Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Брахнова Мария Александровна

Конспект занятия для детей старшего возраста "Свойства воздуха"

скачать документ

Вернуться назад







Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Воздух и его свойства»
Брахнова Мария Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 14 Московского района Санкт-Петербурга)
Воспитатель
Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.
Основной вид детской деятельности: изобразительная деятельность (лепка).
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами  его  обнаружения; 
учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивающие:
развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
закрепить умение лепить самолёт из отдельных частей, правильно передавать их форму и пропорции.
Воспитательные:
воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
воспитывать экологическую культуру.
Планируемые результаты: научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, делать выводы, ответов на вопросы.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, бумажные салфетки, иллюстрации с изображением авиационной техники, пластилин, доски для лепки, стеки.
Этап
Структурные компоненты деятельности
Организация деятельности



Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Послушайте и попробуйте отгадать загадки.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен. Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем–
Он ведь нам необходим 
О чём говорится в загадке?
Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе.
- Для чего нам нужен воздух?
-Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты).
-Что мы сейчас сделали?
- Ребята, а вы видите воздух?
 -Значит воздух какой?
Эксперимент №1 «Воздух можно увидеть».
-Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?
-Давайте его сомнем. Посмотрите его легко можно смять, почему?
- Раскройте пакет и поймайте воздух, а затем закрутите пакет. Как изменился пакет?
-Как вы думаете, на что стал похож пакет?
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
- Где можно использовать это свойство воздуха?
Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? Если мы видим свою руку, значит воздух какой? Повторите, какой воздух?
Эксперимент №2 «Воздух может двигаться».
- Дети, как вы думаете, воздух может двигаться?
- Помашите на себя ладошками, что вы чувствуете?
-Какой это воздух?
-А теперь подуйте на ладошки. Что почувствовали?
- Как вы думаете, где бывает теплый воздух?
- Дети возьмите кусочек салфетки, положите на ладонь, сделайте глубокий вдох и выдохните воздух.
- Что случилось с салфеткой?
 Вывод: значит воздух может двигаться; воздух бывает холодным, теплым и горячим.
-Где можно использовать это свойство воздуха?
Эксперимент №3: «Воздух не имеет запах».
- Как вы думаете, воздух имеет запах?
- Сейчас мы это проверим. Вдохните воздух, вы чувствуете запах воздуха?
 Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были продукты с сильными запахами, но мы их убрали. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод: воздух не имеет запах, он может переносит запах предметов.
Эксперимент №4: «Воздух нужен для жизни».
- А как вы думаете, человек может жить без воздуха?
- Почему?
-  Ребята, давайте проверим, так ли это. Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно.
- Что же вы почувствовали?
- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха?
Вывод: воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.
Человеку, животным, растениям и другим организмам воздух необходим для дыхания.
А вы знаете, что без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько суток, а без воздуха – всего несколько минут.
Ребята, из чего состоит воздух?
Воздух-это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа, паров воды.
Человек использует свойства воздуха во многих устройствах.
Воздух  это главный элемент, который позволяет самолетам лететь. Современные самолеты  это комплексная система, которая использует различные свойства воздуха для передвижения в воздушном пространстве.
Самолёты, вертолёты, дроны, пилотируемые и беспилотные – это виды авиационной техники.
Самолеты и вертолеты летает потому, что у них есть крылья. Несущий винт вертолета это тоже крыло, просто оно вращается. Крыло, это аэродинамическая поверхность которая создает подъемную силу. Эта сила создаётся только в движении, когда поток воздуха обдувает крыло. Чтобы самолет набрал достаточную скорость, для создания подъемной силы, ему нужен двигатель.









Ответы детей: воздух.




Чтобы дышать.

Мы вдохнули и выдохнули воздух.
Нет, не видим.
Невидимый.



Он пустой.

Потому что он пустой.





Там воздух.

В надувных матрасах, воздушных шариках, автомобильных шинах.
Видим.
Он прозрачный, бесцветный невидимый, через него все видно.

Да.
Движение воздуха.



Теплый воздух.
Около костра, если включить фен



Она улетела.



В пылесосе, в ветиляторе, в фене.























Нет, не может.
Человеку нужно дышать.
Дети на время задерживают дыхание.
Что нам нужно дышать, не хватает воздуха.
Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха.

4минуты



Проблемная ситуация
Не один из видов авиационной техники не совершит полёт, пока его не подготовят к полёту инженеры, техники на земле.
Инженерно - авиационная служба занимается подготовкой к эксплуатации и ремонтом авиационной техники.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний детей
Сегодня мы с вами на время превратимся в инженеров авиационной службы. Вам предстоит изготовить самолеты. Давайте вспомним из каких частей состоит самолёт?
Корпус самолета, также его называют фюзеляж - основная часть самолета; двигатель - приводит в движение самолёт; шасси - колеса, которые помогают взлететь и приземлиться самолету; крылья и хвост помогают сохранять равновесие в воздухе. 
 -Как называется человек, управляющий самолётом?






Ответы детей







Пилот управляет  самолетом.
1минута

Актуализация опыта детей, уже имеющихся знаний, представлений
(выполнение работы)
Показать способ лепки самолета
1) Пластилин делим на 3 части.
2) Из первой части лепим колбаску, один конец которого заостряем, а другой конец – закругляем.
3) Из второй части лепим овальную колбаску, приплющиваем - это будут крылья.
4) Из третьей части лепим задние крылья, будьте внимательнее - при вытягивании таких элементов как крылья, постарайтесь, чтобы крылья были одинаковыми по размерам друг с другом, тогда ваш самолёт будет аккуратнее.
5) Иллюминаторы из маленьких сплющенных шариков.
Детали крыльев сжимаем между ладонями и формируем нужную форму, а потом все детали соединяем с корпусом.

4минуты

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Подведение итогов.
Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием. Какие замечательные самолёты у вас получились! Вы настоящие инженеры - конструкторы. 

1минута


Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали?
 Чем мы сегодня занимались?
Что нужно делать для того, чтобы сохранить воздух чистым?
Что вам больше всего понравилось?
 Большое спасибо вам за активное участие!
Ответы детей

Не ломать деревья, не жечь костры и мусор.








Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X