Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кулыба Наталья Ивановна

Диагностический инструментарий по адаптированной программе обучающихся с НОДА

скачать документ

Вернуться назад













Итоговый диагностический инструментарий для определения уровня образовательного результата обучающихся по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
«Психологическая азбука»














Автор (составитель):
Кулыба Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования







п. Айхал


Аннотация к диагностическому инструментарию
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Форма проведения контроля: индивидуальная
Цель: провести анализ образовательных результатов обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Задачи:
Провести итоговое тестирование;
Оформить протокол результатов;
Занести результаты в таблицу «Мониторинг качества образовательных и личностных результатов».

Методы контроля: устный опрос, тест
Инструкция по выполнению работы:
Работа состоит из семи частей, включающих в себя 11 заданий.
Часть 1 включает в себя 1 задание из 10 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.
Часть 2 включает в себя 1 задание (корректурная проба). Время работы 5 минут. Интерпретация результатов в таблице.
Часть 3 включает в себя 2 методики за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.
Часть 4 включает в себя 3 методики. Интерпретация результатов в таблице.
Часть 5 включает в себя 2 методики. Интерпретация результатов в таблице.
Часть 6 включает в себя 1 задание (графическая проба). Интерпретация результатов в таблице.
Часть 7 включает в себя 1 задание из 3 вопросов. Интерпретация результатов в таблице.
Итог результатов подводится после выполнения каждого задания в каждой части работы. Интерпретация результатов указана в работе.

После окончания выполнения работы выводится средний балл, и определяется уровень образовательного результата каждого обучающегося.
Уровни результатов: высокий уровень (5), выше среднего (4), средний уровень (3), низкий уровень (2).


Время выполнения: 3 академических часа.












ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. «ОБЩАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ» (беседа с ребенком)

Цель: Диагностика ориентировки ребенка в окружающем мире и объема его бытовых знаний.
Процедура проведения: Ребенку предлагается ответить на вопросы.
ВОПРОСЫ:
1. Как тебя зовут? (название фамилии вместо имени не ошибка)
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей? (название уменьшительного имени не ошибка)
4. Какой сегодня день недели? Вчера? А завтра?
5. Что остается на земле после дождя? (правильный ответ – лужи, грязь, вода, слякоть)
6. Чем отличается зима от лета? (2-3 признака)
7. Чем похожи молоток и топор? (2 признака)
8. Каких домашних животных ты знаешь? (ребенок называет не менее 3-4 животных)
9. Каких ты знаешь диких животных? (ребенок называет не менее 3-4 животных)
10. Назови свой домашний адрес?
Обработка результатов:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Интерпретация результатов.
9 -10 баллов – высокий уровень осведомленности и ориентировки в окружающем мире.
6 – 8 баллов – выше среднего.
3 – 5 баллов - средний уровень.
0 - 2 балла – низкий уровень.

2. «ВНИМАНИЕ»

Корректурная проба (буквенный вариант)
Цель: Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации (по количеству сделанных ошибок).
Материал: Бланк для выполнения задания.
Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, вычеркивает указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы  5 минут».
Обработка результатов: Норма объема внимания для детей 6-7 лет  400 знаков и выше, концентрации  10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет  600 знаков и выше, концентрации  5 ошибок и менее.
Время работы  5 минут.

Интерпретация результатов.
Высокий уровень – 400 знаков и выше;
Выше среднего – 300-400 знаков;
Средний уровень – 200-300 знаков;
Низкий уровень – меньше 200 знаков.





3. «ПАМЯТЬ»
Методика «10 картинок» (зрительная память)

Цель: Определение уровня развития зрительной памяти.
Инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на рисунки. Перечисли, что здесь изображено. Посчитай, сколько всего картинок. Тебе задание: постарайся запомнить как можно больше предметов, которые нарисованы, лучше все. Я дам тебе время. После чего я переверну листок, а тебе надо будет вспомнить, что нарисовано. Задание понятно? Запоминай!»
Обработка результатов и интерпретация результатов:
За каждый предмет – один балл.
Интерпретация результатов.
9 -10 баллов – высокий уровень
6 – 8 баллов – выше среднего.
3 – 5 баллов - средний уровень.
0 - 2 балла – низкий уровень.


Методика «10 слов» (слуховая память)

Цель: Определение уровня развития механической (слуховой) памяти.
Процедура проведения:
Обстановка должна быть спокойной, не должно быть отвлекающих моментов (предметов звуков). Слова надо читать четко, ровным голосом, не торопясь (чтение всего списка должно, занимать не более 20 секунд). Ребенок повторяет запомнившиеся слова сразу, как только экспериментатор закончит чтение слов. Более 3-х раз читать слова не надо.
Инструкция: «Сейчас я вам назову ряд слов. Их надо запомнить как можно больше, а затем воспроизвести в любом порядке Готов? Слушай внимательно. Запоминай!». Когда ребенок закончит, его необходимо спросить: «Что-нибудь еще помнишь?» Подбодрить его: «Молодец, ты много запомнил, но еще не все. Давай я еще раз прочту слова, а ты постарайся запомнить больше слов. А потом, всё что запомнил, повторишь. Слова, которые ты говорил в первый раз, все равно повтори еще раз. Хорошо? Готов? Запоминай!»
Слова: кот, зима, дом, книга, конь, медведь, окно, брат, лес, утро.
ночь, коробка, вода, яблоко, рука, бабочка, лист, шторы, лето, музыка.
рыба, дорога, снег, карандаш, жара, радость, свет, ложка, яма, стул.
Обработка результатов и интерпретация результатов:
Высокий уровень. С первого раза ребенок запомнил не менее 6 слов.
Выше среднего. С первого раза ребенок запомнил 5 - 4 слова.
Средний уровень. С первого раза запомнил 2 - 3 слова.
Низкий уровень. С первого раза запомнил 0 - 1 слово.

По ходу выучивания есть провалы, когда после одного из чтений ребенок вспоминает меньше слов, чем после предыдущего, например 2-5-3-6 слов. В большинстве случаев наличие провалов признак переутомления.
После окончания выполнения задания проанализируйте результат (для консультации родителей):
- Если количество воспроизведённых слов сначала увеличивается, а потом значительно уменьшается, это говорит о забывчивости, истощаемости внимания.
- Если количество верных ответов всё время скачет «больше-меньше», это говорит о рассеянности, неустойчивости внимания.
- Если ребёнок всё время воспроизводит равное количество слов, то это говорит о незаинтересованности, эмоциональной вялости.
В норме количество запоминаемых слов должно постепенно увеличиваться к третьему воспроизведению, после которого может несущественно уменьшиться. В третьем воспроизведении должно быть названо количество слов не меньше числа равного возрасту ребёнка.

4. «МЫШЛЕНИЕ»
Методика «Четвёртый лишний»

Цель: исследование уровня обобщающих операций ребёнка.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладется лист, на котором изображены 4 предмета, три из которых можно назвать обобщающим словом, а четвёртый предмет по отношению к ним окажется «лишним». Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора.
Инструкция: «Найди какая картинка здесь «лишняя» и почему.»
Обработка результатов и интерпретация результатов:
Высокий уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 4 задания.
Выше среднего. – ребенок правильно выделил и объяснил 3 задания.
Средний уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 2 задание.
Низкий уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 0-1 задание

Методика «Аналогии»

Цель: исследование уровня развития образно-логического мышления.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладется карточка, на которой изображены картинки, связанные между собой по какому-либо признаку.
Инструкция: «Это вишня и виноград – у них есть что-то общее, какое-то правило. Тебе нужно по такому же правилу подобрать картинку к бегемоту из картинок снизу.»
Обработка результатов и интерпретация результатов:
Высокий уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 4 задания.
Выше среднего. – ребенок правильно выделил и объяснил 3 задания.
Средний уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 2 задание.
Низкий уровень – ребенок правильно выделил и объяснил 0-1 задание
Методика «Последовательные картинки»

Цель: исследование уровня развития операции умозаключения и связной речи ребёнка.
Процедура проведения:
Перед ребенком кладутся сюжетные картинки в хаотичном порядке.
Инструкция: «Посмотри, здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них внимательно, подумай, с чего все началось, что было потом, и на какой картинке нарисовано окончание рассказа. Положи все картинки по порядку (тут имеет смысл провести рукой вдоль стола) как все было. Сюда начало, сюда вторую, ... а сюда последнюю (Внимание ребенка еще раз обращается на картинки). Посмотри внимательно и начинай раскладывать. Составь полный и интересный рассказ по этим картинкам».
Обработка результатов и интерпретация результатов:
Анализируется не только стиль работы ребенка и порядок расположения карточек, но и соответствие рассказа ребенка выложенной им последовательности. В данном случае следует обращать внимание не столько на соответствие последовательности эталонной, сколько на соответствие раскладке тому рассказу, который составил ребенок. Так, если рассказ точно соответствует разложенному ребенком порядку, а сам ребенок ловко придумывает оправдание некоторым несоответствиям, придумывает "складно", излагает рассказ согласно возрастным нормативам логики, может придумать название, то такой вариант задания следует считать выполненным.
Интерпретация уровня умозаключения:
Высокий уровень (4 балла) – ребенок правильно установил последовательность событий, правильно составил рассказ.
Выше среднего (3 балла) – ребенок допустил ошибку в установлении последовательности, но составил рассказ.
Средний уровень (1-2 балла) – ребенок допустил ошибку в установлении последовательности и в составлении рассказа.
Низкий уровень (0 баллов)– ребенок не установил последовательность и не смог составить рассказ.

Интерпретация уровня развития связной речи:
Высокий уровень (4 балла) – рассказ имеет начало, действие, финал; составлен логически; содержит 6-7 предложений.
Выше среднего (3 балла) – в рассказе отсутствует и/или начало, действие, финал; содержит 4 – 5 предложений.
Средний уровень (1-2 балла) – в рассказе отсутствует и/или начало, действие, финал; содержит 4 - 3 предложения.
Низкий уровень (0 баллов) - отказ ребенка от рассказывания или перечисление событий отдельными предложениями.

5. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Цель: исследование уровня развития словарного запаса, фонематического слуха, звукопроизношения, умения составлять рассказ по картинке.

Методика «Подбери слова к заданному вопросу»
(активный словарный запас)

Процедура проведения: ребенку задаются вопросы:
- Что бывает белым? (на конец года - красным) (имя существительное)
- Ты знаешь, кто такой человек?.. А что умеет делать человек? (на конец года - собака) (глагол)
- А каким бывает человек? (на конец года - собака) (имя прилагательное)
На каждый вопрос до 10 слов.
Обработка результатов и интерпретация результатов: (в общем по 3 вопросам)
Высокий уровень – ребенок правильно дает ответ 28- 30 слов.
Выше среднего – ребенок правильно дает ответ 19 – 27 слов.
Средний уровень – ребенок правильно дает ответ 13 – 19 слов.
Низкий уровень – ребенок правильно дает ответ меньше 13 слов.

Методика «Какое слово начинается со слога ...»
(фонетический слух)

Процедура проведения: «Угадай, какое слово я загадала: МА- (Я говорю начало, а ты продолжаешь. МА-) Правильно, МАМА (это слово проверочное). А сейчас:
ПО-, НА-, ЗА-, МЕ-, МУ-, ЛО-, ЧЕ-, ПРЫ-, КУ-, ЗО-.
Обработка результатов и интерпретация результатов:
Высокий уровень – ребенок правильно называет 9 – 10 слов.
Выше среднего – ребенок правильно называет 7 – 8 слов.
Средний уровень – ребенок правильно называет до 5 - 7 слов.
Низкий уровень – ребенок правильно называет до 5 слов.

6. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ»

Графическая проба «Забор»
На листе бумаги А4, положенном по отношению к пишущему горизонтально (чтобы строка была максимально длинной), изображен образец «забора» (рис. 1). Ребенку предлагается продолжить действие по образцу.
Инструкция: «Продолжай рисовать «забор» по моему образцу до конца листа, не отрывая руки от бумаги. Начинай там, где остановился я».
Взрослый рисует не более двух-трех серий рисунка.

Рис. 1
Критерии оценки успешности выполнения пробы:
трудности переключения с одного элемента на другой (может инертно повторяться один из элементов);
персеверации; разрывы линии/отрыв руки от бумаги плавность рисования линий;
трудности запоминания программы: наличие зрительной опоры/сравнения с образцом при выполнении задания.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень - ребенок сразу понимает задание; выполняет его; применяет соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
Выше среднего – ребенок сразу понял задание, но трудности возникли при выполнении некоторых элементов; заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
Средний уровень – ребенок понял задание, частично выполнил сам, частично с помощью педагога.
Низкий уровень – ребенок не может справиться с заданием.

7. «СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ»

Цель: Определение уровня мотивационной готовности ребенка, «внутренней позиции школьника».
Процедура проведения: попросите ребёнка дать ответы на следующие вопросы (ответы следует записать).
Вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Зачем ты пойдешь в школу? / Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? (о внутренней сформированности отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получения знания и т.п.)
3. Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей? (о внутренней сформированности отношения свидетельствует предпочтение школьного обучения домашнему)

Обработка и интерпретация результатов:
О внутренней сформированности отношения к школе можно судить по всем трем вопросам.
Высокий уровень - если она проявлялась во всех 3-х ответах;
Выше среднего – в 2-х ответах;
Средний уровень – в 1-ом ответе;
Низкий уровень – ни одного ответа.










HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Требования к условиям проведения обследованияРисунок 2Требования к условиям проведения обследования

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X