Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ермакова Анна Уразовна

"Воспитание заботливого отношения в семье"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад п. Пробуждение»Энгельсского муниципального района Саратовской областиКонсультация для родителей на тему: « Воспитание заботливого отношения в семье»Воспитатель высшей категорииЕрмакова Анна УразовнаПроцесс детского развития представляет собой многоуровневое системное явление, характеризующееся наследственными факторами, социальной ситуацией развития, организуемой взрослым, и деятельностью самого ребёнка, осуществляемой под руководством взрослого. Благодаря гармоничному сочетанию этих факторов можно достичь позитивных результатов в развитии ребёнка. Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Большое внимание на ребенка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Если отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получает первичную социализацию в семье.Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организаций всей жизни семьи.Большое значение для формирования нравственного качества, как заботливость, имеет место обсуждение с детьми явлений окружающей среды, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве и товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям и к их труду, стремиться быть послушным. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность, ежедневно проявляя заботу об окружающих. Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок может отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им не понятны, они напоминают руководствоваться ими, стремятся поступать как взрослые. Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность и организованность.Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания. При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание патриотических чувств, происходит в следующей последовательности: любовь к родителям, родному дому, к детскому саду, к городу, ко всей стране. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности совсем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Включая дошкольника в активную жизнь в семье, мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлением вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; поощряют за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения. Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допустимой в воспитании, как угроза детям, например: «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу, потом домой». Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут. Самая большая ошибка в семейном воспитании - физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется трудно воспитывать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие не признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают наказания единственным убедительным методом воспитания.Ребенка со слабой волей травмирует игнорирование его усилий. Он разочаровывается, теряется при выполнений следующих заданий. Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера. От того какую направленность характера родители стараются воспитать в ребенке заботливую или эгоистическую, зависит его поведение в дальнейшей жизни.В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание, рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.Родители формируют у своих детей нравственно направленные мотивы поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми, только потому, что их похвалят перед товарищами.Многие родители осознают, что физические наказания противопоказаны в воспитании, но иногда не могут сдержать себя. Причина этого - нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребенка и стремлением их исправить при помощи физического наказания; разногласия между родителями и др. Среди других причин вызывающих применение физических наказаний, можно выделить следующие: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма, индивидуальные привычки некоторых членов семьи, отсутствие семейного микроклимата в семье и разделение труда. Нет здесь теплоты, взаимного уважения, сочувствия, радости. Дети в таких семьях не приучены к труду, раздражительны, эгоистичны, жестоки. Таким образом, психические состояния вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Для ребенка осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитательный процесс непрерывен каждую минуту мы чему- то учим ребёнка. Мы воспитываем тогда, когда заняты своим делом, разговариваем между собой. Всегда помните – ребёнок зоркий наблюдатель дышит одним воздухом с родителями, воспринимает умом и сердцем всё, чем живёт семья. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех местах, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям. В дошкольном учреждении ребенок приобретает опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.Список использованных источниковСмирнова Е. , Холмогорова В. Дошкольный возраст формирование доброжелательных отношений// Дошкольное воспитание- 2003.-№9.Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя дет.сада/ В. Загик, Т.А.Куликова , Т.А. Маркова и др; Под. ред.Н.Ф. Виноградовой.- М.: Просвещение,1989.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X