Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Оксана Николаевна Яицкая

Исследования воображения детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии

скачать документ

Вернуться назад

Исследования воображения детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологииВоображение играет важную роль в психической жизни ребенка дошкольного возраста. Проблема развития воображения вызывает интерес у психологов, но при этом она является наименее разработанной в психологии. Многие отечественные (О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Е. Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин) и зарубежные (Т. Рибо, З. Фрейд, В. Штерн) психологи занимались исследованием этого психического процесса.В зарубежной и отечественной психологии воображение рассматривалось по-разному.В большом психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, воображение трактуется так: «универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального, и эмоционально-смыслового опыта» Французский психолог и педагог Т. Рибо считал, что воображение - это установление человеком новых ассоциаций. А под механизмом воображения он понимал две операции: Разделение рядов состояний сознания – диссоциация; Объединение рядов состояний сознания – ассоциация.Таким образом, психолог считал, что воображение может функционировать тогда, когда эти две операции составляют единое целое. По его мнению, это единство проявляется в законе - ассоциации по сходству, при котором возникают новые сочетания и ассоциации. Иными словами, воображение представляет собой процесс комбинирования старых образов в новые, ассоциативным путем .Советский психолог Л.С. Выготский считает, что воображение может создавать новые образы и комбинации, которые строятся из элементов действительности, содержащихся в предыдущем опыте человека. Л.С. Выготский, в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» говорит: «...воображение всегда строит из материалов, данных действительностью...воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сперва первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазии. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».Советский психолог и философ С.Л. Рубинштейн в своем труде «Основы общей психологии» считает, что воображение - это отлёт от прошлого опыта, трансформирование данного и создание новых образов, которые являются продуктами творческой деятельности человека.По мнению немецкого психолога В. Вундта, воображение не способно создать новые элементы, оно лишь комбинирует множество прежних элементов действительности .Австрийский психолог, основатель психоанализа З. Фрейд считает воображение первичной формой детского сознания, которое построено на принципе удовольствия для удовлетворения желаний ребенка.Он видит связь между воображением и реальными событиями детства, в которых был опыт, произведший на ребенка сильное впечатление. Такой опыт навсегда остается в памяти, тем самым, порождая конфликтную ситуацию, которая приводит к творчеству, основанному и на прошлом, и на настоящем опыте. А воображение, в свою очередь, выступает в качестве замещения этих событий. Советский философ Э.В. Ильенков, под воображением понимает процесс манипулирования образами, с помощью которых создаются новые оригинальные образы .В 50-е гг. ХХ в. американские психологи Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс разработали концепцию «творческого креативного интеллекта», в которой они выделили компоненты креативности (творческого мышления):Оригинальность - умение производить нестандартные решения;Семантическая гибкость - умение выявлять главное свойство предмета и предлагать новые идеи для его использования; Образная адаптивная гибкость - умение оперировать ассоциациями, с помощью которых можно найти новые возможности для использования того или иного объекта, предмета, явления;Семантическая спонтанная гибкость - умение производить различные образы в нестандартных ситуациях .Советский психолог О.М. Дьяченко рассматривает воображение как специфическую высшую функцию, которая развивается с помощью особых средств: речь, символы, образы и модели .В психологии различают несколько видов воображения (по Р.С. Немову):Активное воображение - вид воображения, при котором человек вызываету себя определенные образы усилием воли, т.е. по собственному желанию.Пассивное воображение - вид воображения, при котором образы возникают спонтанно, в независимости от желания и воли человека.Продуктивное воображение - вид воображения, при котором человек может сознательно воссоздавать действительность и при этом она творчески преобразуется.Репродуктивное воображение - вид воображения, при котором ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какой она является, здесь присутствует элемент фантазии, но такой вид воображения в большей степени напоминает память или восприятие, чем творчество [15].В истории психологии различными авторами (И.М. Розет, А.Я. Дудецкий, Дж. Родари, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Л.С. Коршунова, Ю. Дери и др.) было выделено 7 основных механизмов воображения, которые носят преобразующий, действенный характер:Типизация - создание образа синтетического характера Комбинирование - осуществление анализа и синтеза элементов реальности Акцентирование - подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов Преувеличение или преуменьшение предметов и явлений Реконструкция - создание целого по части Агглютинация - сочетание разнородных свойств реальности Уподобление - использование аллегорий и символов [18, с. 105].По мнению, доктора психологических наук Е.О. Смирновой воображение по своим функциям похоже на память: дошкольник маневрирует образами и представлениями. Память можно рассматривать как «репродуктивное воображение» (в основе такого вида воображения лежит создание образов различных явлений, предметов, которые уже существуют в реальной действительности, а также воссоздание мысленно-наглядной картины образа, на основе имеющегося описания), но главным отличием воображения от памяти является то, что воображение не только воссоздает образы из прошлого опыта ребенка, но и дает ему возможность создать нечто оригинальное, чего в опыте ребенка еще не наблюдалось.Также Смирнова считала, что предпосылки развития воображения у ребенка начинают проявляться в раннем возрасте, но интенсивно развиваться оно начинает в дошкольный период .Итак, анализируя все выше описанное нами, можно сделать вывод, что воображение понималось по-разному, и точки зрения толкования этого понятия расходились у отечественных и зарубежных исследователей. Многие отечественные психологи (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова) рассматривали воображение как психическую функцию. Наш соотечественник С.Л. Рубинштейн, рассматривал воображение с позиции того, что оно строится на предыдущем опыте и комбинируется в новые образы, его мнения придерживался советский психолог Л.С. Выготский. Отечественный исследователь Д.Б. Эльконин интерпретировал воображение в контексте становления ведущей деятельности дошкольника - игре. Отличной от всех точек зрения было мнение основателя психоанализа З. Фрейда, который считал основой воображения принцип удовольствия для удовлетворения желаний ребенка. Особое место в исследованиях детского воображения занимает концепция «творческого креативного интеллекта», выдвинутая зарубежными психологами Дж. Гилфордом и Э.П. Торренсом, в которой они выделяют четыре компонента творческого мышления. Но мы, в своем дальнейшем исследовании, будем придерживаться точки зрения отечественного психолога Э.В. Ильенкова, который определял воображение как процесс манипулирования образами из прошлого опыта, в результате которых создаются новые оригинальные образы.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X