Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Иванцова Евгения Валентиновна

"По страницам конкурса им. П.И. Чайковского"

скачать документ

Вернуться назад

Презентация к открытому уроку по Истории исполнительства на тему: «По страницам международного конкурса им. П.И. Чайковского, специальность фортепиано»Выполнила Иванцова Евгения Валентиновна преподаватель по классу фортепианоМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (МБУ ДО «ДШИ» г. Зверево, ноябрь 2023 г.Цель урока: Закрепление материала по теме «Международный конкурс им. П.И. Чайковского специальность фортепиано»Задачи урока: Повторение основных этапов развития конкурса, самых ярких победителей-пианистов, основных моментов положения конкурса, развития интересов, расширение кругозора и общекультурных ценностей.Тип урока: Контрольный урокВид урока: БеседаПлан урока:Организационные моментыЗнакомство с историей и положением конкурсаКвалификация этапов развития конкурса и освещение ярких победителейЗаключение1 слайд – ПриветствиеРада всех приветствовать на открытом уроке по предмету «История исполнительства» на тему «По страницам Международного конкурса им. П.И. Чайковского» специальность ФОРТЕПИАНО. Сегодня мы поговорим об истории конкурса, о правилах его проведения и правилах участия, об этапах развития конкурса и конечно же о его выдающихся победителях. Это творческое состязание традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру. В течение первой четверти на уроках мы знакомились с победителями конкурса разных лет и сегодня подводим итоги по этой теме. 2 слайд – ИЗ ИСТОРИИ КОНКУРСАКонкурс им. П.И. Чайковского имеет статус молодёжного, поскольку возраст участников ограничен от 16 до 32 лет. Финальные прослушивания участников конкурса проводятся в Большом зале Московской консерватории, а с XIV конкурса (2011 г) в г. Москва и Санкт-Петербург.Международный конкурс академических музыкантов проходит 1 раз в четыре года, за исключением XIII конкурса (2006 г), когда было принято решение отложить конкурс на год, чтобы отреставрировать Большой зал консерватории и развести конкурс с другим масштабным событием – чемпионатом мира по футболу.Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Со второго конкурса (1962 год) введена специальность виолончель, с третьего (1966 год) — вокал, а с шестнадцатого (2019) — медные и деревянные духовые инструменты.3 слайд – ПОДАЧА ЗАЯВКИ НА КОНКУРСВ заявленной конкурсной программе обязательно должны звучать произведения П.И. ЧайковскогоВ заявке нужно указать минимум 4 концерта с оркестром, готовых к исполнению в следующем концертном сезонеПредоставить две рекомендации от преподавателя и от концертирующего исполнителя с мировым именем.С недавнего времени участие в конкурсе стало бесплатным, ранее было 100 долларов.Финалисты конкурса подписываю согласие на участие на безвозмездной основе в церемонии закрытия конкурса и 2 концертах лауреатов.4 слайд – ОТБОР УЧАСТНИКОВОтбор проводится по видеозаписям: к 1 туру допускается не более 25 пианистов, ко 2 туру 12 пианистов, к 3 туру (финалу) – 6 пианистов5 слайд – НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙГРАН-ПРИ – 100 000 долларов дополнительно к I премииЛауреат 1 премии – 20 000 евро; 30 000 долларовЛауреат 2 премии – 15 000 евро; 20 000 долларовЛауреат 3 премии – 10 000 евро; 10 000 долларовЛауреат 4 премии – 5 000 евро; 5 000 долларовЛауреат 5 премии – 3 000 евро; 4 000 долларов6 слайд – ОТКРЫТИЕ КОНКУРСА18 марта 1958 года в Москве состоялся I Международный конкурс им. П.И. Чайковского. Он имел миротворческое значение, поскольку в те годы ситуация в мировой политике приблизилась к наибольшему напряжению (события в Венгрии и Польше, кризис на Ближнем Востоке). Исполнительское искусство очень убедительно и своевременно выступило как призыв к миру. И при этом Конкурс был организован по-советски, т.е. с покоряющими блеском и размахом. Большая финансовая смета, крупные денежные премии, щедрое гостеприимство Министерства культуры (оно оплачивало расходы иностранных конкурсантов, приехавших из 22 стран), все это привлекало к участию в Конкурсе, не говоря уже о художественном уровне его программ и об авторитетности Оргкомитета – его возглавил Дмитрий Шостакович как самый известный композитор нашей страны.7 слайд – ЭПОХИ КОНКУРСАКонкурс как любая организация имеет свои этапы развития. Давайте вместе проанализируем основные эпохи конкурса: взлет, парение, снижение и возрождение.Взлет (1958, 1962, 1966) это первые три Конкурса, устанавливаются его номинации (фортепиано, скрипка, виолончель и вокал). В своем великолепии предстает перед публикой конкурсное жюри: Эмиль Гилельс (председатель), Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер.Но главное, конечно, это конкурсанты, а их огромные артистические дарования превосходили все ожидания зрителей. Победители: Ван Клиберн (1958), Владимир Ашкенази (1962), 16-ти летний Григорий Соколов (1966).8 слайд - ЭПОХИ КОНКУРСАПарение (1970, 1974, 1978, 1982, 1986) с Четвертого по Восьмой конкурсы включительно, сохраняя замечательный состав жюри. Уровень участников был на высоком уровне, публика до краев наполняла залы Конкурса, бурно реагировала на его события и наслаждалась конкурсной атмосферой. Победители: Владимир Крайнев (1970), Андрей Гаврилов (1974), Михаил Плетнев (1978), нет победителя (1982), Барри Дуглас (1984).9 слайд – ЭПОХИ КОНКУРСАСнижение (1990, 1994, 1998, 2002, 2007) началось с Седьмого и длилось до Четырнадцатого конкурса, сказались общекультурные и даже общегосударственные проблемы. Сначала председателями фортепианных жюри поочередно делали композиторов Отара Тактакишвили и Андрея Эшпая; потом профессоров Московской консерватории, которых стали обвинять в протекции своих учеников, это подорвало доверие к конкурсу. Без победителя остались пианисты на Седьмом, Десятом и Тринадцатом конкурсах. Ситуация ухудшилась еще из-за того, что был нарушен четырехлетний цикл Конкурса. Но в общем советская фортепианная школа держалась, и наши молодые артисты оставались в памяти публики, тогда как немало иностранных исполнителей, даже тех, кто удостаивался премий, исчезало с конкурсной сцены почти без следа. Победители: Борис Березовский (1990), 2 премия Николай Луганский (1994), Денис Мацуев (1998), Ояка Уехара Япония (2002), Мирослав Култышев (2007).10 слайд – ЭПОХИ КОНКУРСАВозрождение (2011, 2015, 2019, 2023) началось с Четырнадцатого конкурса. Маэстро В. Гергиев возглавил его Оргкомитет и сразу предложил программу обновления: в жюри приглашаются артисты с мировой известностью и крупные организаторы концертного дела, из первых: Владимир Ашкенази, Барри Дуглас, Денис Мацуев, Владимир Овчинников, из вторых: Мартин Энгстрём (руководитель Международного фестиваля в Вербье), Клайв Гиллинсон (художественный руководитель-директор зала Карнеги-холл). Это все выдающиеся деятели современного музыкального искусства.Конкурс стал проходить в двух российских столицах. Обеспечивается широкая интернет-трансляция Конкурса; увеличиваются его денежные премии; организовываются международные концертные турне для победителей (в чем для некоторых из них заключалась главная привлекательность Конкурса). Реализовано было всё. А главное открылось выдающееся исполнительское дарование, и это был российский пианист Даниил Трифонов (2011).  Конкурс вернулся к своей насыщенной артистической жизни, к своему праздничному настроению, ко всему, что отличало его самые светлые годы.11 слайд – ВОЗРОЖДЕНИЕПятнадцатый конкурс (2015) повторил черты предыдущего. Добавились электронный подсчет голосов в жюри, выросшая сумма Гран-при. Поименно запомнились лауреаты у пианистов: I премия Дмитрий Маслеев (Россия), II премию разделили виртуознейший Джордж Ли (США) и лирик Лукас Генюшас (Россия), III премия Сергей Редькин (Россия). Шестнадцатый конкурс (2019). Снова – две российские столицы, снова – как мы уже знаем – прекрасное жюри с мировыми именами. Все были рады успеху нового начинания, а именно Конкурса духовых инструментов. Пришло молодое слушательское поколение с его требованиями к неувядаемой музыкальной классике. Ностальгическими чувствами наполнялись слушатели-ветераны, вспоминая о разных десятилетиях изумительного Конкурса Чайковского. Победители: Александр Канторов (Франция); II премия – Дмитрий Шишкин (Россия).12 слайд – РОССИЯ ПОБЕЖДАЕТС 19 июня по 1 июля 2023 года в Москве и Санкт-Петербурге с огромным успехом прошел Семнадцатый конкурс. В конкурсе приняли участие молодые талантливые ребята из 23 стран – от Коста-Рики до Австралии. В совместном жюри – всемирно известные артисты, педагоги, артистические менеджеры и другие выдающиеся деятели культуры из 18 стран. Победители: I премия Сергей Давыдченко 18 лет (Россия), II премия Валентин Малинин - (Россия)Онлайн-трансляции конкурса длились 320 часов и собрали около 60 миллионов просмотров из 102 стран мира. 13 слайд – ЗАКЛЮЧЕНИЕЗа свою историю конкурс открыл миру имена выдающихся представителей исполнительского искусства современности. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны. Главная цель музыкального состязания — выявление новых талантов.Пока Чайковский живет в своей музыке, пока существует русская исполнительская школа, пока весь мир одаривает ее любовью и вниманием, а толпы искренне взволнованных людей приходят на выступления наших артистов и их иностранных сверстников – до тех пор жива русская культура во всей своей человечности и дружелюбии. Надеюсь, что в вашей памяти отложатся фамилии выдающихся победителей конкурса и вы сможете поделиться своими знаниями при случае с друзьями, одноклассниками.В этом году шумно отгремел 17 конкурс им. Чайковского, еще долго любители классической музыки будут обсуждать выступления нынешних лауреатов, но все уже с нетерпением ждут очередного Восемнадцатого Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2027 году.14 слайд – ЗАКЛЮЧЕНИЕСпасибо всем за внимание!

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X