Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Филина Светлана Николаевна

Развитие познавательной активности дошкольников в системе подготовки детей к школе

скачать документ

Вернуться назад

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в системе подготовки детей к школе»Подготовила: Филина Светлана Николаевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Чебурашка» муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области (МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка»).Воспитатель высшей категории. Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. ФГОС ДО предполагает формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. В старшем дошкольном возрасте детская познавательная активность расцветает. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире. Удовлетворяя  любознательность в процессе активной деятельности, малыш из отдельных представлений и образов получает систему знаний к концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребёнка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребёнка в обществе. В процессе подготовки детей к школе необходимо создавать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Главное условие поддержания познавательного интереса детей – это грамотно подобранный познавательный материал, который необходимо использовать в определенной системе, основанной на следующих принципах:Рациональное сочетание разных видов деятельности.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.Индивидуальный подход к каждому ребенку.Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.Опора на жизненный опыт ребенка.Стабильное использование игр и занятий. При выборе способов воздействия необходимо учитывать следующие рекомендации по развитию познавательной активности:1. Предоставление ребенку возможности свободного выбора деятельности. Это обеспечит личную значимость того, что он делает.2. Позитивная мотивация для той или иной деятельности. Для ее формирования необходимо постоянное подтверждение правильности действий ребенка, а так же создание ситуации успеха.3. Игры и упражнения, используемые в ходе обучения, должны соответствовать его целям и предмету осознания.4. Предлагаемый детям материал для осознания и усвоения должен быть эмоционально окрашен, удобен для зрительного восприятия (выделен цветом, графически обозначен т.д.) 5. Необходимо учитывать двуплановость деятельности: ее внешнюю сторону (предметные действия, манипуляции) и внутреннюю (процессы, происходящие в сознании).6. Доминировать должны действия и рассуждения самих детей, а не взрослого.7. Необходимо побуждать детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие ответы.8. Показателем успешного обучения предлагаемого материала будет перенос ребенком усвоенных навыков в повседневную жизнь и использование в различных ситуациях. Значительную роль в развитии познавательной активности выполняет предметно – развивающая среда. В предметно – развивающей среде обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, ребусы, кроссворды, технические игрушки, конструкторы, предметы для развития исследовательской деятельности и экспериментирования, детские энциклопедии.В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Важным средством развития познавательной активности старших дошкольников является занятие. На занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал, так как одним из средств развития познавательной активности является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Главное в работе с дошкольниками – это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира. Для развития у детей интереса к окружающему, любознательности используются наблюдения, занятия с экспериментированием, опыты. В ходе экспериментально-исследовательской деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, добиваться результатов. Использование проблемных ситуаций положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Проблемные ситуации можно создавать в различных видах деятельности.  Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре  усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам.  Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы, поведение становится осознанным. В игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, способствуют образованию связной речи. В сюжетно-ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе: освоение различных знаково-символических средств, развитие механизмов социального поведения, развитие самостоятельности, активности, настойчивости; раскрываются творческие способности каждого из участников игры. Им легко описывать свои действия, делать простейшие выводы, обобщения. Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от взаимодействия педагогов и родителей. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Наша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни  сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X