Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Распопова Юлия Юрьевна
Методы и формы занятий, используемые для активации самостоятельности в классе музыкально-электронных инструментов
скачать документВернуться назад
Распопова Ю.Ю.преподаватель, концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Ренессанс"г.Верхняя СалдаМетоды и формы занятий, используемые для активации самостоятельности в классе музыкально-электронных инструментовВ наших условиях, при большой общей загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы и формы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой – музыкальной педагогикой и психологией.Наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог сочетает испытанные практикой методы воспитания с рекомендациями теории развивающего обучения. Это означает, прежде всего, продумывание педагогом путей для максимальной активации самостоятельности учащихся в решении тех художественных и технических задач, которые перед ними возникают. В процессе обучения в классе фортепиано используются, в основном, методы: Наглядно-иллюстративный, когда ученики усваивают знания, исполнительские приёмы, полученные от педагога в готовом виде;Словесный метод, применяющийся в единстве с наглядно-иллюстративным и связанный с разъяснением тех или иных закономерностей искусства;Метод действия « по образцу»,- когда указание педагога служит для учащегося ориентиром в исполнительском процессе;Метод беседы;Метод анализа;Метод сравнения;Проблемный метод, при котором учебный материал располагается таким образом, чтобы перед учащимся была поставлена проблема, решение которой осуществляет сам преподаватель. Он излагает и показывает не только пути решения проблем, но и средства, приёмы, с помощью которых эти проблемы решаются;Частично-поисковый метод, сочетающий объяснение преподавателя с творческой деятельностью ученика по выполнению самостоятельных работ. Например, задание найти рациональную аппликатуру в зависимости от характера, темпа и штрихов; Исследовательский метод – предполагает самостоятельное определение и решение проблем. Например, самостоятельная оценка технических трудностей исполняемого произведения и способов их преодоления; ознакомление с творчеством композитора, его эпохи и т.д.«Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн. Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть еще неограниченные социальными рамками творческие способности ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра.Между тем, обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое развитие ученика. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать.Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что нам, преподавателям, не всегда удается отойти от модели музыкального образования, принятой ранее, и на которой воспитывались многие из нас. В настоящее время, чтобы достичь положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию личности учащегося, используя при этом широкий спектр средств и форм педагогической деятельности. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей эмоционально воспринимать строй чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует в воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою». Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме её анализировать. На последнем этапе обучения они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать произведение, его форму и жанровые особенности, использованные в нём выразительные средства, темы и их развитие, определить кульминацию, пояснить встречающиеся термины. Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средствами выразительности.Игра в ансамблеОдной из форм творческой деятельности является игра в ансамбле. Совместное музицирование даёт музыканту ни с чем не сравнимое творческое наслаждение и вместе с тем ставит перед ним довольно сложные задачи, отличные от тех, которые присущи сольной деятельности.Часто можно слышать, как о музыканте говорят: «Он тонкий, чуткий ансамблист». Что это значит? В чём особенности ансамблевого исполнительства? Первое и наиважнейшее условие для совместной игры в ансамбле - ритмическая согласованность, слаженность исполнения, каждый участник ансамбля должен очень точно сочетать своё звучание со звучанием партнёра (или партнёров). Особенно важно вовремя вступить – идёт ли речь о начале произведения, его отдельной части или начале маленькой фразы. Всё это требует от ансамблиста не просто чёткого выполнения авторских указаний (что необходимо и в сольном исполнении), но постоянного, ежесекундного слушания партнёра, мгновенной реакции на мельчайшие нюансы в его игре.Специфика игры в ансамбле состоит и в том, чтобы подчинить свою индивидуальность общему замыслу, не выделяться среди партнёров. А ведь это не так просто. Любой ансамбль может возникнуть только в том случае, если партнёры испытывают друг к другу определённую человеческую симпатию. В самом деле, музицирование – это одно из самых открытых и естественных проявлений чувств. Так что личностные особенности каждого из участников ансамбля – очень важный фактор в успешности работы всего ансамбля. Если со всеми этими проблемами ансамблистам удаётся справиться – добиться и творческого единства на репетициях, и одухотворённости во время исполнения на эстраде,- слушатель получает редкую возможность присутствовать при удивительном таинстве музыкального общения.К ансамблевой четырёхручной игре педагог должен приучить ребёнка с первого этапа занятий с ним. Ансамблевая игра прививает учащемуся ряд важных исполнительских навыков (умение слушать партнёра, вовремя вступать, согласовывать звучность своей партии со звучностью партии партнёра и др.); кроме того, она позволяет значительно расширить рамки репертуара, осваиваемого на любом этапе обучения. Совместное музицирование ученика и учителя способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.Фортепианные дуэты являются украшением любого школьного концерта. Репертуар фортепианных ансамблей составляют, как правило, произведения яркие, запоминающиеся, часто танцевального характера, джазовые мелодии. Ребята играют их с удовольствием, радость от совместного творчества доставляют не только выступления, но и сам процесс работы над произведением.Игра на синтезаторе.Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяют значительно обогатить творчество учащихся — включить в него наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности композиторской и звукорежиссерской. В самом деле, чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого количества имеющихся в наличии электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту, и соответственно скорректировать фактуру изложения, т.е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания, т. е. выполнить звукорежиссерскую работу. Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным. Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.Обучение музицированию на синтезаторе связано с решением трех ключевых задач: получение базовых знаний по музыкальной теории (без которых немыслимо построение проекта аранжировки), освоение художественных возможностей наличного цифрового инструментария (без чего невозможно подобрать адекватные этому проекту звуковые средства) и освоение исполнительской техники.Изучаемый теоретический материал должен включать не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения о гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариации, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции); фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы; тембра и формы (формообразующая функция тембра). Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает ознакомление с его звуковым материалом (набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.); ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария.Задача освоения исполнительской техники включает постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся - электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. Предлагаемые для данной практической деятельности произведения сгруппированы в три раздела: музыка академических жанров (классическая и современная), музыка массовых жанров, народная музыка. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся младших и средних классов и соответствие возможностям современной бытовой электронной аппаратуры.Интерес к творческим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, особой его художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ученика, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), доступности оркестровой полноты и насыщенности звучания.Ориентация на разнообразие форм деятельности на уроке, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход — все это будет способствовать результативной творческой работе.В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все преимущества современного электронного инструментария. Компьютерные технологии, необычайно расширяя художественные возможности этого инструментария и упрощая технику игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей и подростков в мир музыкального творчества. Любимые мелодии, звучащие на синтезаторе, делают любой концерт ярче и интереснее.Каждый ребёнок в классе – это уникальный мир, единственное в своём роде сочетание особенностей личности, характера, темперамента. Именно это разнообразие индивидуальностей учеников делает педагога-музыканта творческой, не укладывающейся в заданные схемы, рамки, границы, личностью. Каждый урок – это всегда в значительной степени импровизации.Список использованной литературы1. Авратинер В.И., Обучение и воспитание музыканта-педагога / В.И. Авратинер. — М., 1981.2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 19783. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 19884. Алексеев А. "Методика обучения игре на фортепиано". - М., "Музыка", 19785. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в образовании детей и юношества: перспективы развития // Музыка в школе. — 2012, — № 2. — С. 42—44.6. Красильников И.М. Алемская А.А., Клип И.Л. Школа игры на синтезаторе / под ред. И.М. Красильникова. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 208 с.7. Гофман И. Фортепианная игра. Москва. Издательство. "Композитор". 1997 8. Крюкова В. "Музыкальная педагогика". - "Феникс", Р – на - Д, 20029. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-н-Д: "Феникс", 200210. Либерман Е.Я. " Работа над фортепианной техникой". М., 200311. Ляховицкая С. "О педагогическом мастерстве". - Л., "Советский композитор", 197312. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 199713. Рокитянская Т.А. "Воспитание звуком". Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет, Академия Развития, Академия Холдинг, 200614. Тургенева Э. "Начальный период обучения игре на фортепиано". - М., МК РСФСР, 198915. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 200016. Щапов А. "Фортепианный урок в музыкальной школе и училище". – М.,"Классика- XXI", 2001
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.