Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Максюченко Валентина Александровна
РАЗРАБОТКА УРОКА. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
скачать документВернуться назад
РАЗРАБОТКА УРОКАПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИМаксюченко Валенктина Александровна,ГОУ ЛНР «Комиссаровская средняя школа №31»,учитель русского языка и литературыКласс: 9Тип урока: урок открытия нового знания.Задачи урока: способствовать формированию представления о сложноподчиненном предложении; создать условия для развития умений находить в сложноподчиненном предложении главную и придаточную части, определять средство связи придаточного с главным предложением, правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.Планируемые результатыПредметные: овладевают основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка.Метапредметные: регулятивные УУД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; познавательные УУД: осознают познавательную задачу, самостоятельно предполагают, какая информация нужна решения предметной учебной задачи, читают и слушают, извлекают нужную информацию, самостоятельно находят информацию в учебнике; коммуникативные УУД: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, аргументируют её.Личностные: воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.Оборудование: мультимедийный экран, проектор, презентация, учебникХод урока1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.- Добрый день, ребята! Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать нашу работу, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнём… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.2.Разминка. Самоопределение к деятельности.РАЗМИНКА орфографическая.Напишем небольшой словарный диктант, чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая орфографических и речевых норм русского языка.Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар, инициатива, сувенир. Самопроверка. Самооценивание.РАЗМИНКА лексическая.- Выяснение значение слов: компромисс (разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели), искусственный (созданный руками человека, неестественный), инициатива (принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности).- Пригодится ли вам знание слова компромисс в жизни? - Где мы можем встретить то, что создано руками человека?- Как вы думаете, важно ли в современном мире быть инициативным человеком? -А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов в словарном диктанте. Что у вас получилось? (Синтаксис).- Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения и текст).- Какие виды предложений вам известны? (Простые и сложные).- Какими бывают сложные предложения? (Союзными, бессоюзными). - На какие группы делятся союзные предложения? ( ССП и СПП).- Составим два предложения со словами из диктанта: первое с союзом сочинительным, второе с союзом подчинительным. Установим смысловые отношения между частями СП. Сравним их.- Предложите тему урока. Какие задачи поставим перед собой?3. Открытие нового знания. Работа с презентацией, рубриками учебника: «Материал для самостоятельных наблюдений», «Определения и правила для заучивания», «Теоретические сведения» (с. 52–53, 56-57).Задание: составить кластер по материалу параграфа 18,19 (на этом уроке заполняется частично, далее будет использоваться на этапе актуализации или рефлексии). (Учащиеся смотрят презентацию, слушают комментарий учителя; анализируют предложения; работают с учебным материалом; вступают в беседу, составляют кластер)4. Применение новых знаний и способов действийКомментированное выполнение упр. 83 (Учащиеся находят сложноподчиненные предложения, выделяют средства связи, устанавливают смысловые отношения между частями СП, составляют вертикальные и горизонтальные схемы).5. Закрепление знаний и способов действийСамостоятельная работа: выполнение упр. 85 (Учащиеся выписывают сложноподчиненные предложения в указанной последовательности, составляют их схемы).6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.- Итак, вы многое узнали сегодня о СПП. Давайте проверим. Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания о СПП? (На экзамене). В ОГЭ по русскому языку есть ряд заданий на знание СПП. Я предлагаю выполнить простейшие из них (учащиеся работают с заданиями ОГЭ).7. Итог урока. Рефлексия- Составим синквейн на тему «СПП»СППглавное, придаточное, зависимыеуточняет, поясняет, указываетиспользуются разные средства связиПодчинительная связь.- Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где они могут вам пригодиться, помимо предстоящего экзамена? ( На итоговом собеседовании по русскому языку).- Что на уроке у вас получилось? В чём были затруднения?(Учащиеся делают выводы и обобщения, проводят самоанализ своей деятельности на уроке, соотносят задачи и результаты своей учебной деятельности).- Наш урок подошел к концу, спасибо всем за работу.Д/З: https://edu.skysmart.ru/student/mogarasudo или упр. 90.Знать материал параграфов 18, 19.Подготовить монолог-сообщение на лингвистическую тему «Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения?» (группа №1) Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения? (образец)Разумеется, нужны! Именно с помощью них мы можем точнее выразить мысль. Например: Мне стало скучно, когда вы ушли. Рассказчик поясняет, что ему стало скучно после того, как кто-то ушел. Они нужны, чтобы точнее передать свои чувства. Например: я обожаю осень, потому что она смешивает в себе огромное количество красок! И многие другие предложения. Сказать, почему именно нам нравится то или иное – вот их цель. Вторая часть, а именно придаточная, дает смысл, уточняет предложение. Без главной части предложение существовать не может. Без придаточной – может, но ведь она создает ощущение полноты предложения, точно показывает смысл. Многие художественные произведения, научные публикации, да и просто наша речь, не могла бы быть без сложноподчиненных предложений такой красочной и точной.Итак, сложноподчиненные предложения: в художественном описании или повествовании усиливают связь между картинами, чувствами.Готовимся к итоговому собеседованию: составить монолог - рассуждение на тему «В чём опасность зависимости от Интернета?» (использовать СПП).Не забудьте описать:• достоинства и недостатки Интернета;• почему возникает зависимость от Интернета;• какие черты характера могут поспособствовать развитию зависимости от социальных сетей;• какие черты характера человека помогут избавиться от этой зависимости.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.