Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Гайкова Нина Николаевна
Сборник творческих работ студентов и преподавателя «Надмирный дух и душа человеческая». (На примере произведений русской литературы 19-20 веков).
скачать документВернуться назад
Колледж Московского гуманитарно-экономического университета366331560960155638560960505015538100-672465990606686551371601695450681990 66865514097052177951028703701415102870-927735156845Сборник творческих работ студентов и преподавателя «Надмирный дух и душа человеческая».5459730972185-9429759721851061085949325 (На примере произведений русской литературы 19-20 веков).120015106045207454583185333565583185434530583185 Составитель сборника – преподаватель словесности, член Российского Союза Писателей Гайкова Нина Николаева Москва 2023 год. Содержание Предисловие к сборнику.…………………………………………………….……………….…стр.3«Об истинной нравственности, Христом дарованной». Преподаватель Гайкова Нина Николаевна………………………………………..……….…стр.4 «Трагедия духовной слепоты» Студентка а Корягина Ксения Павловна……………. …стр. 12 Зарисовка «Единство Неба и земли» Студент Кекки Константин Юрьевич……………стр.14 «Лирика Мироздания…» Студентка Гмыренко Каролина Владимировна…………..……стр.16 Зарисовка «Неубитая душа…» или «Побеждающая жизнь» Студент Волков Игорь Вячеславович………………………………………………………..стр. 19 «Разрушение духовной основы семьи…» студентка Каменева Софья Дмитриевна……..стр. 21 «Конфликт. Но отнюдь не отцов и детей...» Студент Головин Александр Артурович……………………………………………………стр. 24 «Не отрекшиеся…» Студентка Самохвалова Ирма Андреевна…………………………….стр.26«Звучание русской души». Преподаватель Гайкова Нина Николаевна ……………..……стр.28Предисловие к Сборнику «Надмирный дух и душа человеческая».Название сборника, наверное, и комментариев не требует – разве что-то непонятно?!Собраны здесь творческие исследования студентов 1курса, а также преподавателя – руководителя этих творческих исследований. В основном исследования «выращены» из сочинений по творчеству разных писателей. Конечно, все труды наши имеют свидетельства о печати Педагогического Портала «Дом Знания» и предназначены в конечном счёте для Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» - в номинации «Литературное творчество», в которой студенты наши участвуют не первый год. Может быть, и для заочной конференции, если таковая будет.Несколько лет назад у нас появилась традиция создавать сначала сборник предначальный, в котором творческие исследования некоторых студентов являются некой завершённой частью – и работа будет иметь продолжение. Возможно, некоторые работы будут впоследствии объединены.Но главное, конечно, - творчество, желание, умение думать.Составитель – преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей, участница сборника «Тропа к духовным родникам» как финалист конкурса «Радоница»при Международном союзе писателей им. Св. Кирилла и Мефодия, дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2020, лауреат первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2021 и 2022, дипломант Всероссийского Профессионального Педагогического Конкурса Академии Педагогических Проектов Р.Ф., лауреат Международного Педагогического Конкурса «Секреты профессионализма», проводимого ИРСО «Сократ», участница сборников: «Славянское слово 2022», «Славянское слово 2023», «Под знаком Кирилла и Мефодия» как лауреат Международного конкурса «Славянское слово», лауреат конкурса на лучший проект сайта 2023 года при Международном союза писателей им. Св. Кирилла и Мефодия, лауреат конкурса им. А.Н.Плещеева при Союзе российских писателей - Гайкова Нина Николаевна.-824865-3467104768215-285750Об истинной нравственности, Христом дарованнойОчерк первый «Покаяние русской души»50349154497070-7283453165475 «…Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. — Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! И тогда я сам к тебе пойду на пропятие, ибо не веселья жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много...» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит... Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почувствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...» И прострет к нам руце свои, и мы припадем... и заплачем... и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут... и Катерина Ивановна... и она поймет... Господи, да при-идет царствие твое!»… Почувствовать, понять и отразить всё, здесь происходящее, мог только истинно русский писатель, истинно русский, православный человек. Речь о Суде Божием звучит не из уст Святого Старца – Старец появится в более позднем романе писателя, которого, все уже, наверное, узнали – но об этом позже. Даже не из уст русского, православного врача или учителя, крестьянина или солдата. Здесь – на дне жизни – в трактире, который можно назвать, наверное, прообразом ада на земле, слова о Последнем Суде произносит тот, кого чаще всего видим мы «пьяненьким». Бывший чиновник Семён Мармеладов почти в самом начале «Преступления и наказания».Почему? Потому, наверное, что так определил Ф.М.Достоевский главную мысль, главную тему романа. Тему Покаяния – «изменения сознания» в переводе с греческого. Впрочем, беседа наша не только о всемирно известном романе. Потому что литература наша самая высокодуховная в мире...-72580526670Русский мыслитель И.А.Ильин сказал, что Русь называют Святой, не потому что нет у нас греха, нет преступлений. Не потому, что нет Святости у других народов, а потому, что в каждом русском человеке – в каждом русском сердце живёт жажда праведности при внешней греховности, внешней мерзости. О том и говорит оказавшийся на дне жизни Мармеладов…Потому и кричит от боли душа совершившего убийство Раскольникова, возомнившего себя изначально сверхчеловеком.Не поймали же его на месте преступления, хоть и был «на волосок» от того. Но встал перед главным героем - перед «перешагнувшим» и закон, и Заповедь «Не убий», по словам самого же писателя, вопрос о Правде Божией на земле. (Письмо Ф.М.Достоевского). Оттого и донёс на себя…И вот в финале Раскольникова и Соню – о ней разговор во втором очерке – «воскресила любовь». И «переболевший трихинами» главный герой очищается от «прогрессивного мусора».4954270494665Приходилось слышать и в годы юности, и лет пятнадцать назад, что финал романа словно «пришит». Судить, конечно, можно по-разному, и черновой вариант был иным, но всё же, наверное, случилось то, что присуще русскому человеку – русской душе.Неслучайно было в энциклопедии Ф.Ф.Павленкова понятие – «нравственное помешательство». После окаянного переворота века двадцатого оно исчезло – потому что сама Россия «помешалась».И всё же были те, говоря языком романа, «избранные», благодаря которым вернулось Отечество наше многострадальное в «русло» православное - только труды во искупление предстоят ещё немалые…И многие от Бога отрекшиеся палачи - убийцы священнослужителей, русской интеллигенции, смерти христианской не удостоились – кто-то разума лишился, кто-то с жизнью своею никчёмною счёты свёл, кто-то захлебнулся грехом пьянства и потонул. (Например, на полигоне смерти близ села Бутово)…Мой духовный сад, как запущен ты,От негодных трав заросли тропы.Спит душа моя крепким сном давно, Не радит она о пути своём –-802005-118110плач души, во грехе погрязшей и вдруг в ужасе очнувшейся, отражённый неизвестным автором народной песни. Песне народной – значит, воплотившей то, что для каждого истинно русского человека – боль души и повод для раздумий, а по сути – духовный фундамент. Пробудись от сна, посмотри кругом.Что ты спишь, душа, что в саду твоём? –5050155239395звучит и почти в самом начале, и в финале. Звучит призыв вернуть «к Богу рвение». Вспомнить о Страхе Божием, «зарыдать» в покаянии за содеянное и вырвать «негодные травы» - грехи…Душа моя прегрешная, что не плачешься?Ты плачь, душа, рыдай всегда:Тем утешишься.Не успеешь ты тогда плакати,Когда приидет смерть.А по смерти грехи твоя обличат тебя.Вряд ли известно, какая народная песня была создана раньше, - да это совсем и не важно. Главное, что воплотилась в ней та же мысль, звучит тот же призыв к покаянию, пока поздно не стало. В этом и душа, и мысли народа русского…Страх Господень - авва воздержания,Воздержанье дарит исцеление.Лучшая поэзия - молчаниеЛучшее молчание - моление. Лучшая молитва - покаяние,Покаянье - тщетно без прощения.Лучшее пред Богом предстояниеВ глубине высокого смирения. Я забудусь в таинстве молчания,Пред иконой чудной - "Умиление".Да очистят слёзы покаяния, Высшую поэзию - моление. -802005502920Прозвучали прекрасные, мудрые строки эти песней уже во второй половине двадцатого века из уст всем, наверное, известной Ж.В.Бичевской. А написал стихотворение и музыку Иеромонах Роман, отразив Мудрость Вечную, что намного старше Руси Святой - потому что к Самому Христу восходит. Восходит, как и роман Ф.М.Достоевского, как и народные песни о духовном саде, о душе «прегрешной»…И невозможно не вспомнить напоследок, что была создана на Руси Святой - ещё домонгольской Покаянная Азбучная Молитва. Отразилась в ней душа народа Руси Святой в неразрывной связи со Святыми Братьями - «славян просветителями», как в песне сложено.Покаяние – очищение души от мерзости, от того, что, подобно колючему кустарнику «отделяет» от Христа. Изменение сознания, что помогает человеку приблизиться к Создателю, вспомнить, что по Образу и Подобию Божьему был сотворён человек.Очерк второй «Грех… во имя любви…»Глава первая «О тех, что возлюбили много…»Прежде, чем продолжить, снова вспомним «речь» Мармеладова о Суде Божием «на дне жизни». Слова о его дочери Соне.-70294512700«А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз... Простил тебя раз... Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много...» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит...»4591050709930Думаю, нет того, кто не знает, на что пришлось пойти несчастной девушке ради отца беспутного, мачехи чахоточной и трёх детей её. И разве найдётся человек, что осудит её? В романе такие были, к скорби великой, но, думается, и это ради того, чтобы подчеркнуть истинную жертвенность Сони и мерзость мира окружающего. «Матушка, Софья Семёновна», обращались к ней всё, кажется, перевидевшие и сердцем огрубевшие каторжане. Благодаря ей, возрождается «труп духовный» - Раскольников. И самое главное - центральным местом романа является чтение Евангелие о Воскресшем Лазаре – потому что это – суть, всего в романе происходящего. И читает о Воскресшем Друге Спасителя та, которую многие считают падшей женщиной - блудницей…А вообще, как относится к несчастным русская и мировая литература?-63436552705Уж, явно, без осуждения – потому что писатель не «мещанин» в самом скверном понимании слова, а постигающий суть всего происходящего. И, как сказал А.С.Пушкин, призывает истинный писатель «милость к падшим».Вот и обратимся к нескольким произведениям, в разное время созданным. И в разных странах – но об этом позже... «В первых веках христианства в Александрии египетской жила одна очень молодая и очень красивая девушка, египтянка, по имени Аза. За её красоту её называли "Прекрасною Азой". Она была круглая сирота. Родители её умерли, едва только она вышла из детства, и оставили ей большое богатство. Аза имела благоустроенный дом и обширный виноградный сад по скату к реке Нилу.Наследства, которое получила Аза, достаточно было бы, чтобы ей прожить целую жизнь в полном довольстве, но молодая египтянка была чрезвычайно добра и участлива ко всякому человеческому горю и ничего не жалела для того, чтобы помочь людям, которые находились в бедствии. Через это с нею произошёлследующий роковой случай». -70294568580 Так начинается пусть не столь известное, но оттого не менее важное для понимания сути беседы произведение другого великого писателя Н.С.Лескова «Прекрасная Аза» - одно из тех произведений, что на древнехристианских легендах, на книге «Пролог» зиждется. Что же случилось с главной героиней? Всё своё богатство отдала она ради спасения от кабалы семьи эллина. Аза осталась нищей и, не будучи обученной никакому ремеслу и неспособная к тяжёлому физическому труду, стала блудницей.И вот отчаявшаяся девушка, готовая уже к смерти и при том на Небеса не ропщущая, встречает Пресвитера – друга Исаака-Сирийца, который рассказывает ей о Христе и делится своей скудной пищей. Воспрянувшая духом Аза решила принять Святое Крещение (в те времена было это не так скоро, как в наш век), но не дожила, скошенная лишениями и страданием…Тогда совершилось чудо: когда отверженная египтянка лежала больная "в малой хлевине", туда к ней среди ночи вошли "два светлые мужа" и одели её в белые "крестильные ризы". В них и осталось на земле мёртвое тело Азы, а живой дух её отлетел в обитель живых. Кончина Азы, одетой в крестильные ризы, сделала затруднение клирикам: они недоумевали, по какому обряду надо похоронить эту женщину, но неожиданнопришёл тот чужестранец, который говорил с усопшею Азою у берега Нила. Он былфилософ и пресвитер сирийский, друг Исаака-сирийца - он вернулся сюда с дороги по внушению духа. Он наклонился над Азой и стал читать христианские4680585248285молитвы, а пока он молился, тело Азы зарыли в землю, но сириец ещё долгостоял и смотрел вдаль - он что-то думал, он был в восторге и двигал устами. Его спросили: - Верно, ты видишь что-нибудь чудное? - Да, - отвечал он, - я вижу, как будто бы небо отверзто... и туда... кто-то входит... - Неужто блудница? - О нет!.. блудницу вы закопали в грязи - я вижу... как лёгкая струйка с калёного угля сливается с светом - мне кажется, это восходит дочь утешенья». Не принявшая «официального» Крещение стала Аза «дочерью утешенья» за свою любовь и жертвенность! (См. также «Сверхвременная» и «Сверхнациональная» Соборность». Гл.3).-611505-3810Конечно, произведение Н.С.Лескова несколько «дальше» от реализма, чем знаменитый роман. И можно было бы спросить, почему семья спасённого эллина не помогла Азе. Вряд ли отвернулись бы они от девушки. Но отвернулись от неё и знакомые покойных родителей за «безрассудство». Писатель так «распорядился» потому, наверное, что главная идея изображаемого - жертвенность во имя любви, которую Сам Христос заповедал. Потому Аза прекрасна не только лицом. Неслучайно открывается произведение эпиграфом из Священного Писания «Любовь покрывает множество грехов». И Мармеладов говорит о Соне, что она «возлюбила много». Возлюбила…А вот история о том, как т.н. «благородные» отвернулись от попавшей в беду подруги Магды и детей её, а блудницы срывали с себя кольца и браслеты, чтобы выкупить несчастных из кабалы. Это произведение тоже на основе раннехристианских легенд Н.С.Лесков создал – и называется оно «Скоморох Памфалон».Кстати, ведь «место» скомороха тоже «на дне жизни» - он тоже презираем всеми за ремесло. «Я бочка, я дегтярная бочка, я негодная дрянь, которую ничем не исправишь» - говорит главный герой. Вот и снова звучит вечная тема Покаяния, о которой в первом очерке говорили... 4882515553720И именно Памфолон первый отдаёт все имеющиеся сбережения, имея которые мог новую жизнь начать. Отдаёт ради спасения Магды, которую когда-то любил. И вслед за ним отдают свои драгоценности блудницы – гетеры...А в финале становится ясным, что скоморох более «Вечности достоин», чем возомнивший себя «избранным» Ермий, которого многие святым почитали. (См. также «Сверхвременная» и «Сверхнациональная» Соборность». Гл.1,4).И летит скоморох в «Свет Несказанный» - а Ермий лишь за ним. И стирает Памфолон скоморошьей епанчою главный грех жизни Ермия – самомнение… Глава вторая «Великая гуманность… И не только».-611505263525 «Вечная Сонечка Мармеладова», - звучит не только в романе Ф.М.Достоевского, но и в повести, написанной А.И.Куприным уже в то время, когда полыхал в мире пожар, - в 1915 году. Не самое, наверное, лучшее произведение писателя, но всё же. «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству», - так предваряет писатель своё произведение.Да и в отличие от «Преступления и наказания» происходили изображаемые события «давным-давно», ещё до того, как железная дорога появилась. И город неизвестен – возможно, Одесса – но точно этого никто не знает.А про Сонечку Мармеладову вспоминают, потому что речь тоже о падших женщинах и «заведении с красными фонарями». Оттого и найдёт кто-то повесть «безнравственной и неприличной». Только ничего неприличного А.И.Куприн не изображает, а устами своих героев размышляет о самом «явлении». И, конечно, никакого осуждения в адрес несчастных - с жёлтым билетом. А главная мысль - осуждение сильных мира сего во лжи, в лицемерии, когда «благодетель» вслух кричит об ужасе «явления», а сам тайком бежит «туда». И вспоминается невольно красивая и бойкая Женька, которую заразил один из клиентов - она хотела отомстить всем «им» за погубленную жизнь. Но, когда, сам себя стыдясь, пришёл желторотый юнец, она не смогла – к другой отправила, а после повесилась…Конечно, не возлагает А.И.Куприн на этих несчастных женщинах той миссии, что возложена Ф.М.Достоевским на Соню. Но гуманность, «милость к падшим», о которой говорил А.С.Пушкин, наверное, всё же - одна из главных тем. И серьёзный повод задуматься…4928235336550А вот произведения французского писателя, на поколение старше и, к сожалению, слишком мало прожившего - Ги де Мопассана. Не может не сжиматься от жалости к главным героиням сердце при чтении новелл: «Шкаф», «Порт». Не могут не вызывать негодования попутчики Пышки из одноимённой новеллы, которых девушка спасла, отдавшись офицеру вражеской армии, с которыми поделилась едою. А эти «благородные» её ещё и презирали и не сочли нужным даже хлеба предложить.-70294519050Но сколь оптимистично заканчивается история миниатюрной брюнетки из «заведения» во время оккупации в новелле «Мадмуазель Фифи». Рашель убила вражеского офицера и успела после убежать.Она, на дне жизни оказавшаяся, не раздумывая, своих обид и лишений не считая, совершила подвиг… И вот он - прекрасный, радости преисполненный финал, что не так уж часто было у автора: «Несколько времени спустя (после окончания войны) ее взял оттуда (из заведения) один патриот, чуждый предрассудков, полюбивший ее за этот прекрасный поступок; затем, позднее, полюбив ее уже ради нее самой, он женился на ней и сделал из нее даму не хуже многих других».Словно звучит ответ, а может быть, даже вызов всем, ханжеством одержимым, фальшивым и двуличным. И пушкинская «милость к падшим» звучит ещё более жизнеутверждающе…5109845553720 Но всё же, наверное, только у русских писателей – Ф.М. Достоевского, Н.С.Лескова столь явственно звучит мысль: падшие для мира, но «много возлюбившие» ближе к Христу, за грехи мира в жертву себя принесшего…И потому завершить хочется словами, обращёнными к Матери Его Пречистой, Матери Милосердной – пред Образом Ея Взыскание Погибших – Погибших душ…Взыщи; нас, погибающих, Пресвятая Дево, / не по грехом бо нашим наказуеши нас, / но по человеколюбию милуеши, / избави нас от ада, болезни и нужды // и спаси; нас. На сим завершаем… Автор – преподаватель колледжа Гайкова Нина Николаевна.-992505-5143504539615-514350 Трагедия духовной слепоты... Поэзия – русская особенно – раскрывает богатство человеческой души, побуждает размышлять – даже философствовать. И образ природы, Вечное Мироздание - прежде всего побуждает.Природа живая – у неё есть душа, есть «любовь и свобода», есть язык, которым говорит она с человеком, если тот хочет услышать.-756285438150И если наделил человека Творец талантом, живой душою, то рождаются бессмертные произведения – стихи прежде всего.Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык... написал Ф.И.Тютчев.5103495746760Великий русский поэт, как и многие другие считает, что неспособный видеть этого живого начала, жалок, ничтожен, духовно ограничен. И Замысла Творца постичь не желает и не пытается. Оттого словно от жизни «отвернулся»…Они не видят и не слышат,Живут в сем мире, как впотьмах,Для них и солнцы, знать, не дышат,И жизни нет в морских волнах.Лучи к ним в душу не сходили,Весна в груди их не цвела,При них леса не говорилиИ ночь в звездах нема была!И языками неземными,Волнуя реки и леса,В ночи не совещалась с нимиВ беседе дружеской гроза!Не их вина: пойми, коль может,Органа жизнь глухонемой!Души его, ах! не встревожитИ голос матери самой!.. И вот словно «продолжает» мысли Ф.И.Тютчева Е.А.Баратынский. Правда, несколько по-иному «продолжает». Как – увидим позже. Стихотворение с несколько странным, на первый взгляд, названием «Приметы». Пока человек естества не пыталГорнилом, весами и мерой,-702945337185Но детски вещаньям природы внимал,Ловил ее знаменья с верой;Покуда природу любил он, онаЛюбовью ему отвечала,О нем дружелюбной заботы полна,Язык для него обретала.Обретала «язык» общения с людьми, сердце которых было открытым. Открытым для человека было и сердце природы.-620395-118110Почуя беду над его головой,Вран каркал ему в опасенье,И замысла, в пору смирясь пред судьбой,Воздерживал он дерзновенье.На путь ему, выбежав из лесу, волк,Крутясь и подъемля щетину,Победу пророчил, и смело свой полкБросал он на вражью дружину.Чета голубиная, вея над ним,Блаженство любви прорицала… 46996351004570Вран (ворон) принял на себя миссию предупреждать о несчастье. И человек не дерзал «проигнорировать» зловещую примету. Порой судьбы целого народа менялись под влиянием «вещаний природы». Перед войском былых времен выбегает волк, как бы ведя за собою в бой и пророча несомненную победу. Символом супружеского счастья и любви считалось появление «голубиной четы».И вот, наверное, главные – или одни из главных строк:В пустыне безлюдной он не был одним,Нечуждая жизнь в ней дышала.Но вдруг чувствам стал «противостоять» научный анализ. Не было такого раньше – ведь фундаментальная наука возникла именно в лоне христианской цивилизации. А теперь…Но, чувство презрев, он доверил уму;Вдался в суету изысканий...И сердце природы закрылось ему,И нет на земле прорицаний.-358140529590 Очень печально. И поэт справедливо считает, что многие беды современного ему общества связаны с тем, что человек отвернулся от природы. Природные приметы (крик ворона, рычание волка, появление голубей) служили нерациональным, но единственно правильным руководством в жизни человека. Забвение этих примет стало роковой ошибкой человечества, решившего руководствоваться только собственным ограниченным разумом. Отвергая природу, отверг человек по сути Создавшего её Творца. А результат – люди, говоря словами Ф.И.Тютчева, «ослепли» - и «нет на земле прорицаний»… Автор – студентка колледжа Корягина Ксения Павловна-518160-3695704861560-445770 Зарисовка «Единство Неба и земли»Всё в мире взаимосвязано – и вряд ли кто-то станет это отрицать. И люди неразрывно связаны с природой – с Мирозданием – вернее – живут в нём. Не может человек не быть кровно связанным со своим «жилищем». И, конечно, неразрывно связан человек с миром светил небесных, потому что нельзя землю от Небес отделить – иначе бы жизни на земле не было. Потому играющие огромную роль в жизни людей небесные светила становятся нередко и главными образами в литературе – в поэзии прежде всего. А как же может быть иначе?!На стоге сена ночью южнойЛицом ко тверди я лежал,И хор светил, живой и дружный,Кругом раскинувшись, дрожал.-518160237490 А.А.Фет – автор этих строк говорит о невозможности существования человека без его слияния с мирозданием – оттого и пребывает лирический герой «лицом ко тверди» - к Небесам по сути – к Началу Дней Творения – иначе не было бы слова «твердь». А ещё не ощущал бы он себя «первым жителем Рая» И наделяет поэт образ мироздания чертами живого существа – человека – олицетворяет его. Потому и «хор светил», и «земля уносилась». Ведь хор – символ единства, символ слаженности. Небесные светила поют всему миру, а точнее, они призваны распространять свет, тепло и жизнь на Земле. Их пение слышно каждому человеку, независимо от его места на планете. Небесные светила являются источником энергии и вдохновения для всех живых существ на Земле. 47205901238885 В поэзии, небесные светила часто выступают как символы красоты, утешения и возвышенности. Они придают произведению глубину и значимость, помогая читателю понять и оценить связь между человеком и вселенной. Небесные светила и их пение вдохновляют поэтов и дают возможность выразить чувства и мысли, которые не всегда можно описать обычными словами. Каждый человек может найти свой собственный ответ на вопрос о том, кому поют небесные светила. Для одних это - Творец Неба и земли, для других – это - символ природы, космоса или даже самой жизни. Небесные светила поют для каждого из нас, чтобы напомнить о нашей сопричастности миру и важности сохранения этого единства. Любовь, попытка понять жизнь мироздания достичь с ним единство или хоть что-то его напоминающее, помогает увидеть и свой внутренний мир. Помогает познать что-то новое, неизведанное, не понятое до сих пор. Увидеть и понять, созерцая звёздное небо. А вот присутствующее у многих поэтов «наследие» философии великого Платона, которого считают «предшественником» христианских мыслителей. Восемь строк того же поэта:Молятся звезды, мерцают и рдеют,Молится месяц, плывя по лазури,Легкие тучки, свиваясь, не смеютС темной земли к ним притягивать бури.-403860158115 Видны им наши томленья и горе,Видны страстей неподсильные битвы,Слезы в алмазном трепещут их взоре —Все же безмолвно горят их молитвы.Наверное, приходят такие мысли в момент невесёлых размышлений о жизни. Ведь жил великий мыслитель до того, как Христос Воскресение Своим вновь открыл людям Врата Рая.Но строки эти пишет поэт в лоне христианской культуры. И вот с помощью присущего поэзии олицетворения показывает поэт, что сопереживают небесные светила миру людей, в котором всё неладно – и плачут о наших горестях, страстях. Только помочь людям не могут, а могут лишь безмолвно за землю молиться.42576751149350 Виноваты в том, что на земле «томленье и горе», конечно, сами люди. Падшая человеческая природа с ее страстями, конфликтами и эгоизмом создает много несчастий и боли в мире. Люди не способны достичь гармонии - вернее – мира с собой, с окружающими, с мирозданием в целом. Мы сами делаем выбор и отвечаем за него. Потому «томление и горе» нами заслужены. Но Миру Высшему падшего человека жалко… И всё же люди и светила Небес прочно, неразрывно связаны между собой, как, например, части музыкального произведения. Неслучайно начали мы со «звучания» звёздного хора. Без стройной композиции «развалится» всё произведения, не родится шедевр... Автор – студент колледжа Кекки Константин Юрьевич4303395-560070-992505-621030Лирика Мироздания… (На примере русской поэзии)Лирика – это способ передачи чувств, эмоций – но не только. Это – и отражение мировоззрения писателя – чаще поэта. Время, конечно, меняет восприятие – наверное, к сожалению.Но есть то, что остаётся неизменным. Прежде всего – образы Священного Писания, несущие глубокий, символический смысл. С помощью этих образов писатели не только передают свой взгляд на мир, но и помогают осмыслить происходящее вокруг – наверное, в любое время, в любую историческую эпоху – потому что созданное наитие Духа Божьего бессмертно, вне времен и пространства.Одним из великого множества примеров того является творчество Афанасия Афанасьевича Фета, в котором библейские сюжеты легли в основу многих произведений. Произведений, играющих огромную роль в том числе в культурном, духовном становлении молодых людей.-748665855980 Почему же тема эта так важна для молодых людей? Ответ очевиден: это – история наших предков, история нашей Родины, неотделимая от духовного начала. Да и, наверное, история всего человечества. Именно в этом «ключе», «контексте» должно происходить становление личности.И писателя своими произведениями «подталкивают» нас к тому, чтобы осознать, постичь философскую глубину мироздания – насколько возможно это человеческому разуму.Небесные же светила, которыми преисполнена русская литература, очень многоплановы, многогранны. Чаще всего это – образ Бога или судьбы.Думаю, один из самых ярких примеров того – удивительное, во многом уникальное стихотворение без названия вышеназванного поэта, начинающееся словами: «На стоге сена ночью южной лицом ко тверди я лежал…».Это не просто философские мысли, это – «погружение» во Вселенную.Это стихотворение по-своему уникально. А вот более привычные, наверное, – но не менее оттого прекрасные строки:Ночью как-то вольнее дышать мне,Как-то просторней…Даже в столице не тесно!Окна растворишь:Тихо и чуткоПлывет прохладительный воздух.А небо? А месяц?О, этот месяц-волшебник!... -78676546990Ночь не страшна, не трагична – она помогает человеку мыслить, осознать «итоги» прожитого дня. Ночь делает человека причастным тайне мироздания, помогает острее чувствовать красоту мироздания - потому что сердце «наполняется» любовью. При взгляде на ночное небо, ночной пейзаж, как сказал русский мыслитель Э.С.Менделевич, «обостряется ассоциативность». Всё это происходит и с душою лирического героя. Потому в произведениях А.А.Фета немало сравнений И благодаря им становятся произведения более выразительными – заставляя читателя сопереживать, наяву представляя изображённое поэтом, словно уносясь вместе с ним в ночь…И вот ещё одно замечательное произведения, как и большинство, - без названия - потому, наверное, что нельзя одним словом выразить величие мироздания и великое множество чувств лирического героя. Благовонная ночь, благодатная ночь,Раздраженье недужной души!Всё бы слушал тебя — и молчать мне невмочьВ говорящей так ясно тиши.В самом начале поэт использует оксюморон – «тишь» вроде бы не может быть «говорящей» - но это лишь в «рамках» пяти чувств. Тишина эта звенящая: В недалекой тени непроглядных ветвейИ сверкает, и плещется ключ.И меняется звуков отдельный удар;Так ласкательно шепчут струи,Словно робкие струны воркуют гитар,Напевая призывы любви.Словно всё и горит и звенит заодно,Чтоб мечте невозможной помочь...4417695266700Струи ключа словно беседуют со всем мирозданием – и с землёю, и с Небом. Говорили же и античные мудрецы, и Отцы Церкви о музыке Небесных Сфер, музыке движения земли. Звучит она и сейчас, звучала и в самом первом произведении. Звучит, наверное, и во многих произведениях.Может быть, земная любовь не позволяет лирическому герою «растворится» в Мироздании, как было это в произведении, где возносился он «к безднам полуночным». Здесь…-785495-255270Широко раскидалась лазурная высь,И огни золотые горят;Эти звезды кругом точно все собрались,Не мигая, смотреть в этот сад.А уж месяц, что всплыл над зубцами аллейИ в лицо прямо смотрит, — он жгуч…Мир Небесный смотрит на людей, возможно, - на их любовь земную, но всё равно земля от Небес неотделима. И мыслящие люди на протяжении всей жизни тянутся к познанию Вечных Истин – насколько человеку это Творцом дано. А наша высокодуховная литература часто помогает в этом.423100515875Ночью, когда отступают дневные заботы, глядя на полное звёзд небо, человек размышляет о Тайне Мироздания… «Есть две вещи, достойные удивления – звёздное небо над нами и нравственный закон внутри нас», сказал великий Э. Кант. Неслучайно, созерцая бесконечное, безбрежное небо, задумались многие о Единой Руке, мир сотворившей, о Величии Творца Неба и земли. Автор – студентка колледжа Гмыренко Каролина Владимировна.-862965-5448304333875-598170Зарисовка«Неубитая душа…»или«Побеждающая жизнь»Осыпал лес свои вершины,Сад обнажил свое чело,Дохнул сентябрь, и георгиныДыханьем ночи обожгло.Но в дуновении морозаМежду погибшими одна,Лишь ты одна, царица-роза,Благоуханна и пышна.Назло жестоким испытаньямИ злобе гаснущего дняТы очертаньем и дыханьемВесною веешь на меня.-763905558800 Для меня понятие «жизнеутверждающее» означает: жизнь вопреки всем тяжелым обстоятельствам, умение выстоять, не согнуться - несмотря ни на что, когда, кажется, уже пришёл конец.И вот - один из ярких примеров жизнеутверждающего в поэзии – известная каждому «Осенняя роза» А.А. Фета, - стихотворение, созданное уже очень немолодым поэтом.33115251217295Неслучайно поэт использует олицетворение – и роза предстаёт перед нами словно несломленный человек. А осенний мороз, осенний ветер, как и «погибшие» георгины - антитеза жизнеутверждающему началу. А ещё я думаю, что показал поэт вслед за своим лирическим героем аллегорию души – души одинокой, много выстрадавшей, которая вопреки многим неблагоприятным жизненным обстоятельствам, всем испытаниям не сломлена и продолжает жить. И весна, которой «веет» она на лирического героя, - символ жизни. Царица-роза, поражающая своей красотою и благоуханием! …-695325318135Однако, жизнеутверждающее начало может являть и образ, который, на первый взгляд, не очень заметный.Итак…Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу,С поля буря, ворвавшися, злаяРвет и мечет и воет в лесуТоже трудности, беда вокруг. Даже свет небес словно закрыт от человека. Словно окружили хищные звери – ведь зверь в русской литературе - образ гораздо более глубокий, чем волк, который может выть.И вопреки всему… -657225-468630Только ты, моя милая птичка,4328795196850В теплом гнездышке еле видна.Светлогруда, легка, невеличка,Не запугана бурей одна…Наверное, это – тоже образ души, что словно тёплое гнёздышко, «греет». И олицетворение, аллегория прекрасной розы и маленькой серой птички даёт возможность увидеть душу поэта, его лирического героя - наверное, неутраченную душу многих людей… Автор – студент колледжа Волков Игорь Вячеславович-916305-4686304912995-468630Разрушение духовной основы семьи…(На примере пьесы А.Н.Островского «Гроза»)Отношения в семье – один из главных показателей того, что творится в обществе. Человек рождается, воспитывается в семье и живёт в семье всю жизнь (Плохо, если это не так). Только, к сожалению великому, не всегда бывает семья счастливой.И, конечно, сразу приходит на память примеры нашей классической литературы. Потому обратимся к тому, кого называли «русским Шекспиром» - к пьесе А.Н.Островского - хорошо известной каждому «Грозе». На примере семьи Кабановых писатель показывает отношение поколений – матери с сыном – а по сути со всей молодёжью семьи и отношения супругов.-71818526035Главная в семье Марфа Игнатьевна Кабанова – или, как называют её многие в городе, Кабаниха. Неслучайно, очевидно, такое «имя». Она вдова – и о её покойном муже не говорится ни слова – можно только предполагать, причём очень по-разному, как жила супружеская пара. Судя по всему происходящему, счастливы они не были.А отношения её с Тихоном - сыном трудно назвать по-настоящему семейными, хотя мать искренне считает, что любит сына. Только любовь выражается почему-то в подавлении его чувств, его личности, его человеческого достоинства.Вроде бы желая добра, Марфа Игнатьевна как будто не считает его способным самостоятельно мыслить, принимать решения. А, может быть, говоря современным языком, «самоутверждается» за счёт сына, хотя и не осознаёт этого. Вот и снова повод вспомнить о покойном отце Тихона. Возможно, он подавлял супругу, относился к ней без уважения, может быть, сам постоянно был подавляем супругой, имея подобный Тихону характер. Только в любом случае, как мы уже сказали, любви, уважения у них скорее всего не было – и оттого Кабаниха словно ревнует Тихона к его супруге Катерине, словно боится потерять его любовь, уважение? Нет – это ей, судя по всему, неведомо. Боится потерять власть над сыном.А ещё, возможно, она завидует тому, что молодые стараются они жить по-другому. Завидует тоже «подсознательно». А может быть, боится того, что вообще можно жить по-иному.А Тихон? При том, что любит свою жену, при том, что не худший, судя по всему, человек, смирился он с ролью жертвы – и изменить что-то не пытается.Тихон почти не пытается возражать матери, лишь заикнулся однажды, что ему довольно, что жена его любит, а не боится. Кажется мать сына за это «уничтожить» готова была. Но дело сейчас несколько в ином.-771525518160Смирился, только вряд ли такое положение может человека устраивать – потому Тихон старается поменьше быть дома – и по делам едет один. И, конечно, страдает от этого Катерина. Итак, мы постепенно перешли к отношениям между супругами. Тихон не способен защитить свою жену от деспотизма матери. Оттого сцена прощания становится трагикомической, когда он, сам тому ужасаясь, повторяет слова Кабанихи об обязанностях Катерина в отсутствие мужа.А кульминация, когда Катерина признаётся в измене? Тихона больше измены жены волнует то, что «маменька услышит»…Но всё же он искренне готов простить супругу – потому что любит. Потому что в отличие от маменьки, Катерина его не угнетает – не способна на такое – потому, что так или иначе супруга – единственный близкий человек. И только искренне любящий человек способен простить грехи любимого и принять случившееся как данность.4859655105410Катерина не испытывает, конечно, к Тихону таких чувств, но не ненавидит, не презирает его – в целом относится неплохо. Ведь любящие Катерину родители против её воли замуж бы дочку не отдали.Супруги могли бы построить хорошую семью, если бы не диктат свекрови, не её желание постоянно влезать в чужую семью, пусть и собственного сына. Но эта семья уже другая. Недаром сказано же в Священном Писании: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».И вот происходит измена. Появление Бориса – племянника Дикого, словно «ветер», пошатнул семейные устои. Измену оправдать, конечно, нельзя – нельзя оправдать - это нарушение Заповеди. А самоубийство – смертный грех. И потому слова о «луче света» безнадёжно устарели вместе с соцреализмом. Но всё же не без «помощи» властной Кабанихи и полной растерянности бесхарактерного Тихона случилась эта беда.Ведь, как мы помним, Тихон готов был простить жену – потому что «сам не без греха», потому что любит супругу и жалко ему страдающую Катерину - да маменька «не позволяет»...Потому истинно русскому писателю - А.Н.Островскому безмерно жаль своих героев – достаточно вспомнить слова принесшего тело Катерины Кулигина о Судие, Который милосерднее жителей города; вспомнить слова Тихона, пьесу завершающие, о том, что остался он жить и мучиться – и дело не только в потере любимой жены.Показал великий русский драматург, как отношения, казалось бы самых близких людей могут убить, если из жизни изгнана настоящая, искренняя любовь.-702945376555Подобные Кабанихе родители, о детях не думая, готовы возложить на них «груз» своих желаний, представлений о жизни, возможно, «вину» за свою жизнь неудавшуюся.А супруги нередко лишены выбора и не думают о том, что будет дальше - хотя именно им в конце концов предстоит остаться наедине друг с другом – и перед Создателем, пред Которым ответ держать должно.Оттого и делают люди друг друга несчастными. Конечно, не только во времена А.Н.Островского и в его пьесах… Автор – студентка колледжа Каменева Софья Дмитриевна-836295-3848104623435-430530Конфликт. Но отнюдь не отцов и детей...Семья не просто слово. Она основа русской жизни, основа формирования человека. От того, как воспитывался человек в семье, во многом зависит и то, как будет он общаться, выстраивать отношения с другими людьми, как определит своё место в обществе. Потому не могла, конечно, не отразить семью - семейное воспитание и наша высоконравственная литература. Во многих литературных произведениях прежде всего через семью показана суть человека, отношение его к другим людям. Но, а может быть, именно поэтому нередко видим мы в литературных произведениях отношения, противоречащие тому, как должно относиться друг к другу, утрату истинных ценностей, того, что людям заповедал Сам Господь. Одним из самых ярких примеров того, наверное, стали пьесы замечательного драматурга А.Н.Островского, в которых герои часто словно показывают людям, как быть не должно.-710565309245Например, в пьесе «Гроза» - но о ней немного позже. Пока же обратимся к одной из первых пьес – «Свои люди - сочтёмся». С самого начала кажется, что писатель показал известный всем конфликт отцов и детей. Но это не совсем так. Ведь хозяин дома, глава семьи – купец Большов о семье вовсе не думает. Жена и дочь – дочь особенно – для него словно «товар», словно «сбережения», которые надо удачно «вложить». Вот он и «вкладывает», выдав дочь за приказчика – потому что объявил себя банкротом, а все деньги, всё имущество на приказчика этого переписал.4624070594995Не говоря уже о чувствах дочери, о том, что именно ей с выбранным, навязанным отцом мужем до конца дней жить – делить и стол, и ложе, подобный брак противоречил всем правилам приличия. Но деньги, выгода затмили Большову и это.А в итоге ещё недавно близкие, как считал Большов, люди его предают – и остаётся он ни с чем – в долговой яме, из которой, возможно, зять его вытащит, обманув кредиторов, как обманывает всех вокруг.Дочери же, которая, по её словам, до двадцати лет света не видела, безразлично всё, кроме собственного благополучия. Все помыслы о богатом доме, орловских лошадях и бархатных платьях? И супруг Лазарь Подхалюзин не лучше. Да, молодые в пьесе ужасны – но кто их такими воспитал? Ответ очевиден…Потому нет в пьесе ни одного положительного героя. -77152512065И вот, как говорилось в самом начале, знаменитая «Гроза». Главная героиня Катерина замуж выходила, наверное, не по принуждению – мама дочку любила, лелеяла. Просто время пришло. И муж Тихон не тиран, не самодур – только всё это можно сказать о его матери - Марфе Игнатьеве, а Тихон матери поперёк слова не скажет.542353596520 Да и вообще в этом городе все почему-то считают, что семья может только на страхе держаться. Любовь словно «изгнали» из города, из жизни.Марфа Игнатьевна называет сына дураком за то, что он хочет, чтобы жена его любила, а не боялась.Только страх и любовь несовместимы – и Господь любовь завещал, а не тиранию. Кажется, в городе все об этом забыли, хоть и в храм ходят. -8401051120140И вот итог – самоубийство главной героини – и слова Кулигина о том, что она сейчас пред Судией, Который милосерднее тех, кто на земле, кто тиранит, кто осуждает других, кто живёт без любви. Речь даже не о самом грехе самоубийства – а о том, что духовное, нравственное начало всеми здесь утрачено. Так что же удивляться?! Удушье грозой разрешается…Совершенно очевидно, что великий русский драматург не принимает жизненную позицию многих своих героев и говорит читателю, что так жить нельзя. И показывает, как поступать не должно.Но всё же, наверное, говорит писатель, что жизнь можно исправить, если начать строить её по-другому, если научиться любить и уважать тех, кто рядом.461962546355В произведениях великого русского драматурга звучит голос надежды на то, что русский человек поймёт, осознает то, что семья – понятие сокровенное, что с этими мыслями должно воспитывать детей. Как сказал русский мыслитель И.А.Ильин, семью, воспитание детей должно «ставить перед Лицем Божиим» Автор – студент колледжа Головин Александр Артурович4760595-643890-817245-605790 Не отрекшиеся… Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.Темна твоя дорога, странник,Полынью пахнет хлеб чужой - Страшные года Гражданской войны…. И всё же великий русский поэт Серебряного века А.А.Ахматова не понимает, не поддерживает покинувших Родину, врагам оставивших, считая их, наверное, малодушными, трусливыми. Это не всегда было так – но говорим мы о её известном, в двадцатые годы написанном стихотворении. Сама же Анна Андреевна вопреки болезненным, горестным событиям своей жизни, расстрелом мужа, заключение в тюрьму сына, Родину не покидает. Она, словно оказавшись в аду, «закаляет», укрепляет свою веру, свою преданность России.Потому дальше…А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.-7258058255Поэт вслед за своим лирическим героем выражает больше жалость, чем ненависть, - а прежде всего - презрение к тем, кто бросил Родную Землю. Ведь они прежде всего глубоко несчастны – потому что обречены быть всю жизнь разлучёнными с тем, с чем связаны корнями от рождения.Лирический герой – по сути сама А.А.Ахматова верит, что жертвующий собою будет вознагражден Истинной Свободой – там – в Жизни Вечной.И вот две последние строки. Они о не сломленном горем – народе, душу сохранившем. Сохранившем тем, что просто живёт здесь – в этом аду, Родину не покидая… 4504055400685То, что называет поэт надменностью, на самом деле – нежелание поклониться врагу – нежелание душу отдать антихристу... И словно «продолжение» звучат эти, созданные в страшном двадцать первом году строки:Всё расхищено, предано, продано,Черной смерти мелькало крыло,Все голодной тоскою изглодано,Отчего же нам стало светло?Днем дыханьями веет вишневымиНебывалый под городом лес,Ночью блещет созвездьями новымиГлубь прозрачных июльских небес, —И так близко подходит чудесноеК развалившимся грязным домам…Никому, никому неизвестное,Но от века желанное нам. Оба произведения о вере в светлое будущее – по-настоящему светлое, а не в «трактат» большевиков. Кто-то покидает свою родину - и видит свое светлое будущее на чужбине. Но это - иллюзия, обман, за который рано или поздно придёт расплата. -1011555-201930Поэт говорит: «нам» - о тех, кого объединяет любовь к родине. И любовь эта над всеми страданиями, над войной. Потому оба произведения построены в антитезе войны и мира, на антитезе предательства и любви, преданности Родине.Автор – студентка колледжа Самохвалова Ирма Андреевна.4516755-453390 -855345-537210 Звучание русской души. Вступление.Не клонись-ка ты, головушка,от невзгод и от обид,Мама, белая голубушка,утро новое горит.Всё оно смывает начисто,всё разглаживает вновь…Отступает одиночество,возвращается любовь.И сладки, как в полдень пасеки,как из детства голоса,твои руки, твои песенки,твои вечные глаза.-69532588900Это – «Русская песня» - другое название которой - «Новое утро». Кажется, созданы были замечательные строки безымянным автором из народа, а после передавались из поколения к поколению.Всё здесь воедино – и утро как символ начала, символ обновления, и мать – мама, к которой за советом, за благословением приходят, и детство, когда душа и разум чисты.А ещё - столь любимые народом русским «песенные» уменьшительно-ласкательные суффиксы.Песня, из души народа, словно родник из недр глубинных земли исходящая… Только речь не о самой песне – здесь, кажется, всё ясно – потому что «гениально» просто. Главное же в нашей беседе то, что создана песня известным поэтом, который стихи свои под созданную им же музыку исполнял. Наверное, по отношению к нему так точнее будет. А про источник и душу народа… Так это неоспоримо – потому что истинное искусство корнями духовными сквозь века проросло. И, наверное, сложно представить интеллигентного человека (речь, разумеется, не только о дипломе ВУЗа), не слышавшего, не знающего про виноградную косточку, из которой вырастет лоза – символ жизни, что даже евангельским смыслом наполнен. Не слышавшего про синий троллейбус, спасающий «потерпевших в ночи крушенье», про Арбат и Московского Муравья, про уходящих на войну мальчиков, про Лёньку Королёва и про «одну на всех» Победу. Автор этих песен - истинно русский бард – пусть и с фамилией нерусской. Создатель многих любимых, особенно интеллигенций московской, песен. И при том, как чаще всего бывает, нелюбимый властями. Автор, песни которого и о войне, и о любви с магнитофонных лент у очень многих звучали…Имя ветерана войны, со школьной скамьи Родину защищать ушедшего, москвича с мингрельской фамилией известно, наверное, всем – Булат Шалвович Окуджава. Беседа наша, как, наверное, уже понятно, о бардовской песне – соединяющей поэзию, музыку и исполнение, хотя последнее после смерти - а может быть, и не только -переходит к другому. И невозможно роль песни авторской переоценить. И всё намного глубже, чем на первый взгляд кажется.Впрочем, об этом дальше… -702945305435 Глава первая «Источник, асфальт и бетон преодолевший». Конечно, в России есть великое множество прекрасных песен, созданных нашедшими друг друга поэтом и композитором, но песня бардовская прежде всего - органическое единство, слияние слова и музыки, в единой души рождённое. Словно выходит из глубины веков нечто нераздельное, что было и у древних греков, и у славян. И даже в том случае, когда звучит песня уже из уст другого исполнителя – потому что истинное творение переживает его сотворившего. Или…Белые церкви светлеются издали,Благовествуя о мире ином.Живы ещё проповедники истины,Радость моя, не скорби ни о чем.Белые церкви исполнены кротости,Ими доднесь освящается свет.Радость моя, что кручинишься попусту —Белым Церквам нынче тысяча лет.Выжили вы, бессловесные зрители,Бури прошли, расточились врази.Сколько всего за века перевиделиБелые церкви, осколки Руси?Прекрасная песня - здесь, разумеется, лишь малая часть её - о многострадальном Отечестве нашем. Созданная, судя по словам, вскоре после того, как опомнившаяся, наконец, Русь вспомнила о Крещении своём. В то время, что назовут после «Вторым Крещением Руси». Многие услышали песню в исполнении, можно сказать, легендарной Жанны Владимировны Бичевской. А создал эти пронизывающие душу строки в честь Романа Сладкопевца имя монашеское получивший. Ему покойный Патриарх Алексий Второй разрешение дал лицо на кассетах и дисках показать – потому что песни автора Русь Святую отражают и проникают в души верующих. Наверное, Иеромонаха Романа немало людей знает, и слышали этот удивительный голос, с кассет и дисков звучащий. -794385465455Песни о том, как за душой «по пятам идёт погоня» - но всё это словно «растворяется» в ночном пейзаже с «опрокинутым Ковшом» на небе, когда «полночь Млечным путём опояшется, как омофором и луной покадив, наклубит паруса облаков». Судя по всему, лирический герой стоит «на краю» или перед судьбоносным выбором. Или песня о Белом Храме над рекою – «алавастре чистоты».Или эта песня (здесь, конечно, тоже только малая часть) о человеке, погибающем в пургу, напоминающая, наверное, как «в той степи глухой замерзал ямщик». Только глубже…Я ладил и с евреем и с татарином,И не стыдился Бога своего.На жен чужих с гармоникой не зарился,У шинкаря рубахи не пропил,Чтил седину и первым в пояс кланялся,Социалистов, правда, не любил...Отразилась здесь, наверное, боль тысячи тысяч, у кого есть повод не любить, ненавидеть социалистов. Тех, чьих предков в годы окаянные «машина» НКВД переехала. Да разве это для кого-то «откровение»?! Впрочем, мы о песнях говорим – и эта – лишь одна из великого множества примеров...Русь называют Святою.Поле, да лес, да вода,Церковь над тихой рекоюИ в два оконца изба.Разрезал небо пополамЗакат багряной полосою,И над Российскою землёюСвет тихой славы просиял...-68770562865 А после говорится о том, что «молят усопшие Бога о заплутавших живых» и о том, что «в Недоступных Небесах за Русь свершается молитва» - и оттого Русь жива, Русь Святая. Об этой истине неоспоримой вещал неповторимый голос того, кто тоже в честь Романа Сладкопевца имя монашеское получил. Он и друг его Алексей, в чьих руках гитара чудеса творила, к скорби великой, погибли в автокатастрофе уже четверть века назад. А прекрасные стихи и звучание надмирных песен на Руси Святой остались. Вечная Память рабам Божиим Роману и Алексею…Отмоли меня, Пречистая, отмоли,Хоть просить Тебя недостоин,Но, под звоны всех колоколен,Погибающего вдали,Отмоли меня, отмоли!-718185335280Разве эти слова, тоже песней ставшие, монаха Варнавы не о каждом из нас, тем более тех, кого в школе заставляли говорить, что «Бога нет»?! Не о тех, кого в партию, в огромного идола неоязыческого превращённую, загонять пытались - хотя бы ради карьеры?! Хочется снова произнести слова эти перед Образом Пречистой, каждого грешника жалеющей...Разумеется, этими произведениями примеры не исчерпываются. Бардовская песня о Боге, о Пречистой, о Церкви Православной. Авторов назвать можно, наверное, «церковными, православными бардами», говоря об изначальном значении бардовской песни. Вышли из-под спуда идеологии кровавой, неоязыческой Образы Святые и зазвучали песни, как сказано Иеромонахом Романом, «благовествуя о мире ином». Как вышли из-под асфальта святые источники, которые заглушить пытались… Наверное, это – вершина… Но всё же есть о чём ещё сказать, вспоминая о веке двадцатом. В следующей главе… Глава вторая «Обурьяненная» душа»Не приснился мне ни враг и ни вор,Ни погост, ни поминальный костёр,А приснился мне мой сад – экий вздор!Как проснулся – не пойму до сих пор. Сад мой, дом мой – моя кровь, моя боль,Что же это приключилось с тобой?Да неужто обурьянить решил?Дед сажал тебя – да ведь наспешил.То ли дед тебя не там поливал,То ль отец тебя не там корчевал,То ль неверным осеняли крестом,То ль посажен ты на месте не том.Начало песни Любови Ивановны Захарченко. Какое скорбное начало! Нельзя не понять, не увидеть, что дальше беда случится. -634365-54610И слово «обурьянить», которое можно назвать авторским неологизмом, символизирует мерзость запустения, которое вскоре наступит... Чёрная смородина –Деда сны напрасные,Чёрная смородина,Где сажали красную.Конечно, цвет здесь – только символ – потому что чёрная смородина слаще и полезнее. Лето, моё лето! Край тепла и света,Чёрная смородина да рожь за бугром –для Н.М.Рубцова, как и для многих русских писателей, чёрная смородина – неотъемлемая часть русского пейзажа, русского быта. А у Л.И.Захарченко, конечно, всё дело в символике цвета. Красный – красивый, побеждающий, торжествующий, а чёрный – символ смерти. Одно из названий стихотворения и есть символическая «Чёрная смородина» - другое – «Сад» - тоже образ символический – о нём несколько позже… Можно сказать, что лирический герой сон пророческий видит. О чём же? Ответов, кажется, слишком много, но главное…Думу думал я, на травке сидел,Думу думал – кто же недоглядел,Думу думал – ну а травка рослаБез печали, без забот, без числа. И пока я там судил да рядил,Свою совесть до калитки водил,Что-то пел да виноватых искал,Сын мой тихо в крапиве подрастал. Рос, родимый, вместе с сорной травой,Да накрыло всё ж его с головой.Раз окликнул – только тихо в ответ:Вроде был-то сын – а вроде и нет...По сути говорит поэт вслед за лирическим героем о мерзости запустения, которое в душе образовалась, о небрежении духовном – в том числе и в воспитании детей.Есть знаменитые слова: «От отца к сыну». А здесь связь эта прерывается – её бурьян «забил». И сон о том пророчествует. И о том, что сами люди виноваты…Мой духовный сад, как запущен ты,От негодных трав заросли тропы.Спит душа моя крепким сном давно,Не радит она о пути своём – услышим мы позже в исполнении упомянутой ранее Жанны Владимировны Бичевской.Народная песня, что вне времени, мысли которой воплотились и в песне, созданной автором, в мир пришедшим в годы «гнилой оттепели». -634365785495В народной песне «негодные травы» погубили и лилии, и розы, и незабудки - а ещё погубил их злобный ветер. И в песне Л.И.Захарченко бурьян да крапива, выросшие стеной, всё уничтожают…Сад – однокоренное слово ему - «усадьба» - словно дом, жизнь «около сада», предками посаженного. Жизнь многих поколений в родовом гнезде, в землю пущенные корни - а в песне они на глазах погибают. А ещё вспоминается невольно вырубленный сад в главной, наверное, пьесе А.П.Чехова – и слова о том, что «вся Россия - наш» сад. К этому тоже ещё вернёмся… «Вишнёвый сад – больной природы гений», - воскликнул почти век спустя Н.Н.Добронравов. И вот где-то «посередине» по времени между пьесой и написанной о ней песне создала свой по сути духовный кант Л.И.Захарченко.И хочется сказать – разумеется, это – одна из «версий», что пророчествует сон об окаянном веке двадцатом, все ценности духовные сметающем, когда, как предсказал ещё Сам Спаситель, брат пойдёт на брата, а сын на отца. В песне не показана открытая вражда, но, как было уж сказано, показан духовный распад, душа погибающая. Оттого и напоминает песня барда двадцатого века духовный кант, о душе плачущий… Вспоминаются невольно и страшный по сути своей Пасхальный рассказ Н.А.Колосова «Не может быть», в котором видит отец Пётр сон о том, что церкви закрыты и что о душе забыли, и видение Н.Н.Рышковского «Шествие разрушителя» о том, как посылает дьявол не Россию легионы свои… А в песне Л.И.Захарченко, очевидно, показано нечто похожее аллегорически, если сына «накрыло с головой» сорными травами. В то время невозможно было творить подобно безымянным авторам духовных кантов и двум писателям с именем Николай…Тьма, безысходность?!Выход всё-таки есть. О нём в завершающей главе… Глава третья «Выход из зарослей бурьяна и крапивы»-65722529210Пробудись от сна, посмотри кругом.Что ты спишь, душа, что в саду твоём? -в песне о саде духовном звучат слова эти почти в самом начале, а после песня ими же и завершается. Звучит призыв, словно крик о помощи. Призыв «с холма» на жизнь свою, на дела свои посмотреть, вырвать с корнем негодные травы – грехи свои – и начать жить по-новому.Выдирает с корнем крапиву и лирический герой Л.И.Захарченко - и битва эта неравная…С корнем рвал – она росла за спиной,С кровью рвал – да зеленела стеной…Но победить крапиву должно – иначе гибель всего, что дорого, в чём смысл жизни. Уж ни сына, ни меня не спасти –Хоть от внука ту беду отвести…В знаменитой поэме Н.А.Некрасова есть такие слова о России: Еще ты в семействе — раба, Но мать уже вольного сына!И ясно, что речь отнюдь не только о судьбоносной Реформе. (См. также «Сокрытые Мысли Евангелие - вопреки соцреализму …»). Судя по всему, нечто похожее звучит и здесь – только гораздо горше – время уже иное – давайте вспомним, что родилась Л.И.Захарченко в годы «гнилой оттепели». Почему же сын «рос, родимый, вместе с сорной травой, да накрыло всё ж его с головой?! Очень уж «крапива разрослась»… И, конечно, отразилась здесь прежде всего трагедия распада семьи. Не говорит автор прямо, что «пошёл» брат на брата, а сын на отца – наверное, и возможности такой в годы «застойные» не имеет. Но до боли сердечной ясно, что вековая связь поколений разрушена - бурьяном да крапивой, в Земле Русской проросшими. И потому, очевидно, «накрыло» сына помешательством «революционных масс», от родителей, от вековых традиций духовных отрекшихся... Конечно, песня словно соткана вся из аллегорий – и очень непростых, только напрашивается в первую очередь то, что не так давно с Россией многострадальной случилось. Ведь прежде всего духовная разнузданность, «небрежение», как сказал писатель С.А.Нилус, нравственным воспитанием к главной трагедии двадцатого века привели.Так что сражаться с дьяволом придётся. Прежде всего в себе самом, чтобы не оказаться на месте героев знаменитого романа М.А.Булгакова…Какую же всё-таки песню глубины неисчерпаемой создал автор! Снова хочется сказать об огромной роли авторской песни – особенно для нас, во времена «соцреализма» выросших, когда все «движения» души пытались лозунгами о «светлом будущем», заменить - «светлым будущим», которого на земле, без «Бога и Святых Его», как сказал Патриарх Тихон, быть не может...И душа-то всё равно живою была - «несмотря на запреты», и искала того, что искать «запретить» пытались, как пытались «запретить» Бога…И вот представляется невольно, когда многие песни авторские слушаешь, как летит душа ввысь – к Сферам Небесным – и вдруг о тонкий, ранее не видимый купол стеклянный со всей силы ударяется. Словно «говорят ей в насмешку», с издёвкой: «Дальше нельзя, не положено, не дозволено»! …И вот – или падает душа окровавленная - и в муках умирает, или всё же неимоверными усилиями купол стеклянный пробивает и, пусть израненная, но живая, к Свету Небес устремляется…Ведь многие стихи и песни Иеромонаха Романа - и не только его созданы были не за год и не за два до того, как сбросила некогда Святая Русь оковы безбожия. Потому что, как не раз уже говорилось, нельзя заглушить тот «целебный родник», песню о котором создал Иеромонах Роман и исполнила Ж.В.Бичевская. Потому что нельзя засыпать Живоносный Источник Русской Святости, невозможно совсем выкопать из земли фундамент духовный! … Кажется, всё? Нет - всё-таки кое о чём ещё умолчали. Вот теперь и скажем… Глава четвёртая «О совести, что «за калитку не выходит…».Обратимся снова к строкам Л.И.Захарченко – смысл которых очень непрост: И пока я там судил да рядил,Свою совесть до калитки водил,Что-то пел да виноватых искал,-550545-130175Сын мой тихо в крапиве подрастал...Какие мысли и чувства были тогда у автора, лишь Создателю Нашему известно, нам же, ныне живущим, поразмыслить следует. Поразмыслить о том, как можно совесть свою «до калитки водить».Скорее всего – в своём «ограниченном пространстве» - и, конечно, не на забором ограниченном участке…Без сомнения, очень важно, жизненно необходимо иметь чистую совесть, чистую душу, благие жизненные принципы, убеждения – спасаться духовно самому, давая благочестивый пример другим, о чём говорил Преподобный Старец Саровский - Серафим. Только бывает, что «этого мало», как написал в известном стихотворении А.А.Тарковский, – «мало» в жизни мирской – особенно во времена смуты и нестроений, когда кругом мерзость запустения душ. А кто-то, возможно, даже большинство, не хочет, не желает нужным «связываться» - как в литературных произведениях, так и в жизни реальной. Только «связываться» значит не «по углам судачить» или отвечать хамством на хамство, а давать достойный отпор. Иначе люди «племени хамского» распоясаются, возомнив себя «всесильными», - и станут топтать, уничтожать всё вокруг – как та самая крапива и бурьян в песне. И вырастет ягода чёрная, красную заглушив…И сколько тому примеров скорбных!Маша - средняя из сестёр в пьесе А.П.Чехова говорит, что не выносит грубых слов, что они её угнетают, коробят - однако грубость и хамство в образе жены брата Наталии захватывают всё в родовом имении. И старшая Ольга вместе со старой няней, вырастившей всех детей в семье, вынуждена уйти на казённую квартиру, родовое имение оставив, чтобы Наталья в нём хозяйничала…Умные, интеллигентные, наукой живущие профессора и кандидаты попустили, что их любимый институт возглавляет теперь хам и неуч Кабачков, истинное место которого не выше завхоза, в фильме «Добряки». Никто «из вежливости» не положил «чёрных шаров» при голосовании - и ничего не стоящая диссертация принята. А теперь хоть беги оттуда, где столько лет науке служили. Вот уж, поистине, доброта, злом для всех ставшая… Кто-то в пьесе или в фильме был трусом? Отнюдь – да и кого им бояться было?! Просто, как сказано в песне, «совесть до калитки водили». Но совесть, «за калитку не выходящая», не может, не способна злу противостоять. -702945444500И вот уже в реальной жизни приходит тот, кого поэт Серебряного века С.С. Бехтеев назвал «Великим Хамом», - слуга антихриста, который… …на глазахТопчет розы, рушит зданья,Вековые изваяньяПовергая дерзко в прах.Здесь объяснения уже не нужны – своей кожей не одно поколение ощутило…И забывать о том не должно, чтобы снова он не пришёл и не начал «в красной пляске круговой», «смеясь, храмы рушить». Чтобы не случилось снова того, что «вроде был-то сын – а вроде и нет...» - в тысячах русских семей. Чтобы от внука беду отводить не пришлось, вырывая крапиву, которая стеной растёт… Глава пятая «Несколько слов напоследок…» или «Соборное единство Церкви, в песне отражённое».Вот мы и к берегу причаливаем. Завершается беседа наша о бардовской песне – о сути её нравственной, глубинной. И вот напоследок ещё одна – песня удивительная, прекрасная, глубины неисчерпаемой – всего в двенадцати строках. Только автора позже назовём…Отлистопадило, отвьюжило,Зазеленела белизна,И всё что на душе недужило,Ручьями унесла весна.Колокола великопостныеУдарили пасхальный звон -И ближний лес, и дали звездныеЗаполонил собою он.Я вдруг увидел себя грешником,Дар разменявшим на гроши.И покаянья луч подснежникомЛег на проталины души.-657225210820Поистине русское, православное творение, начинающееся с удивительных авторских неологизмов. «Отлистопадило, отвьюжило» - слова, отразившие единство человека с окружающим его Мироздании Божиим, и то, что названо в Писании Летом Господним. И удивительный оксюморон «Зазеленела белизна» всё-таки, наверное, не «оранжевая зелень» из очень доброй песенки, в которой благодаря фантазии ребёнка радостным, оранжевым становится абсолютно всё. Здесь, возможно, белизна, как и в иконографии, - символ Чистоты, Святости, Божественных Энергий. Он корнями духовными для русского человека связан с наступлением весны – когда деревья надевают зелёные наряды. Когда наступает время Главного Праздника всех христиан и предшествующие ему Дни Великого Поста. К этому Времени Особенному - Времени Святому всё в песне и устремляется вслед за колокольным звоном... Но самое главное отразилось, как чаще всего и бывает, в финале. Покаяние – осознание неправильно, неправедно прожитой жизни и готовность начать жить по-новому. Оттого и финал светлый, как появившийся на проталине подснежник.Вспоминается невольно «Благовест» А.К.Толстого – отречение лирического героя «от дела злого», устремление вслед за колокольным звоном «в край благодатный».По сути звучит мысль о покаянии и в финале песни Л.И.Захарченко…Вроде бы всё - только автора этих двенадцати проникновенных строк, в которых появляется луч надежды на духовное возрождение, ещё не назвали…-748665786765Помните обращённую к Пречистой горячую молитву «отмолить под звоны всех колоколен погибающего вдали»? Так эти двенадцать строк создал тот же поэт – Монах Варнава (Санин).Правда музыка - творение Игумена Иосифа (Дьяченко), который и исполняет - кстати, не только он.Потому песня эта не совсем бардовская в привычном понимании, но можно назвать её, наверное, песней Соборного Единства Церкви Православной, в душе Православия рождённой. На сим завершаем – словами Иеромонаха Романа о Белых Церквях:Белые церкви плывут в бесконечности,О, кладенцы неземной чистоты!Непокорённые граждане Вечности,Белые церкви, святые кресты.Вас не касаются запахи тленные,Этот октябрьский отчаянный пир.Белые церкви — твердыни Вселенныя,Не устоите — развалится мир.1423035473710На том русская душа зиждется, на том жизнь России, как на фундаменте, стоит.Автор – преподаватель колледжа Гайкова Нина Николаевна.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.