Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Замир Гелимович Фарахов

"Роль концертмейстера струнной группы оркестра русских народных инструментов"

скачать документ

Вернуться назад

  Роль концертмейстера  струннойгруппы оркестра русских народных инструментов(Методическая разработка)        Фарахов З.Г.2023 год 1. Введение…………………………………….………………………....23. Работа концертмейстера  струннойгруппы ОРНИ……………………………………………………….........24.   Заключение…………………………………………………………..7     ВведениеАктуальность темы обусловлена тем, что концертмейстер в настоящее время играет большую роль на занятиях ученического оркестра русских народных инструментов.Культура русской инструментальной музыки уходит в глубину веков. В современном мире необходимо учить пониманию народной музыки, духовный опыт предыдущих поколений необходимо бережно сохранить и передать подрастающему поколению. Вечные человеческие эмоциональные переживания - печаль, восторг, созерцание, страдания, радость и т. д. отражены в народной музыке.Национальный колорит звучания народных инструментов - домры, балалайки, баяна, гуслей - генетически заложен в российском человеке и находит живой отклик в его душе. Оркестр русских народных инструментов, в первую очередь, - это коллектив единомышленников, стремящийся к общей цели - концертному исполнению и в полном объёме способствует поставленной задачи - эстетического воспитания, передачи духовного опыта поколений, сконцентрированного в оркестровом искусстве.Работа концертмейстера  струнной группы ОРНИ.В оркестре русских народных инструментов работа с участниками той или иной струнной группы (домровой, балалаечной) проходит при активном участии концертмейстера группы. Главное в работе концертмейстера – это определить роль в творческом союзе  между коллективом (или группами оркестра) и концертмейстером, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения.Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Искусство концертмейстера струнной группы оркестра русских народных инструментов требует не только огромного артистизма, разносторонних музыкально-исполнительских дарований, но и доскональных знаний особенностей игры на всех струнных музыкальных инструментах домровой и балалаечной группы.Концертмейстер обязан владеть различными приёмами игры, разнообразием туше (различных способов прикосновения к струнам),  музыкальной памятью, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. И именно это он должен передать своим подопечным:1. Показать, как нужно исполнить то или иное место в оркестровой партии.2. Каким прикосновением надо взять тот или иной звук.3. Выбрать единый аппликатурный вариант более сложного места в произведении.4. Показать единое динамическое развитие при помощи филировки и нюансировки, проставленной в музыкальном произведении.5. Объяснить участникам группы стилистику пьесы, чтобы исполнять его единым штрихом, в едином характере.6. Концертмейстеру необходимо уделить внимание анализу работы над оркестровой партией и собственно исполнительской деятельности;7. Рассмотреть процесс взаимодействия концертмейстера группы с  руководителем коллектива (дирижера) и самого коллектива.Важно для концертмейстера  группы формировать  творческую  самореализацию всех участников коллектива в концертной деятельности посредством развития концертмейстерских навыков.Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:1. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкально-исполнительской деятельности.2. Укрепление творческого сотрудничества с участниками струнной группы и дирижера.3. Развитие музыкально-творческих способностей концертмейстера, музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, эмоционально-волевых качеств.Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере исполнения  своих коллег и подопечных, поэтому многообразие требований заставляет обращать большое внимание на повышение своей личной профессиональной компетентности.Концертмейстеру группы необходимо применять следующие принципы:   1. Взаимное доверие всех участников процесса.2. Соблюдение всеми этических и моральных норм.3. Сотрудничество и взаимосвязь учеников, преподавателей и концертмейстера;4. Активного участия всех в свободно согласованной учебной концертной деятельности, ведущей к намеченным результатам.5. Принцип алгоритмизации, как показатель последовательности и систематичности процесса перспективных целей и задач  (от занятия к занятию).Любой вид творческой деятельности, в том числе и концертмейстерство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплён целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории, достаточное развитие музыкальных способностей, знаний произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков ансамблевого исполнения.Главное в деятельности концертмейстера – вовремя вступить и вовремя повести за собой ту или иную группу струнных в оркестре русских народных инструментов. В работе со струнными инструментами наиболее сложным считается воплощение специфики звучности этих инструментов и характера самого музыкального произведения. И в этом случае тонкий слух концертмейстера и знание стиля произведения могут сыграть важную роль в предрепетиционном мелкогрупповом занятии. Концертмейстер струнной группы оркестра русских народных инструментов на таком занятии добивается той слаженности исполнения, четкости одинаковых штрихов и прикосновения к струнам, тембральную окраску,  которую требует дирижёр и стилистика музыкального произведения.Иногда требуется индивидуальная работа с определенным участником группы, и работа концертмейстера сводится к тому, чтобы более слабый в исполнительском плане участник, максимально быстро «догнал» остальных – более тщательно проводится работа над оркестровыми партиями (фразировка, штриховка), ставится необходимая и более удобная в исполнении аппликатура, если исполнялась нерациональная. Возможна и так называемая «сдача партий», если это потребуется для более качественной подготовки каждого участника группы. При сводной репетиции  домровой группы проводится тщательная работа над слаженностью и ансамблевым исполнением, особое внимание концертмейстер может уделить моментам перекличек (например, между малыми и альтовыми домрами),  одновременностью взятия и снятия отдельного звука на тремоло или целой фразы, четкостью исполнения пассажей одной аппликатурой, а также подголоскам и контрапункту, который часто встречается у басовых и альтовых домр. У балалаечной группы (в частности, у балалайки альт и секунды) концертмейстер на мелкогрупповом занятия должен обратить внимание на одинаковое движение  рук при исполнении ритмической фигурации (в одну сторону – вверх или вниз) и обозначить в партиях приемы игры и направления ударов по струнам.При соединении всей струнной группы на репетиции концертмейстер должен применять умение слышать одновременность исполнения нот, снятия звука в конце фразы, чёткость исполнения ритмической и мелодической фигурации, ансамблевое исполнение, единое движение во фразах при помощи динамических оттенков. При необходимости концертмейстер может корректировать исполнение, избегая «кваканья» партий, при этом помогая дирижеру и экономя время на сводных репетициях оркестра.На этом этапе очень важно уделять внимание динамике, умению участников групп слушать и видеть указания концертмейстера, так как группы инструментов часто плохо слышат друг друга. Для уравновешивания динамики групп очень эффективным методическим приемом является игра на р (piano), что позволяет обостряться слуху.В сводной репетиции струнных групп концертмейстер:1. Развивает умение слушать себя в одной группе инструментов.2. Учит участников группы осознавать свою роль в палитре звучания всей партитуры.Если сам концертмейстер сможет максимально точно показать исполнение пьесы с необходимыми штрихами, рациональной аппликатурой, динамикой, фразировкой, манерой исполнения конкретного стиля произведения  и передать это участникам группы, которые подхватят и смогут все критерии исполнить достаточно точно, то произведение заиграет новыми красками.Характер оркестровых вступлений полностью зависит от концертмейстера, что требует особого рода внимательности к показам дирижером момента вступления начала произведения или другого рода вступления группы, так как именно четкость вступлений оркестрантов  в целом зависит не только от показа дирижера, но и от кивка (или его «дыхания») головы концертмейстера.А исполнение различных проигрышей, которые могут встречаться в музыкальных произведениях являются сольными местами и их можно подразумевать как сольное выступление концертмейстера. И такие места в пьесах требует особо тщательной самостоятельной и качественной подготовки к выучиванию оркестровых партий.Так как концертмейстер является правой рукой дирижера и его главным помощником, то он должен уметь достаточно хорошо читать оркестровые партитуры, редактировать нотный текст (нюансировку, штрихи т т.д.), если это потребуется.Профессиональные требования к концертмейстеру можно кратко сформулировать следующим образом:1. Играть строго по руке дирижера2. Знать инструментовку произведения, хорошо представлять себе характер музыкального произведения и его стилистику.3. Быть готовым к специальному редактированию штрихов в нотном тексте для каждой струнной группы оркестра, решаю главную задачу оркестра – ансамблевое исполнение музыкального произведения.В работе со струнной группой оркестра русских народных инструментов перед концертмейстером стоит большая и трудная задача: объединить свои знания, опыт и музыкальные способности, что бы «собрать» в одно целое домровую, балалаечную группу с их особенностями исполнения партий, различными оркестровыми функциями у разных инструментов групп (мелодическая, ритмическая, басовая, педаль и др.)  и тембровым колоритом.Концертмейстеру при соединении струнных групп с остальными участниками оркестра в данном случае приходится приспосабливаться одновременно к нескольким концертмейстерам других групп и дирижёру. В совместном звучании сводного оркестра, роль концертмейстера – одновременно «вести»  коллектив, объединяя всех в одну музыкальную ткань и  быть лидером в исполнении.Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, быстро вникать в замысел сочинения, прочувствовать характер музыки, быть предельно внимательным к смене темпа, тональности, фактуры и ритмическим изменениям и вести за собой участников своей группы.Регулярные репетиции со струнными группами (домровой и балалаечной) по отдельности и сводным оркестром помогают концертмейстеру группы почувствовать своих партнёров. А свободное и гибкое владение своей партией становится поддержкой для исполнителей и дирижеров.Совместная концертная деятельность раскрывает личностный потенциал каждого участника группы, воспитывает в них интерес к более качественному исполнению оркестровых партий, стремление к духовному росту и соответственно профессиональному росту самого коллектива.Совместная работа концертмейстера и групп струнных инструментов  оркестра позволяет установить отношения делового  сотрудничества между каждым участником группы, что может быть очень значимо для тех, у кого занижена самооценка, неуверенность в себе. Репетиционная работа по группам (мелкогрупповые занятия) даёт возможность научиться общению в группе (социуме),  получать новые знания и впечатления, особенно тем  участникам, у кого слабо развиты коммуникативные умения и навыки.Такая работа в значительной степени способствует установлению равноправных отношений между концертмейстером, дирижером и участниками групп струнных инструментов как единомышленников, коллег, занятых общим делом.3. Заключение.Основная задача оркестра - это объединение многих музыкантов в одновременной и слаженной игре, т.е. в ансамбле между партиями, а главная задача концертмейстера – объединить участников той или иной группы в один общий ансамбль.Работа с группой струнных инструментов оркестра русских народных инструментов направлена на  повышение профессиональных качеств концертмейстера и на воспитание у участников групп желания получать качественное музыкальное образование, развитию  способностей, интересов, а также эмоциональному и духовному  развитию подрастающего поколения, профессиональному самоопределению.Активность, инициативность всех в рамках репетиционной и концертной деятельности, зависит, прежде всего, от мотивации, то есть желания заниматься концертным исполнительством.Область концертмейстерской работы является творческой потребностью, влияет самым благоприятным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, волей, бескомпромиссностью художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с участниками оркестра (групп),   и в собственном музыкальном совершенствовании.    

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X