Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ирина Владимировна Комаровская

Занятие в группе старшего дошкольного возраста по познавательному развитию :"Воздух вокруг нас"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Воздух вокруг нас» (экспериментирование с воздухом)для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)Воспитатель Комаровская Ирина ВладимировнаЦель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.Задачи:Познавательное развитие:• Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.• Развивать любознательность и познавательную активность.• Развивать внимание, память, логическое мышление.Образовательные задачи в интеграции образовательных областейСоциально-коммуникативное развитие:• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.• Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками, умения выслушивать их.• Формировать интерес к общению между взрослыми и детьми.Речевое развитие:• Развивать умение детей отвечать на вопросы взрослого, давать полный ответ.• Обогащать активный словарь детей путем введения в речь новых слов: «ученые», «лаборатория», «кляксография».Физическое развитие:• Способствовать приобретению опыта в двигательной активности.• Развивать произвольные движения рук.Художественно-эстетическое развитие:Формировать навык рисования в нетрадиционной технике - кляксографией.Предварительная работа: беседа «Кто такие ученые: чем занимаются, где работают?», беседа «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдение на прогулке за ветром.Используемое оборудование для педагога: экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, запись музыкального сопровождения, воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовый пакет, деревянная шпажка, трубочка, стаканчик с водой, 2 баночки с плотными крышками, краски, кисть, бумага, резиновая игрушка, ластик, мыльные пузыри, два тазика с водой, сундучок с игрушками, чеснок, халат.Используемое оборудование для детей: полиэтиленовый пакет, деревянная шпажка, трубочка, стаканчик с водой, резиновая игрушка, ластик, краски, кисть, бумага.Ход мероприятияВоспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг другаВстанем рядышком, по кругу,Скажем, здравствуйте, друг другу.Нам здороваться не лень:Всем привет и добрый день,Если каждый улыбнетсяУтро доброе начнется.- доброе утро! (Дети выполняют соответствующие движения)Воспитатель: Посмотрите какие красивые шары у нас в группе сегодня, какого они цвета? Посмотрите, что с синим шариком? (он надут не полностью) (Ответы детей)Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и красивым? (Ответы детей)Воспитатель: Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился. Интересно, что же у него внутри? (Ответы детей)Воспитатель: Правильно, у него внутри воздух. Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воздуха, как настоящие ученые – исследователи. Давайте вспомним, кого называют учеными? (Ответы детей)Воспитатель: Где работают ученые? (Ответы детей)Воспитатель: Верно, в лаборатории. Нужно в лаборатории соблюдать определенные правила? Какие? (Ответы детей)Воспитатель: Вы хотите побывать в лаборатории, побыть немножко учеными-исследователями?Слайд №1 (слайд с изображением лаборатория) (Ответы детей)Воспитатель: Предлагаю вам одеть халаты и пройти в нашу лабораторию. Итак, начнем наши опыты. (Одевают халаты и проходят за столы)Эксперимент №1 «Как поймать и почувствовать воздух»Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно поймать воздух и посмотреть какой он? (Ответы детей)Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на предметы на вашем столе. Сможем мы с помощью одного из них поймать воздух? (Рассматривают предметыОтветы детей)Воспитатель: Предлагаю взять на столе полиэтиленовый пакет и посмотреть, что в нем?(Берут пакет, рассматриваютОтветы детей)Воспитатель: Да он пустой, сложим его несколько раз. Посмотрите, какой он? Теперь мы его развернем, наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом?(Складывают пакет. Затем берут пакет, «ловят» воздух. Дают ответы, опираясь на результат.)Воспитатель: Действительно, пакет «надулся», чем он заполнился? Можно сказать, что мы поймали воздух? (Ответы детей)Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (Ответы детей)Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проткните пакетик. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Берут деревянную шпажку, прокалывают пакет, подносят его к лицу.)Воспитатель: Что мы узнали из этого эксперимента?Слайд №2 (слайд с изображением пакета, наполненного воздухом) (Один из детей делает вывод)Воспитатель: Ребята, вы все согласны с этим выводом? Или кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка)Воспитатель: Верно! Воздух прозрачный, но его можно увидеть. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его – почувствовали «ветерок» на лице.Люди используют такой «пойманный» воздух для различных целей. Например, для спасательного круга, надувного матраса, для накачивания колес велосипеда или автомобиля.Слайд №3 (слайд с изображением спасательного круга, матраса, шин, воздушных шаров) (Наблюдают, слушают воспитателя, обобщают увиденное.)Продолжим наши эксперименты.Эксперимент №2 «Имеет ли воздух вес»Воспитатель: На столе у вас лежат предметы: игрушка и ластик. Потрогайте их, нажмите на них? Из чего они сделаны? (Берут игрушку и ластик, трогают их, нажимаютОтветы детей (из резины, ластик твердый, игрушка – мягкая)Воспитатель: Возьмите ластик и игрушку опустите их в воду, что случилось? (Опускают в воду ластик и игрушку, отвечают на вопрос (ластик утонул, игрушка нет)Воспитатель: Почему игрушка не тонет? Ведь она и ластик из резины. (Ответы детей (игрушка внутри пустая, в ней воздух)Воспитатель: Игрушка не утонула, потому что она наполнена воздухом. Какой вывод мы можем сделать?Слайд №4 (слайд с изображение, плавающей игрушки) (Один из детей делает вывод (воздух легче воды)Воспитатель: Ребята, все согласны с этим выводом? Может быть, кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка(Воспитатель: Ребята, помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет, где спрятался воздух. Подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня есть вот такой волшебный сундучок.Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (дети поочередно достают из сундучка ластик, магнит, монетка, резиновая игрушка, мяч, нарукавник др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).Молодцы, как легко вы справились с заданием. (Дети подходят к столу и раскладывают предметы в два тазика, делают вывод)Воспитатель: Продолжим наши эксперименты, вернемся к своим рабочим местам (Переходят за столы.)Эксперимент №3 «Воздух есть внутри нас»Воспитатель: Как вы думаете, воздух есть во всем? Есть ли воздух внутри человека? Как это можно проверить? Сможем мы проверить это с помощью предметов на нашем столе? Каких? (Ответы детей)Воспитатель: На столе у вас стоит стакан с водой и трубочка. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо- тихо. Что происходит? (Берут стакан с водой, дуют в трубочку, рассказывают что происходит)Воспитатель: Появились пузырьки, как они там оказались? В стакане же была только вода. (Ответы детей)Воспитатель: Что мы подули? (Ответы детей)Воспитатель: Как воздух оказался внутри трубочки? (Ответы детей)Воспитатель: Верно! Это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, потом выдыхаем его через трубочку и получаются пузырьки. Какой вывод мы можем сделать из этого эксперимента?Слайд №5 (слайд с изображением детей, дующих в воду через трубочку) (Один из детей делает вывод на основании проведенного эксперимента)Воспитатель: Ребята, вы все согласны с этим выводом? Или кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка)Физкультминутка «Мыльные пузыри»Воспитатель: Ребята у меня для вас есть небольшой сюрприз (достаю мыльные пузыри, что это?Слайд №6 (слайд с изображением мыльных пузырей) (Ответы детей)Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри пузырей? (Ответы детей)Воспитатель: Предлагаю вам немного поиграть. Я буду надувать пузыри, а вы их ловите.(музыкальное сопровождение песня «Мыльные пузыри») (Играют, ловят пузыри)Воспитатель: Нам пора возвращаться в нашу лабораторию, нас ждут новые открытия. (Возвращаются за столы)Эксперимент №4 «Узнай по запаху»Воспитатель: Мы выяснили, что воздух есть внутри нас. Как он к нам попадает? (Ответы детей)Воспитатель: Правильно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (Дыхательная гимнастика)Воспитатель: Ребята, давайте понюхаем воздух вокруг себя, есть ли у него запах? (Ответы детей)Воспитатель: Посмотрите, у меня есть две баночки, я открою их. В них есть что-нибудь? (Ответы детей)Воспитатель: Воздух в них есть? (Ответы детей)Воспитатель: Возьмите эти баночки. Скажите, чем пахнет воздух в них? (одна из них пахнет апельсином) (Передают баночки друг другу, нюхают их.Ответы детей)Воспитатель: Как вы думаете, почему они обе пусты, а пахнут по-разному? (Ответы детей)Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (Один из детей делает вывод (воздух не имеет запаха)Воспитатель: Ребята, все согласны с этим выводом? Может быть, кто-то думает по-другому? (Ответы детей, взаимооценка)Воспитатель: Правильно, собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Чем может пахнуть воздух? Приведите примеры.Слайд №7 (слайд с изображением кофе, хлеба, духов, девочки с цветком) (Ответы детей (хлебом, цветами и т. п.)Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. (Дети слушают)Воспитатель: Ребята, вы знаете, что воздухом можно рисовать? (Ответы детей)Воспитатель: Как называется такая техника?Слайд №8 (слайд с изображением клякс) (Ответы детей (кляксография)Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в нашу творческую мастерскую, и нарисовать рисунки для нашей выставки в этой технике. (Дети переходят за столы, где приготовлены краски, кисти, трубочки и бумага)Воспитатель: Возьмите альбомный лист, капните на него каплю акварели и раздуйте ее при помощи трубочки. (Выполняют рисунок в технике «кляксография»)Воспитатель: Посмотрите, какие интересные рисунки у вас получились. Вы все очень старались, молодцы. Расскажите, у кого что получилось? Какой рисунок вам нравится? (Дети показывают и рассказывают, у кого что получилось, оценивают работы, выставка работ)Воспитатель: Мы сегодня провели много опытов, какой из них вам понравился больше всего? Почему? Какой из них вам показался наиболее трудным? (Ответы детей)Воспитатель: Нам пора покинуть нашу лабораторию. Сейчас аккуратно снимем халаты и повесим их на стульчики.Ребята я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о свойствах воздуха.Слайд №9 (слайд с изображение воздушного шарика) (Дети снимают халаты, подходят к воспитателю, обобщают все, что они делали на занятии, играют в игру)Воспитатель: Сегодня вы все были внимательными и активными, старательными и я хочу каждому из вас подарить шарик наполненный воздухом. (Дети получают воздушный шарик)

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X