Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Максюченко Валентина Александровна

РАЗРАБОТКА УРОКА. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

скачать документ

Вернуться назад

РАЗРАБОТКА УРОКАПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИМаксюченко Валенктина Александровна,ГОУ ЛНР «Комиссаровская средняя школа №31»,учитель русского языка и литературыКласс: 9Тип урока: урок открытия нового знания.Задачи урока: способствовать формированию представления о сложноподчиненном предложении; создать условия для развития умений находить в сложноподчиненном предложении главную и придаточную части, определять средство связи придаточного с главным предложением, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.Планируемые результатыПредметные: овладевают основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка.Метапредметные:   регулятивные УУД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; познавательные УУД: осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагают, какая информация нужна решения предметной учебной задачи, читают и слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно находят информацию в учебнике; коммуникативные УУД: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, аргументируют её.Личностные: воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.Оборудование: мультимедийный экран, проектор, презентация, учебникХод урока1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.- Добрый день, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать нашу работу, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнём… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.2.Разминка. Самоопределение к деятельности.РАЗМИНКА орфографическая.Напишем небольшой словарный диктант, чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир. Самопроверка. Самооценивание.РАЗМИНКА лексическая.- Выяснение значение слов: компромисс (разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели), искусственный (созданный руками человека, неестественный), инициатива (принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности).- Пригодится ли вам знание слова компромисс в жизни? - Где мы можем встретить то, что создано руками человека?- Как вы думаете, важно ли в современном мире быть инициативным человеком? -А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов в словарном диктанте. Что у вас получилось? (Синтаксис).- Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения и текст).- Какие виды предложений вам известны? (Простые и сложные).- Какими бывают сложные предложения? (Союзными, бессоюзными). - На какие группы делятся союзные предложения? ( ССП и СПП).- Составим два предложения со словами из диктанта: первое с союзом сочинительным, второе с союзом подчинительным. Установим смысловые отношения между частями СП. Сравним их.- Предложите тему урока. Какие задачи поставим перед собой?3. Открытие нового знания. Работа с презентацией, рубриками учебника: «Материал для самостоятельных наблюдений», «Определения и правила для заучивания», «Теоретические сведения» (с. 52–53, 56-57).Задание: составить кластер по материалу параграфа 18,19 (на этом уроке заполняется частично, далее будет использоваться на этапе актуализации или рефлексии). (Учащиеся смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; анализируют предложения; работают с учебным материалом; вступают в беседу, составляют кластер)4.  Применение новых знаний и способов действийКомментированное выполнение упр. 83 (Учащиеся находят сложноподчиненные предложения, выделяют средства связи, устанавливают смысловые отношения между частями СП, составляют вертикальные и горизонтальные схемы).5. Закрепление знаний и способов действийСамостоятельная работа: выполнение упр. 85 (Учащиеся выписывают сложноподчиненные предложения в указанной последовательности, составляют их схемы).6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.- Итак, вы многое узнали сегодня о СПП. Давайте проверим. Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания о СПП? (На экзамене). В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них (учащиеся работают с заданиями ОГЭ).7. Итог урока. Рефлексия- Составим синквейн на тему «СПП»СППглавное, придаточное, зависимыеуточняет, поясняет, указываетиспользуются разные средства связиПодчинительная связь.- Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где они могут вам пригодиться, помимо предстоящего экзамена? ( На итоговом собеседовании по русскому языку).- Что на уроке у вас получилось? В чём были затруднения?(Учащиеся делают выводы и обобщения, проводят самоанализ своей деятельности на уроке, соотносят задачи и результаты своей учебной деятельности).- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.Д/З: https://edu.skysmart.ru/student/mogarasudo или упр. 90.Знать материал параграфов 18, 19.Подготовить монолог-сообщение на лингвистическую тему «Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения?» (группа №1) Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения? (образец)Разумеется, нужны! Именно с помощью них мы можем точнее выразить мысль. Например: Мне стало скучно, когда вы ушли. Рассказчик поясняет, что ему стало скучно после того, как кто-то ушел. Они нужны, чтобы точнее передать свои чувства. Например: я обожаю осень, потому что она смешивает в себе огромное количество красок! И многие другие предложения. Сказать, почему именно нам нравится то или иное – вот их цель. Вторая часть, а именно придаточная, дает смысл, уточняет предложение. Без главной части предложение существовать не может. Без придаточной – может, но ведь она создает ощущение полноты предложения, точно показывает смысл. Многие художественные произведения, научные публикации, да и просто наша речь, не могла бы быть без сложноподчиненных предложений такой красочной и точной.Итак, сложноподчиненные предложения: в художественном описании или повествовании усиливают связь между картинами, чувствами.Готовимся к итоговому собеседованию: составить монолог - рассуждение на тему «В чём опасность зависимости от Интернета?» (использовать СПП).Не забудьте описать:• достоинства и недостатки Интернета;• почему возникает зависимость от Интернета;• какие черты характера могут поспособствовать развитию зависимости от социальных сетей;• какие черты характера человека помогут избавиться от этой зависимости.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X