Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ячменева Надежда Львовна

«Использование различных технологий на уроках физики и астрономии для сохранения психического, физического здоровья студентов и повышения устойчивости их нервной системы».

скачать документ

Вернуться назад

Публикация на тему «Использование различных технологий на уроках физики и астрономии для сохранения психического, физического здоровья студентов и повышения устойчивости их нервной системы».Ячменева Надежда ЛьвовнаКГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж, пгт. Шушенское, Красноярского краяпреподаватель дисциплин «Физика и Астрономия» В соответствии с ФГОС на уроках физики и астрономии использую технологию развития познавательных универсальных учебных действий. Образовательный процесс протекает таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций, отношение к различным сторонам окружающего мира. Например, на уроке физики «Механические колебания и волны» закрепление  провожу путем сравнения графика колебаний и графика волны. Обучающиеся отвечают на вопросы письменно, придумывают новые параметры и строят графики. На уроке «Звезды и созвездия» по астрономии студенты получают задание найти в библиотеке мифы о происхождении названий созвездий и подготовить сообщения. Такая индивидуальная работа способствует не только формированию познавательных навыков, мотивации учения, развитию интереса к предмету, положительного отношения к процессу познания, но и формированию личностных качеств: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Регулятивные УУД обеспечивают способность организовывать учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: осознание цели - планирование действий - реализация намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата, проведение коррекции. На уроке физики «Закон сохранения энергии» организую групповую и индивидуальную работу по решению экспериментальных задач, а на уроке астрономии «Небесные координаты и звездные карты» работу с картой по определению координат нескольких ярких звезд, сравнение полученных данных с координатами, приведенными в списке. Такая работа формирует умения проводить наблюдения и описывать их; задавать вопросы и находить ответы опытным путем, т.е. планировать простейшие опыты, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов; представлять результаты измерений в виде таблиц; делать выводы на основе наблюдений; находить простейшие закономерности в протекании явлений. Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Например, на уроке физики «Свободное падение тел» обучающиеся получают задание построить график зависимости V(t) для свободного падения, а на уроке астрономии «Строение Солнечной системы» заполняют таблицу с указанием расстояний до тел Солнечной системы, используя материал учебника, справочную литературу. Подобные задания способствуют развитию творческого мышления, овладению наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности. Работа проходит в индивидуальной и коллективной форме. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию на позиции других людей, прежде всего, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. На уроке физики «Электрический заряд. Закон сохранения зарядов» организую групповую работу по выполнению творческих заданий. Каждая группа  получает конверт с набором букв. Из них необходимо составить слово, использовав все буквы, и составить одно слово, например, «Электродинамика». Затем студенты составляют кроссворд с использованием этого слова и слов по данной теме. Побеждает та группа, которая правильно и больше других использует слов в кроссворде. На уроке астрономии «Малые тела Солнечной системы» каждая группа-экипаж защищает подготовленную презентацию. Перед этим группа выбирает тему «Астероиды», «Кометы», «Метеориты», самостоятельно работает с литературой, Интернет-источниками. Такой подход формирует коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме, умения сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности, прислушиваться к аргументам других участников  и учитывать их в своей позиции. С целью смены видов учебной деятельности использую ИКТ, различные формы контроля: практические и лабораторные работы, тестовые задания, диктант, перепутанные логические цепочки, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование. На своих уроках поддерживаю у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность, а также учитываю уровень усталости, стараюсь не причинить вред здоровью. В связи с этим ищу новые эффективные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное приобретение знаний студентами, активизируют мыслительные способности и помогают сохранит здоровье. Включение в уроки здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у студентов бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к дисциплине. Четкая организация урока способствует выработке у студентов умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительным моментом в проведении урока является применение разнообразных форм работы. Например, на 2 курсе по теме «Колебания, волны, звук», студенты заполняют в тетрадях схему: если согласны с утверждением, ставят плюс, если нет - прямую черту.Верите ли вы, что комар чаще машет крыльями, чем муха? На Луне произошел взрыв. Мы услышим его на Земле?Верите ли вы, что всякое колеблющееся тело звучит?Нетрадиционно сформулированные вопросы позволяют снять стресс перед проверкой знаний, сосредоточиться и сконцентрировать внимание. Не забываю, что отдых-это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы, чередую виды деятельности, демонстрирую простые опыты, например «Поющий бокал». Мокрой подушечкой указательного пальца провожу по торцу тонкого бокала, заполненного водой, и бокал «запоет». «Откуда происходит звук?» Проведение простых опытов позволяет снять усталость, расслабить зрительный нерв, а определение местонахождения звука позволяет сконцентрироваться и продолжить работу. Таким образом, я постоянно забочусь о сохранении психического и физического здоровья студентов, повышаю устойчивость их нервной системы.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X