники «Тестопластика» 3. «Фокус»Задачи: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.Задачи: Понятие «Один-много». Учить подбирать слова признаки, умение сравнивать, развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором лежит ваточка и сдуть ее. Выполнить 2 – 3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.21. «Вкусное варенье»2.Использование техники «Тестопластика» (солнышко)3. «Капитаны»4. Игра «Полянка»Задачи: продолжать формировать верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Задачи: Понятие "Один-много. Учить подбирать слова признаки, умение сравнивать. развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать"(один шар и пять палочек)Задачи: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.31. «Лопата копает»2. Игра «Мамочка – мама»3. «Паровозик свистит»4. Игра «Высоко-низко»Задачи: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».Задачи: развитие тактильных ощущений, мелкой моторкиЗадачи: выработка плавной, непрерывной струи Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41. «Холодный ветер»2.Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра "Раз-два-три-четыри-пять"3. «Охотник идёт по болотам»4. Игра «Тихо-громко»Задачи: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [ с ] по подражанию.Задачи: -Нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;- Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.Задачи: распределение воздушной струи по бокам Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Декабрь11. «Грибок»2. Использование техники «Тестопластика» (снеговик)3. «Фасолевые гонки»4. Игра «Метель»Задачи: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.Задачи: Активизировать словарь по теме "Зима". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка Коробка из — под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша.Задачи: развивать слуховое внимание.1.«Индюк»2.Использование техники «Тестопластика» (Разноцветные снежинки)3. «Сдуй снежинку с рукавицы» 4. Игра «Метель»Задачи: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.Задачи: активизировать словарь по теме "Зима". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать. развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ Задачи: развивать слуховое внимание.3 1. «Часики» «Качели»2. Развитие общей и мелкой моторики "Две лягушки хохотушки"3. «Чья снежинка улетит дальше»4. Игра «Громко-тихо»Задачи: выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.Задачи: вырабатывать умение быстро менять положение языка.Задачи: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.Задачи: чередование длительного плавного и сильного выдоха Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Январь2«Лошадка»2. Использование техники «Тестопластика» ( Бусы на елочку)3. «Новогодние трубочки — шутки»4. Раскрась елочкуЗадачи: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.Задачи: активизировать словарь по теме "Новогодние праздни ки". Учить подбирать слова-признаки, сравнивать; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: развитие длительного плавного и сильного выдоха, под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.Задачи: развивать умение штриховать.31.«Наказать непослушный язычок»2. Игра «Снег копаю я лопатой»3. «Лети снежинка высоко»4. Игра «Близко-далеко»Задачи: способствовать расслаблению мышц языка. Задачи: развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: учить чередованию е сильного и длительного плавного выдоха. Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41. «Часики» «Качели»2. "Выложи из палочек"3. «Вертушка»4. Игра «правильно-неправильно»Задачи: продолжать выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.Задачи: вырабатывать умение быстро менять положение языка. Задачи: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.Задачи: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Февраль11. Чередование «Слоник- лягушка»2. Использование техники «Тестопластика» (Неволяшка)3. «Мыльный пузырь»4. Игра «Слушай и выбирай»Задачи: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Задачи: развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Задачи: празвитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.21.«Барабанщик2. Использование техники «Тестопластика» (Гусеница)3. «Летят снежинки с горки»4. Игра «Поймай звук»Задачи: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.Задачи: развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук, умение сотрудничать.Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Приподними язык вверх. Подуй на язык. Сдуй снежинки с горки». Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.31. «Маляр»2. Использование Су-Джок терапии.Пальчиковая игра "Черепаха"3. «Снег идёт»4.Игра «Одинаковые или разные?»Задачи: растянуть подъязычную связку для звуков [ р ], [ л ], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёбаЗадачи: Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и систем, расположенных на кистях рук.Задачи: -нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.- формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41.«Парус поднимается»2.Игры с прищепкамиИгра "построй заборчик"3. «Вертушка»4.Игра «Поймай звук»Задачи: подготовка верхнего подъема языка для звуков [ р ], [ л ].Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаныЗадачи: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Март11.«Горка»2. Использование техники «Тестопластика» (Цветы для мамы)3. «Песня ветра»4. Игра «Что лишнее?»Задачи: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков.Задачи: активизировать словарь по теме «Мамин праздник». Учить подбирать слова признаки, сравнивать. Развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.Задачи: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.2-1. «Мост»2. Пальчиковая игра «Мама – мамочка»3. «Катись карандаш»4. Игра «Инопланетянин»Задачи: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.Задачи: развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.Цель: развивать слуховую память и слуховое внимание.31. «Пароход гудит» 2.Игры с прищепкамиИгра "Поможем маме"3.«Весёлые шарики»4. Игра «Что просит мышка?»Задачи: подготовка артикуляции для звука [ л ];вызвать звук [ л ] смешанным способом.Задачи: развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаныЗадачи: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41.«Приклей конфетку»2.»Выложи из палочек»3.«Воздушные шарики»4. Игра «Доскажи словечко» Задачи: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.Задачи: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.Задачи: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Апрель11. «Барабан»2. Пальчиковая игра «Золотая рыбка»3.«Плыви, караблик!»4. Игра «Звук заблудился»Задачи: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка.Задачи: активизировать словарь по теме «Авариумные рыбки»; учить подбирать слова признаки, сравнивать; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.Задачи: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.21. «Дятел»2. Пальчиковая игра «Подснежник»3. «Уточки» 4. Игра «Поймай песенку»Задачи: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].Задачи: развивать темпоритмическую организацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.Задачи: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.31.«Пулемёт»«Комар»2. «Выложи из палочек»3. «Буль - пузырьки»4. Игра «Найди звук»Задачи: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Задачи: вызывание звука [з ].Задачи: формировать элементарные математические представления в знакомстве с геометрическими фигурами, цветом. Развивать мелкую моторику рук, соблюдать правила игры.Задачи: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.41. «Слоник» - «Лягушка»3. «Расти, пена!»4. Игра «Отстукивание слогов»Задачи: продолжать добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.Задачи: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.Задачи: развивать слуховую память и слуховое внимание.Ожидаемые результаты:В конце цикла занятий у детей выработана четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).График проведения занятий «Весёлый язычок»на 2019-2020 учебный год №МероприятияКоличество дней в неделюВремя проведенияОтветственный1Занятия «Весёлый язычок»1 раз в неделю16.00-16.25 часовМашенькина Л.В.Список литературы1. Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В.К. Воробьева// —2006. — С158.2. Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня./О.В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С.26-303. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина//— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.4. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.5. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», /А.Е.Белая, В.И. Мирясова // Творческий центр «Сфера», М. -2002.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.