Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Григорьева Татьяна Николаевна

"Сквозные образовательные технологии. Современные методы обучения торговому делу"

скачать документ

Вернуться назад

СКВОЗНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТОРГОВОМУ ДЕЛУГРИГОРЬЕВА Т.Н.Преподаватель ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж. г.Кострома, РФАннотация: в статье рассматриваются возможности использования в практике профессионального образования методов сквозных образовательных технологий, которые достаточно активно применяет современный бизнес в обучения персонала. Ключевые слова: сквозные технологии, сквозные образовательные технологии, методы обучения, виды методов обучения, традиционные методы обучения, активные методы обучения, виды активных методов обучения. Abstracte t the article considers the possibilities of using end-to-end technologies in the practice of professional education, which are quite actively used by modern business in personnel training.cle Keywords: end-to-end technologies, end-to-end educational technologies, teaching methods, types of teaching methods, traditional teaching methods, active teaching methods, types of active teaching methods.Термин «сквозные технологии» стал активно использоваться в практике профессионального образования сравнительно недавно. К сквозным относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. Понятие «сквозные» применено в связи с тем, что эти технологии не связаны с каким-то отдельным продуктом или сферой деятельности, а могут применяться во многих индустриях, отраслях и секторах экономики, например, в образовании, медицине, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, машиностроении и т.д.В опыте работы ОГБПОУ «Костромской торгово-экономический колледж» использование опыта практик обучения персонала в торговых предприятиях региона становится традиционным. Сотрудничество с торговыми сетями региона позволяет сделать этот процесс взаимовыгодным. Современные «сквозные» методы обучения коррелируют с задачами обучения персонала, как в сфере бизнеса, так и в сфере профессионального образования. Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод, что все методы обучения будущих специалистов торгового дела разделить на три большие группы: традиционные методы, методы активного обучения и обучение на рабочем месте.Рассмотрим особенности вышеперечисленных методов подобнее, а также их достоинства и недостатки. Традиционные методы обучения включают в себя семинары, лекции, а также учебные видеоофильмы. При использовании лекционного метода обучения преподаватель устно передает информацию группе обучающихся. Недостатком данного метода является односторонняя коммуникация, а степень усвоения материала зависит от характеристик усваиваемого материала, от личностных особенностей лектора и от его умения правильно преподать материал, а также от особенности слушателей и их внимания.1835951217088-190 Семинары обычно проводятся после лекций, их цель - лучше разобраться в изучаемой теме с помощью дополнительных вопросов и практических заданий. В семинарах присутствует двусторонняя коммуникация, что является плюсом, так как слушатели активно участвуют в работе.Учебные видеофильмы. Данный метод является относительно новым для бизнес-образования в России. Учебные видеофильмы описывают различные проблемные ситуации на предприятиях, в конце дается краткое теоретическое обобщение увиденного. Также в конце видеофильмов могут быть заданы различные вопросы и кейсы по теме. Плюсом видеофильмов является их связь с практикой, тем не менее, во время просмотра участники остаются пассивными, иногда неконцентрированными.16510-51435Активные методы обучения все чаще используются бизнесом в настоящее время. Ориентация на данные методы обусловлена тем, что сотрудникам при таком обучающем формате проще воспринимать новый материал, слушатели используют накопленный опыт, изучают новые знания и подходы, а также более четко различают эффективное и неэффективное поведение. Выделяют три вида активности: физическая, коммуникативная и познавательная, каждая из которых помогает слушателям лучше понять изучаемую тему.Преподаватели дисциплин профессионального цикла также все более и более отдают предпочтение активным методам обучения, понимая их преимущества перед форматом традиционного обучения.Существует несколько наиболее распространенных видов активного обучения. Остановимся на некоторых из них. Тренинги. В тренингах особое внимание уделяется практической отработке полученных навыков. Также к тренингам относят деловые игры. Большое распространение получили вводные тренинги, чтобы новички лучше узнали об организации, также достаточно часто проводятся тренинги для торгового персонала, чтобы сотрудники были всегда осведомлены о последних изменениях.. Важным является то, что тренинги, направленные на развитие компетенций, эффективны лишь тогда, когда сотрудники уже имеют опыт в определенной работе, а также тот факт, что приобретенные знания будут использованы на практике в ближайшем будущем. Таким образом, сотрудник повысит свои компетенции, а также упорядочит полученные знания. Преподаватели профессиональных образовательных организаций также включают тренинги в свой методический арсенал. Рекомендуется привлекать к осуществлению данного метода психологов профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) для освоения алгоритма проведения тренинга самим педагогом.Компьютерное обучение. При данном виде обучения информация предъявляется сотруднику блоками на мониторе компьютера, в конце каждого блока имеются вопросы, на которые сотрудник должен быть в состоянии ответить. Преимуществом данного метода является то, что сотрудник может усваивать материал в удобном для него темпе. Стоит отметить тот факт, что затраты на разработку компьютерного обучения довольно высоки, тем не менее, данный метод является достаточно гибким, и время на обучение сокращается на 30-50%. Оборудованные компьютерные аудитории колледжа позволяют сделать компьютерное обучение неотъемлемой частью образовательного процесса подготовки специалистов торгового дела. Проблематичным может стать только наличие специализированных лицензированных обучающих программ.Групповые обсуждения (групповые активности). Групповые обсуждения применяются в небольших группах и позволяют наиболее эффективно использовать опыт обучающхся. Слушатели сами вырабатывают наиболее эффективные решения проблем. Для стимулирования группы, руководитель может вводить определенные рамки, например, предлагать определенные алгоритмы, вводить правила, устанавливать время и др.Поведенческое моделирование. Данный метод учит конкретным установкам и навыкам через определенные действия, например, через предъявление определенной поведенческой модели или обеспечение обратной связи. Чем больше мотивация обучающихся, тем выше эффективность от данного вида обучения.Case-study (метод кейсов). Представляет собой разбор практических ситуаций. Метод становится одним из наиболее популярных методов обучения как в компаниях, так и в образовательных организациях. Цель данного метода - научить обучающихся анализировать и структурировать полученную информацию, оценивать и пробовать решить выявленные проблемы. Отличительной чертой case-study является то, что по завершении не имеется правильного или неправильного решения, любое решение может быть рассмотрено на равных основаниях. Тем не менее, в дискуссиях должны оцениваться плюсы и минусы предлагаемых вариантов решений.Обучение на рабочем месте. Данный метод обучения наиболее популярен, так как благодаря обучению на рабочем месте сотрудники формируют более точные представления о своей работе, о том, как пользоваться оборудованием, а также о том, какие требования предъявляются к их должностям. В основном обучение на рабочем месте проводится для новых сотрудников и студентов профессиональных образовательных организаций, реализующих программы производственной практики.Наставничество. В настоящее время повышается внимание к развитию наставничества. Особенно оно пользуется популярностью у продавцов-консультантов. Преимуществом наставничества является индивидуальный подход к подопечным, так как обычно у одного наставника имеются 1-3 наставляемых. Данный метод применяют в основном для новых сотрудников, которые еще не совсем понимают особенности своей должности, а также студентов-практикантов.Наставник обычно является сотрудником той же должности или чуть выше, он дает обучающимся задания, контролирует их выполнение и дает обратную связь. Педагоги - руководители производственной практики, как правило, успешно справляются с функцией наставника в условиях реального производственного процесса.Тем не менее, наставничество имеет недостатки. Например, часто наставничество на производстве осуществляется лишь формально «для галочки», наставники немотивированы или слишком увлечены наставничеством, что забывают о своих прямых обязанностях. И т.д.Таким образом, инновационный подход в различных сферах деятельности играет все более возрастающую роль в современной России. Торговля - наиболее подходящая сфера для инноваций. В результате инновационных процессов в торговле изменяются и модернизируются виды и типы предприятий торговли, виды торговой структуры, субъекты торговли, материально-техническая база, технология торговли и торговое оборудование предприятий, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка. Такие нововведения требуют и современной подготовки квалифицированных торговых кадров. Неоценимую роль в этом процессе могут и должны сыграть сквозные образовательные технологии, которые активно осваивают сегодня и бизнес, и система профессионального образования. ЛитератураДашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг»,2022г., - 448с.Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности: учебник – Ростов-на-Дону «Феникс»,2023г.,-416с.Сулейманова М.Н. «Человек и мир профессий»- Свердловск, 2022г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X