Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Дверник Ольга Геннадьевна

Использование нетрадиционных техник лепки в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

скачать документ

Вернуться назад

Использование нетрадиционных техник лепки в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения(Из опыта работы педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности в МБДОУ ДC № 400 (коррекционного вида), города Челябинска, Дверник Ольги Геннадьевны)Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путем совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.…Лепка – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Лепка является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенкаЯ работаю в МБДОУ «ДС № 400 г.Челябинска» для детей с различными зрительными патологиями (есть дети с инвалидностью и другими сопутствующими заболеваниями). Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны – создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему. Значение занятий лепкой для детей с нарушениями зрения состоит в комплексном воздействии на их развитие, а именно: повышение сенсорной чувствительности (тонкого восприятия формы, фактуры, цвета, веса, пластики); развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики синхронизация работы обеих рук.Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного. В современной практике существует проблема малого количества техник лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому я и решила практиковать нетрадиционные техники в дошкольном образовательном учреждении. Тема нетрадиционных техник лепки в настоящее время недостаточно изучена в педагогической литературе. Термин «нетрадиционный» применительно к технике лепки означает использование различных материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в лепке. Лепка нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает мышечную активность рук. Впоследствии это окажет позитивное влияние на овладение ребенком навыков работы с ручками, карандашами и ножницами. Во время лепки происходит познание ребенком окружающего мира с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства. Однако при работе с пластичным материалом дети имеют еще и уникальную возможность менять то, к чему прикасаются. Это напрямую связано с развитием интеллектуальных способностей. В процессе занятий с описанными материалами ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.На занятиях и в индивидуальной работе я использую разные нетрадиционные техники- это тестопластика, пластилинография, мозаика, пластилиновая живопись, холодный фарфор и тд. Для достижения большей выразительности использую разнообразный материал ( оргстекло, картон обклеенный скотчем, крышки пластиковые, бусинки, паетки, зубочистки…).Так же необходимо во время работы соблюдать определенные правила при проведении занятий для детей с нарушением зрения ( дети с сильными нарушениями сидят на первом ряду,схемы,образцы,иллюстрации должны быть размером не меньше а3 и в рамке темного цвета, у детей с слабовидящих перед глазами должна быть поставка со схемой , образцом…, дети перед занятием должны самостоятельно обследовать предмет при лепке с натуры)А сейчас я хочу поподробнее остановится на технике холодный фарфор. Эту технику я больше использую в индивидуальной работе.Холодный фарфор легкий в приготовлении и работе материал, не требующий за собой специального ухода. По своей консистенции холодный фарфор напоминает и пластилин, и полимерную глину. Но работать с крахмальным составом намного приятнее: в отличие от пластилина он не пачкает руки и рабочее место ребёнка, а в отличие от полимерной глины он стоит совсем недорого. Работать с ним совершенно безопасно. В его состав входят такие вещества, как крахмал(картофельный или кукурузный, рисовый или пшеничный), клей ПВА, вазелин , глицерин и лимонная кислота (по желанию). Если добавить какое-нибудь ароматическое масло (например, лаванда или апельсин) фарфор будет приятно пахнуть. Как видим, в состав холодного фарфора входят ингредиенты, которые мы повседневно используем как при работе в детском саду, так и в быту. Для создания поделки не нужно особых навыков скульптурной лепки, слепить из фарфора можно что угодно: животных, птиц, овощи, фрукты, цветы и т. п.. Он очень удобен в применении, работать с ним легко и увлекательно. Когда фигура из холодного фарфора сформирована, через некоторое время она застывает. Для этого ей необходимо от 1 до 5 дней. Всё зависит от толщины материала. Это придаёт ей прочность, устойчивость и долговечность. Пока поделка ещё не высохла, можно исправлять какие-то недостатки. Материал очень приятно держать в руках, он тянется, легко разрывается и соединяется, приятно холодит кожу рук, держит форму будущей поделки, очень послушен в лепке. Лепка из пластилина и лепка из холодного фарфора схожи, отличие лишь в некоторых свойствах( фарфор не липнет к рукам как пластилин, не плавится, в конечном результате поделка твёрдая и прочная). Соответственно, приёмы лепки используются такие же. Это следующие приёмы: отщипывание, разминание, сплющивание, скатывание , раскатывание, сглаживание, вдавливание, заострение, прищипывание, соединение при помощи клея ПВА(это отличие). Ребята знакомятся с холодным фарфором и его свойствами, с историей возникновения холодного фарфора, с приёмами лепки фигурок животных, цветов, создания композиций из отдельно вылепленных предметов (например, цветов),учатся совмещать разные материалы (улитка из холодного фарфора, а ракушка из макаронных изделий), применяют бросовый материал(проволоку для каркаса, камушки, пуговицы для украшения поделок), используют подручные средства (пенопласт для основы, зубочистки, коробочки).Для получения цветных изделий можно красить, как сам материал ( пищевыми красителями, гуашью, акриловыми красками) , так и готовое изделие.Холодный фарфор прекрасно подходит для создания развивающей предметно-пространственной среды группы своими руками. Дети лепят из него посуду и кондитерские изделия для кукол. Мы с детьми украшали своими изделиями группу, дарили их в качестве подарков, использовали в качестве атрибутов, игрушек,создавали коллективные пано, устраивали выставки. В конце учебного года мы неоднократно отправляли наши коллективные работы на конкурс «Искорки надежды (для детей с ОВЗ)» и становились лауреатами районного и городского, и областного уровней. Так же к празднику 75 – летия Великой Победы изготовили панно для участия в конкурсах (заняли призовые места), теперь работы стали украшением холла организации и радуют посетителей. Дети, освоив эту технологию, с удовольствием вовлекают в неё своих мам. По просьбам желающих был проведен мастер-класс с родителями «Холодный – форфор» , так же я провела мастер-класс для педагогов городского методического обьединения.Своеобразным итогом моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами была разработана программа кружка ''Маленькие волшебники'', направленная на создание условий для развития художественно-творческих способностей детей данных категории, через овладение приемами нетрадиционных способов лепки . Для реализации своего творческого потенциала детям с ОВЗ требуется большая социальная активность, смелость и фантазия. Целью моей работы с детьми с ОВЗ стало желание помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов, а также придать им уверенности в своих силах.Таким образом, творчество позволяет ребенку ощутить свою целостность, отражает внутренние переживания, усиливает чувство собственной важности и уникальности, позволяет успешнее выстраивать социальные связи, возникает ощущение внутреннего порядка и гармонии. Творчество позволяет снять внутреннее напряжение, бороться с негативными переживаниями, преодолеть робость и неуверенность в себе. Используя изобразительную деятельность, дети с ОВЗ учатся выражать свои чувства и эмоции. Данные техники развивают моторику, способствуют улучшению координации движений.Несмотря на то, что дети с ОВЗ имеют множество ограничений в различных видах деятельности, педагог способен найти наиболее подходящие возможности и способы воплощения детских идей. Социализация детей с ОВЗ с помощью лепки позволяет вовлечь и приобщить ребенка к образному восприятию и пониманию мира, который его окружает.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X