Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сальникова Марина Владимировна

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – старейший православный храм Владикавказа. История и современность

скачать документ

Вернуться назад

Разработка внеклассного мероприятия«Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – старейший православный храм Владикавказа. История и современность»Сальникова Марина ВладимировнаГБПОУ «Владикавказский многопрофильный техникумимени кавалера ордена Красной Звезды Г.Калоева» (ГБПОУ ВМТ им.Г.Калоева), г.Владикавказ, РСО-АланияМастер производственного обучения1. Пояснительная записка1.1. Актуальность: нравственному и духовному воспитанию студентов уделяется большое внимание и на занятиях, и во внеурочное время. Данное мероприятие разработано для старшеклассников и студентов СПО, так как вопросы, поднимаемые в ней являются актуальными и в наши дни. Сегодня, как никогда, важно понимать особенности и ориентироваться в проявлениях национального духа как совокупности духовных особенностей осетинского этноса, определиться в ценностных категориях своего народа, его традициях, продолжать и передавать подрастающему поколению принципы и нормы жизни предков. 1.2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Методическая разработка данного мероприятия духовно-нравственного направления имеет важное значение и играет большую роль в системе воспитательной работы классного руководителя. Мероприятие проводилось в рамках празднования 1100-летия крещения Алании и является одним из комплекса мероприятий, посвященных этой дате. 1.3. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): старшеклассники средних школ, студенты СПО всех курсов.1.4. Цели: формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности православной культуры. развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыкам общения, развития интереса и уважения к истории и культуре своего народа и республики, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды. содействие духовному воспитанию учащихся, воспитывать чувство национального достоинства, способствовать формированию положительных личностных отношений к вере Православной. познакомить детей о назначении православного храма и церковным этикетом. 1.5. Задачи:Образовательные: Узнать историю появления христианской веры в Алании. Познакомить с понятием «православный храм». Уточнить знания о роли православия в жизни государства. Развивающие: Развивать умение правильно воспринимать, анализировать, сопоставлять полученную информацию с собственными поступками. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. Развивать умение откликаться на произведения культуры. Воспитательные: Воспитывать стремление к самообразованию, изучению исторического и духовного наследия. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию. Воспитывать желание жить, соблюдая библейские заповеди. 1.6. Планируемые результатыусвоение обучающимися добродетели, направленность и открытость их к добру.формирование у обучающихся позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия: тематический классный час с использованием мультимедийных возможностей компьютерных технологий. Внеурочная деятельность является одним из эффективных направлений духовно-нравственного воспитания и имеет большое учебно-воспитательное значение. Работа в рамках внеурочной деятельности формируется на основе изучения общих вопросов духовного развития общества, способствующих формированию нравственности подрастающего поколения. Данная форма проведения позволяет задействовать максимальное количество обучающихся, раскрыть возможности «слабых» студентов.1.8. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: использовались словесный метод (беседа, выразительное чтение) и наглядный метод (просмотр видеоролика, презентации)1.9. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: для успешного проведения мероприятия важное значение имеет предварительная работа с обучающимися (подготовить чтение стихов, создание стенгазеты). Презентацию к мероприятию педагог готовит самостоятельно или совместно с обучающимися. Она включает видео- и аудиоматериалы. Режим работы с презентацией – переход слайдов по щелчку.1.10. Материально-технические, информационные ресурсы: иллюстрации (плакат), мультимедийная компьютерная презентация, аудиозапись колокольного звона, тематические видеоролики, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).2. Основная часть2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия: преподаватель заранее раздает обучающимся стихотворения для выступления; обучающиеся подбирают иллюстрационный и текстовый материал и делают тематическую стенгазету (плакат), готовят мультимедийную презентацию совместно с преподавателем.2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)ХОД МЕРОПРИЯТИЯМероприятие начинается с просмотра видеоролика «Молитва Пресвятой Богородице»Далее всё мероприятие сопровождается православной музыкой и мультимедийной презентациейВедущий 1: Добрый день дорогие друзья! Мы пригласили вас для того, чтобы поговорить на очень важную тему. В 2022-м году Осетия и вся Россия официально отмечают 1100-летие крещения аланского народа. Президент Российской Федерации Владимир Путин распорядился на государственном уровне отпраздновать этот юбилей, указ об этом был подписан 14 октября 2017 года. К годовщине подготовлен ряд мероприятий. В частности, планируется открытие храма Александра Невского, который станет крупнейшим в северокавказском регионе. Наш техникум также не остался в стороне от этого события: в прошлом учебном году прошел конкурс презентаций «Храмы Осетии». А сегодняшнее наше мероприятие посвящено Церкви Рождества Пресвятой Богородицы - старейшему православному храму Владикавказа.Ведущий 2: Но для начала давайте выясним: как и когда осетины приняли христианство?Сегодня осетинский народ разделен между двумя верами - исламом и православным христианством. Большая часть осетин - православные, меньшая (чаще всего дигорцы) - мусульмане-сунниты. А также имеется и своя древняя осетинская религия предков - уацдин.Ведущий 1: Так, как и когда же осетины приняли христианство? Они его, кстати, приняли первыми среди коренных народов России - еще примерно за 70 лет до русичей.На самом деле, христианство приняли еще прямые предки осетин - аланы. Христианская вера среди алан распространялась уже в I веке нашей эры, когда на Кавказе проповедовал ученик Христа, апостол Андрей. А первые аланские святые мученики приняли христианскую веру в армянских землях.Ведущий 2: В IV веке распространению христианства среди алан помогала крестившая Грузию Святая дева Нино. Живший в VII веке аланский царь Григорий уже носил христианское имя и исповедовал христианскую веру. В этом же веке в Алании, по данным летописей, существовал христианский монастырь Иоанна Крестителя.Ведущий 1: Таинство крещения аланского народа проходило в Нижне-Архызском городище, недалеко от современной станицы Зеленчукской в Карачаево-Черкесии, где, как считается, мог находиться политический центр Алании - город Магас. Поныне здесь расположены три аланских христианских храма XI столетия - Пресвятой Троицы, Георгия Победоносца и Святого Ильи Пророка.Ведущий 2: Принятие христианства сыграло огромную роль в развитии аланского народа - с ним как с равным начали говорить все европейские монархи. А для самого Аланского государства наступил Золотой век.Итак, первые аланы приняли христианство во II веке, однако массовое крещение произошло приблизительно 1100 лет назад.Ведущий 1: А теперь поговорим о старейшем православном храме Владикавказа - Храме Рождества Пресвятой Богородицы.Владимир Фирсов (1937-2011гг.)РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫМатерь Божья, мир души, отрада,Непорочно вечный свет зари,ПодариНечаянную радость,Мир надежды людям подари.Подари скорбящим исцеленье,Жаждущим подай глоток воды,Грешникам даруй пути к спасенью,Отведи бедовых от беды.Отведи от проклятыхПроклятья,От злословной порчи отведи.Пусть поверят люди в то,Что братья –Все, кто повстречался им в пути,Все, кто стал опорой и оградой,Веру дал, сочувствие своё,Ведь для всех – нечаянная радость,Богоматерь, Рождество Твоё.А себе прошу я,Скромный жительТой земли, что я счастливым стал,Чтобы долго ангел – мой хранительПравого плеча не покидал.Дай мне дар, чтоб быть к себе построже,Ко всему, чем я живу и жил.Только не давай мне, если можешь,То, чего грехами заслужил...Светлая. Пречистая. Святая.В этот день, не пряча торжество,Ткёт тропинку осень золотаяК дню Рожденья Сына Твоего.И по нейИдти моей РоссииВ нимбе из тернового венцаК дням Рожденья Матери и СынаИ к Престолу светлому Творца.Ведущий 1: По одним данным деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (из-за своего расположения на Осетинской горке г.Владикавказа кратко именуемая в народе Осетинской церковью) возведен по указу Осетинской Духовной Консистории на Осетинской горке и освящён в 1814 году «в целях миссионерской и для нужд православных осетин, первых поселенцев Владикавказа». По другим данным храм был заложен в 1823 году и освящён 24 марта 1824 года.Ведущий 2: Первоначально был четырёхугольным, затем — крестообразным. В 1823 году на этом месте был построен каменный храм. По мере увеличения православной паствы церковь расширялась и переустраивалась. В 1861 году вместо обветшалого здания был построен новый каменный храм в классическом стиле.Строительство осуществлялось при участии начальника Владикавказского военного округа барона Вревского, генерала Евдокимова, полковника Сперанского, князя Святополк-Мирского, других влиятельных горожан и простых жителей города. В 1896 г. храм увеличили новой пристройкой и обнесли каменной оградой. В плане здание решено в виде креста, в западной части устроена колокольня. Размеры в плане: 28,1 м — длина (включая колокольню) и ширина 20 м (включая притворы).Ведущий 1: При церкви Рождества Пресвятой Богородицы протоиереем Алексием (Аксо) Колиевым в начале 1860-х годов было основано 3-классное женское училище.В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. На этом месте ныне расположилась средняя школа № 13.Ведущий 2: В 1920-х годах все фрески и иконы храма были уничтожены, даже существование здания было под угрозой. В 1929 году было принято решение об уничтожении церкви, но прихожанам с настоятелем и клириками удалось его отстоять. 13 декабря 1931 г. Осетинская церковь все-таки была закрыта и передана в собственность горисполкома. Ведущий 1: В 1930-х годах с колокольни было снята и уничтожена вся купольная часть и колокола. Постановлением комиссии по культам от 22 марта 1932 г. церковное здание было передано в ведение городского отдела народного образования для организации в нём городского политехнического музея.С 1940 по 1993 год там располагался литературный музей основоположника осетинской литературы, поэта Коста Левановича Хетагурова.ПРАЗДНИЧНОЕ УТРО, ИЛИ МЫСЛИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ЗВОНОМ К ЗАУТРЕНЕЗанялася заря... Вот и звон из церквей С вестью радостной мир облетаетИ к святым алтарям миллионы людей Поклониться Христу призывает...Разодетой толпой, как большой маскарад, Наполняют они все молельни,И бедняк, и богач в ожиданье наград Раболепно склоняют колени.Пред святым алтарем с площадным хвастовством Ставят ярко горящие свечиИ под маской смиренья внимают потом Пенью клира и пастырской речи...Так исполнив обряд поклоненья Христу, Богу братства, любви, всепрощенья,Пред уходом спешат приложиться к кресту В фарисейском самообольщенье.И затем... Все забыв, предаются опять Своим мелким житейским занятьям...О, когда же, когда захотите понять, — Что Христос доказал вам распятьем?Много ль нужно еще вам позорных веков, Чтобы силой Христова ученьяЖизнь избавить свою от тяжелых оков Повседневных пиров и безделья?Много ль нужно еще вам позорных веков, Чтоб Христа вы врагам не предалиИ пред казнью его вы у мрачных голгоф Так безумно «распни» не кричали?Сколько нужно еще вам позорных веков, Чтоб за братство, любовь и свободуНе боялись цепей и терновых венков, А несли бы с ним крест на Голгофу?!Ведущий 2: 25 ноября 1988 года исполком Ленинского районного совета народных депутатов г. Орджоникидзе рассмотрел заявление группы верующих, которая обратилась в исполком с просьбой зарегистрировать их религиозное объединение и вернуть здание бывшей православной Осетинской церкви. 13 апреля 1990 года было принято решение №997 исполкома Орджоникидзевского городского Совета народных депутатов «О передаче здания бывшей владикавказской осетинской церкви и прилегающей территории религиозному обществу православных христиан».М.Ю.Лермонтов***Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он, —Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе, —И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога.Ведущий 1: 21 сентября 1993г., в день Рождества Пресвятой Богородицы и Престольный праздник состоялось освящение храма митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном.С 1993 года Храм Рождества Пресвятой Богородицы снова является действующим. В дальнейшем на территории храма вместо крохотных хозяйственных помещений был возведён просторный административно-просветительский комплекс.ХРАМТ. ШороховаЕго я видел много раз, Но близко так – впервые. Смотрю, не отрывая глаз, На главки золотые. На колокольню, на кресты, На голубя на крыше… Ему оттуда, с высоты, Кажусь я ростом ниже. На купол солнце льёт и льёт Сиянье золотое, И кажется, что храм поёт Застывшей красотою. Этот дом – не просто дом Он красивый и с крестом. Золотые купола. Звонкие колокола. Бим – бом - бом. Дин –дин – дин. Кто – то с мамой, кто один Помолиться в этот дом Ходит в трепете святом По утрам и вечерам. Это – православный храм.Ведущий 2: Сегодня Осетинская церковь — единственная сохранившаяся постройка из тех, что располагались на территории Владикавказской крепости — памятник культуры федерального значения. В храме хранится Моздокская икона Божией Матери — почитаемая православная святыня.Ведущий 1: 26 февраля 2009 г. состоялось освящение нового административного корпуса, строительство которого продолжалось четыре года. Чин освящения совершили благочинный православных церквей РСО-А протоиерей Владимир Самойленко, настоятель Осетинского храма протоиерей Константин Джиоев, и настоятель Покровского храма протоиерей Владимир Михайлов.В конце 2014 года, в храме впервые за последние 100 лет была совершенна Божественная Литургия на осетинском языке.ПЕРЕД МОЛЕБНОМТ. ШороховаЯ в храм захожу впервые И даже боюсь немножко. Лампады горят цветные, Цветные стѐкла в окошках Мерцают, ложатся блики На нимбы икон, на Лики… Они живыми глазами Будто беседуют с нами. Но что-то в них есть такое, В напеве простом и строгом, - Старинное и родное, Манящее чем-то новым.Ведущий 2: В 2014—2015 г. на западном склоне храмовой территории проводились работы по сооружению подпорной стены для предотвращения процесса проседания грунта, угрожающего разрушением захоронений на территории храма, в числе коих могила Коста Хетагурова. Также в это время состоялась замена куполов храма, сооружена купель, полукруглый парапет и смотровая площадка на западной стороне храмовой территории. В 28 июля 2018 г. в праздник Крещения Руси был освящен новый баптистерий.Ф.И. Тютчев***Чему бы жизнь нас ни учила,Но сердце верит в чудеса:Есть нескудеющая сила,Есть и нетленная краса.И увядание земноеЦветов не тронет неземных,И от полуденного знояРоса не высохнет на них.И эта вера не обманетТого, кто ею лишь живет,Не всё, что здесь цвело, увянет,Не всё, что было здесь, пройдет! Но этой веры для немногихЛишь тем доступна благодать,Кто в искушеньях жизни строгих,Как вы, умел, любя, страдать. Чужие врачевать недугиСвоим страданием умел,Кто душу положил за другиИ до конца всё претерпел.Ведущий 1: На территории храма Рождества Пресвятой Богородицы расположен некрополь. Там похоронены Коста Хетагуров (1869-1906), первый градоначальник Владикавказа Гаппо Баев (1870-1939), выдающийся советский филолог Василий Абаев (1900-2001) и другие значимые личности, сыгравшие значительную роль в истории и культуре осетинского народа.Ведущий 2: Настоятелями Храма в разное время были:Протоиерей Алексий Колиев (1847—1866 гг.)Протоиерей Михаил Сухиев (1866—1892 гг.)Протоиерей Алексий Гатуев (1894—1909 гг.)Протоиерей Харлампий Цомаев (1910—1925 гг.)Иерей Мануил Бурнацев (1992—1997 гг.)Протоиерей Константин Джиоев (с 1997 года)Ведущий 1: Вы знаете, что в нашем техникуме существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют свои правила. «Как себя вести в храме»Прежде чем зайти в собор,Головной сними убор,Злые мысли отгони:Не нужны тебе они … Скромную надень одежду, В брюках в храм идет невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой.Никого не осуждай,Помощь нищему подай,Поставь свечку и потомОсени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.Богомольцев не толкай,К чину в храме привыкай.Не гляди по сторонам –Неполезно это нам …. Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти.Ведущий 2: Закончить наше мероприятие хотелось бы словами:Без Бога нация – толпа,Объединенная пороком,Или слепа, или глупа,Иль, что еще страшней, жестока.И пусть на трон взойдет любой,Глаголющий высоким слогом.Толпа останется толпой,Пока не обратиться к Богу.Ведущий 1 До свидания. До новых встреч! 3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителейПредставленный классный час можно проводить в старших классах средней школы и учебных заведения СПО в рамках духовно-нравственного воспитания обучающихся. Традиционно трудно говорить с учениками и студентами о религии. В коллективе могут быть представители разных национальностей и религиозных конфессий. Подходы к духовному воспитанию у родителей обучающихся тоже разные. Классный час знакомит обучающихся с основами православия с общекультурных позиций.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X