Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Брагина-Марова Ирина Анатольевна

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихся

скачать документ

Вернуться назад

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению образовательных достижений обучающихсяБрагина-Марова Ирина АнатольевнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение организация дополнительного профессионального образования «Центр развития образования» городского округа Самара дошкольные группы(МБОУ ОДПО ЦРО ДГ г. о. Самара)ВоспитательПоследнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования, современный этап развития дошкольного образования с полным основанием можно считать временем коренных преобразований. Поэтому все настойчивее звучат проблемные вопросы о том, какие новые задачи должны стоять перед современным педагогическим образованием в условиях его модернизации. В связи с внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации особое внимание должно уделяться процессу модернизации образования дошкольников, направленному на повышение качества образования [3]. Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. Федеральные государственные требования делают выбор в пользу ребенка. Особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей.Проблема состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, на природе, поэтому главная задача взрослых - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирование основ безопасного поведения. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или лесная поляна – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Так как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.Человек должен пересмотреть свои отношения с окружающей средой, осознать, что он всего лишь часть природы, особая, разумная, но все же только часть. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна. Мы очень часто относимся к природе потребительски, отсюда - многие экологические проблемы. Поэтому очень важно воспитать в детях другое, не потребительское отношение к окружающему миру. Природа - это и дом человечества, и источник ресурсов для его жизни. Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределенных проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми разных культур, языков и религий; способностью к критическому суждению по отношению к информации с которой работает; владение информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, так, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту [1].Одна из причин существенных изменений, происходящих в системе образования, это - повышение требований к качеству сформированности интегративных качеств у ребенка-дошкольника. Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных знаний. Поэтому в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования наметился приоритет в определении итогового результата освоением дошкольником программы по социально-личностному направлению, заключающегося в описании интегративных качеств ребенка:Любознательный, активный: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиям со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления [2]. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, которые стоят перед современными педагогами, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог -исследователь, педагог - психолог, педагог - технолог. Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки специалистов способных:гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальнойдействительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но информационно-коммуникационные технологии прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. В дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Задача педагогов заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью [4].Список использованной литературы:Венгер А.Л., Особенности психического развития детей / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. - М.: Педагогика, 1988. - 512 с.Карабанова О.А., Методология формирования развития универсальных учебных действий / А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова.- М.: Питер, 2006. - 216 с.Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.Поливанова К.Н., К вопросу об определении общих оснований отбора содержания образования / К.Н. Поливанова. - М.: Издат, 2002. - 134 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X