Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ольга Алексеевна Кирсанова

Проект "Великая Победа!"

скачать документ

Вернуться назад

Название проекта: «Великая Победа»Приоритетное направление: гражданско- патриотическое воспитание школьниковТип проекта: групповой, долгосрочный.Сроки осуществления проекта:Начало проекта- 01.09.2023г.Окончание проекта- 31.08.2024г.Участники проекта: Педагоги дополнительного образования МБУ ДО «Шолоховский ЦТ» и обучающиеся объединений.Возраст учащихся: 6-18 лет(обучающиеся МБУ ДО «Шолоховский ЦТ»)География реализации проекта: Шолоховский районРуководитель проекта: Кирсанова Ольга Алексеевна, педагог- организатор МБУ ДО «Шолоховский ЦТ»СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………....стр.3Проблема…………………………………………………………….стр.4Цель, задачи проекта, актуальность……………………………….стр.5Разработка проекта, формы работы, содержание………………....стр.6Этапы реализации проекта………………………………………....стр.6I этап реализации проекта…………………………………………..стр.6-9II этап реализации проекта………………………………………....стр.9-10III этап реализации проекта………………………………………...стр.10Реализация проекта………………………………………………….стр.11Библиография, источники информации……………………………стр.12ВВЕДЕНИЕ« В наследство – гордая память!»В прошлом веке наша страна пережила трагическое событие мирового масштаба - Великую Отечественную войну. Горькой страницей вошла она в жизнь каждой семьи. Народная мудрость гласит: забывший ошибки прошлого, рискует повторить их в будущем. Хранителями памяти о минувшей  войне были и остаются  ветераны . Но с момента Великой Победы прошло уже немало лет. Редеют ряды ветеранов, тех, кто прошел войну, защищая нашу Родину в те тревожные годы. Всё тоньше становится нить воспоминаний, связывающая наши поколения. Великая Отечественная война занимает особое место в нашей жизни и судьбе страны. И больше не было в русском народе столько любви к родной земле, самоотверженности, храбрости и геройству, сколько уложилось в эти четыре года. Много полегло солдат в борьбе, многие пали в первом же бою, так и не успев увидеть чистое небо после победы. Жестокая фашистская Германия не щадила никого и ничего: жгла, разрушала, убивала. Не могли простить ей этого русские люди. Опаленные годы, словно зарубцевавшиеся раны, уже зажили, но еще дают о себе знать. Хотя бы потому, что падает осенняя листва на памятник Неизвестному солдату, вдовы рыдают на братских могилах и красным, зажженным кровью погибших, горит вечный огонь - вечная память нашим героям.Всё дальше и дальше уходит от нас война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны - преданность своему Отечеству, а с другой - знание исторического прошлого. Эти знания необходимы подрастающему поколению, тем, кому передается эстафета истории. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Данный проект – это уникальная возможность для обучающихся из первых уст узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения ее сыновей. Только лично соприкасаясь с опытом людей, пережившими военное лихолетье, подрастающее поколение сможет представить факты фронтовой жизни армии и тыла, труда на пределе человеческих сил. Такие встречи формируют истинный патриотизм: появляется гордость за дела наших дедов и прадедов, искреннее желание быть похожими на них. Воспоминания ветеранов необходимо сохранить для того, чтобы не прервалась связь поколений. Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как весь систематизированный и структурированный собранный материал о ветеранах Великой Отечественной войны, поможет лучше узнать исторической прошлое суровых лет подлинной истории родного края.ПРОБЛЕМАК сожалению, события настоящего времени в образовательном и культурном пространстве России подтверждают очевидность все более заметной утраты воспитания чувств патриотизма. Ситуация, сложившаяся в России за последние годы необычна. Идет спонтанный поиск нравственных и духовных ориентиров. Тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее подрастающего поколения. Наблюдается низкий уровень гражданской активности и патриотического сознания у подрастающего поколения, готовности к социальному взаимодействию. В результате повсеместно стало наблюдаться отсутствие сознание собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитее чувство патриотизма, персональной ответственности за будущее страны. Нет должного внимания подрастающего поколения к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям. Слабая краеведческая осведомленность молодежи, недостаточное знание истории страны, родного края, в том числе истории Великой Отечественной войны, не может не вызывать тревогу.  ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТАПроект «Великая Победа» направлен на изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны, ее участников-ветеранов, сбор документальных материалов. Жизнь прошлых поколений содержит героические и трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических корней. Молодежь должна быть воспитана на позитивных примерах своих земляков, хранить память и стремиться быть достойными старшего поколения. Создание «Книги памяти» направлено на глубокое осознание и постижение великого подвига советского народа через изучение фактов жизни ветеранов-односельчан, переживших войну. Возвращение из небытия имен и судеб, пропавших без вести, увековечение имени каждого участника Великой Отечественной войны. «Никто не забыт, и ничто не забыто!».Гипотеза: совместный труд школьников, педагогов, родителей, администрации, общественности при создании «Книги памяти» будет способствовать формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения.Объект исследования: судьбы земляков, прошедших суровое испытание войной, выстоявших в тяжелых сражениях.Методы исследования: интервью с участниками войны, их родственниками. Анализ документальных источников военной поры. Обработка информации сайтов в Интернете.Цель проекта:создание «Книги памяти» и «Уголка Славы» об участниках Великой Отечественной войны Шолоховского района в электронном и печатном варианте. Сохранение исторической памяти, преемственности поколений через поисковую исследовательскую деятельность.Задачи проекта:Разработать собственный вариант решения проблемы. 2. Расширить круг интересов учащихся о героическом прошлом наших земляков-ветеранов В.О.В. через сбор документальных материалов. 3.Изучить нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов гражданского и патриотического воспитания подростков. 4. Собрать необходимую информацию по проекту, включая СМИ. 5.Оформить Уголок Славы. 6. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, оказывая должное внимание и посильную помощь.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВыбор темы исследования предопределен ее актуальностью и социальной значимостью. Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. Горько, когда память о былых свершениях, жертвах и победах, память, которая могла бы сделать сильнее духом многих и многих, уходит в небытие. Результативнее узнать о войне в результате собственной поисково-исследовательской работы, непосредственно обратившись к участникам войны, их родственникам, документам военных лет, ресурсам Интернета. Перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов, оставшихся в живых. Проект предусматривает знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны, добровольческую деятельность учащихся, сознательную службу обществу, формирование активной гражданской позиции. Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении духовности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно связывается с формированием общечеловеческих чувств, необходимых для возвышения к общепринятым ценностям.РАЗРАБОТКА ПРОЕКТАВыбор проблемы.Сбор информации.Разработка плана действий.Реализация плана.В основе работы над проектом является четкое планирование и распределение обязанностей среди его участников. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей. ФОРМЫ РАБОТЫВстречи с ветеранами, участниками боевых действийТематические вечера,Обзор книжных выставокЭкскурсия в музеиУроки мужестваБеседы, викторины, конкурсыБлаготворительные акцииКонкурсы рисунков, сочиненийТематические и виртуальные экскурсииРабота с Интернет-ресурсамиСоздание презентаций, видеофильмовСОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТАДеятельность по проекту проводилась в 3 этапа:I этап – подготовительныйПредварительная работа по проекту началась в сентябре месяце с создания проектной группы «Патриот»,включающей в себя инициативных школьников. Совместно с руководителем проекта составили план мероприятий с последующим распределением обязанностей и участия. На данном этапе в результате анкетирования была выявлена проблема, на решение которой было направлено дальнейшее содержание проекта. Затем проводился социологический опрос населения, в котором приняли участие 85 респондентов. Далее прошло анкетирование, где были задействованы учащихся 5-11 классов. Социологический опрос показал, что-  в семьях знают  о родственниках, участниках ВеликойОтечественной   войны  -  52 %- не знают   – 28%- хранят семейные реликвии военных лет – 16%- уверены в необходимости создания «Книги Памяти» – 100%По результатам опроса группа сделала следующие выводы:- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном школьники;- небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото, награды и др.)- все респонденты уверены в необходимости создания «Книги памяти», т.е. хотели бы сохранить память о родственниках и земляках на долгие годы.Знакомство с законодательной базой началось с изучения  нормативных документов. И первым документом, к которому мы обратились, была  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ». Патриотизм в программе  назван   «стержневой духовной составляющей России» -  Программа направлена на формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.  Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. Главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;- воспитание гордости за Российское государство;- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;- воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. Системой мер по  развитию научно-теоретических и методических основ  патриотического воспитания предусматривается:- продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы и др.Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), т.е. законодательно закрепила главное в его деятельности - социальную политику и социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержание указанной нормы. В юридической науке под социальным государством понимается государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающеекаждому человеку и народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась Российская Федерация.Особым объектом приложения усилий социального государства являются ветераны. Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.Вывод: Государственная  Программа  «Патриотическое воспитание   граждан   Российской Федерации " дает полное основание, что государство обеспокоено гражданской и патриотической позицией молодого поколения.  Государство делает все, чтобы молодежь осознала свой гражданской и патриотической долг во всех формах его проявления.  Итак, изучив Конституцию РФ, «Закон о ветеранах», «Программу патриотического воспитания»  и другие документы мы пришли к выводу, что  наши действия по реализации проекта опираются на нормативно-правовую базу и не противоречат закону.     1. Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.     2. Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.    3.  Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.     4. Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.5.Военно-патриотическое молодежное или детское общественное объединение (военно-патриотический клуб) - созданное по инициативе граждан добровольное,самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности военно-патриотическое воспитание молодежи.Вывод: В Шолоховском районе, также как и в Российском государстве в целом, уделяют большое внимание патриотическому воспитанию граждан, в первую очередь молодежи.В Центре творчества большое внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию. Основными целями воспитания являются:- воспитание гражданственности,- уважения к правам и свободам человека,- любви к окружающей природе, родному краю, семье…    Вывод: изучив материалы СМИ, мы пришли к выводу, что  статей о Великой Отечественной войне достаточно много, но о ветеранах нашего района очень мало. Поэтому нам самим нужно собрать интересующую нас информацию по проекту.    В своей поисковой работе мы активно использовали возможности Интернета. В частности, работали на следующих сайтах:1.Сайт «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы»http://1941-1945.at.ua/_fr/7/3526879.jpeg2.        В 2011 году в Интернете появился еще один замечательный проект - Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа вВеликой Отечественной войне» http://www.podvig-naroda.ru/3.  Сайт, где можно найти информацию о советских военнопленных - Центр документации (ЦД) – научно-исследовательское учреждение при Объединении Саксонские мемориалы в память жертвам политического террора.4.Объединенная База Данных «Мемориал»www.obd-memorial.ruТаким образом,  работа в сети Интернет помогла нам собрать информацию о наших земляках – это списки погибших и раненных, наградные листы, места захоронения. К сожалению, мы не смогли получить полной информации о наших ветеранах из-за ее отсутствия.Работа проекта имела и практическую направленность. Это встреча с ветеранами и оказание им посильной помощи. Интервью с ветеранами помогло нам открыть то существенное, что невозможно получить из учебников и книг по истории и в целом ярче и эмоциональнее отнестись к событиям военной истории России, к судьбе ветеранов, живущих рядом. II этап – основной На данном этапе прошел сбор информации и документальных материалов о ветеранах-земляках, систематизация полученных данных. Это военные билеты, красноармейские книжки, орденские книжки, наградные листы, фронтовые письма, фотографии. Документы военного времени представляют особую ценность. А порой показывают нам какую-нибудь особенность фронтовой жизни. Используя ресурсы Интернета, мы обратились за помощью к нашим односельчанам, родственникам ветеранов, чтобы уточнить фамилию, имя, отчество по безымянным фотографиям. Проект предусматривает внеклассные мероприятия, конкурсы по гражданско-патриотическому воспитанию. Продолжалась работа по сбору материала, его копированию, сканированию. Создан электронный архив по проекту.III этап – заключительный Систематизируется весь накопленный материал за предыдущий период. Продолжается интенсивная работа участников проекта с Интернет-ресурсами. Составлен план работы. Проектная группа представила материал биографических данных ветеранов В.О.В.Сведения о наших ветеранах-односельчанах будут размещены в брошюре «Нам «Отвагу» за храбрость вручила страна».К сожалению, не о всех ветеранах нами собран материал. Особенно, что касается биографических данных, фото. Продолжается работа с Интернет-ресурсами. Систематизируется материал для портфолио по проекту (распечатка текста, фото, документального материала, ксерокопии грамот и т.д.)Реализация данного проекта, точнее его продукта - создание «Книги памяти» невозможна без спонсорской поддержки.УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТАРабота в данном направлении предполагает устойчивость и дальнейшее продолжение. Материал «Уголка Славы» и «Книги памяти» будет пополняться, видоизменяться. Многое еще предстоит сделать. Выявлены не все автобиографические данные участников Великой Отечественной войны нашего села. В дальнейшем планируется разработка нового проекта, направленная на недостающий сбор материалов. Продолжит свою деятельность отряд волонтеров. Весь собранный материал по проекту будет использоваться учащимися лицея, педагогами при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, проектной деятельности. «Книга памяти» займет свое достойное место в музее Воинской Славы, на празднование Победы 9 Мая будет вручена близким родственникам ветеранов. Планируется создание на базе нашего лицея структурного подразделения «Гражданин».ВЫВОДЫТаким образом, на современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность быть активными участниками личностно-значимой и социально-активной деятельности, что способствует формированию патриотических качеств личности.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА№п/пМероприятиеМесяц1.Акция «Герои Отчизны»декабрь2.Конкурс рисунков «Маленькие радости суровой войны: Новый год на фронте и в тылу»декабрь3.Поисково- исследовательская работа по созданию Книги Памяти Шолоховского районаянварь4.Акция «Блокадный хлеб»январь5.Акция «Героический Сталинград»февраль6.Создание презентаций «Города-герои» февраль7.Челлендж о войне ( стихов, песен)февраль8.Фестиваль детских хоровых коллективов « С этой песней мы победили»март9.Флешмобмарт10.Акция «Помощь ветеранам»апрель11.Автопробег «Отдавая памяти долг»апрель12.Флешмоб «9 мая»апрель13.Акция «#окна Победы»апрель14.Акция «Голубь мира»апрель15.Всероссийская акция «Читаем детям о войне»май16.Акция «Георгиевская ленточка»май17.Информационное мероприятие « Дети войны»май18.Акция « Мы победили!»май19.Акция « Поздравь ветерана»май20.Флешмоб «Звезда Героя»май21.Акция «Спасибо за мир!»май22.Акция «Голос Победы»май23.День памяти и скорби «Зажгите свечи»июнь24.Фотовыставка «Солдаты Победы»июнь25.Конкурс видеороликов «Моё детство-война»сентябрьБиблиография1 Конституция Российской Федерации (ч.1., ст.7). 2.Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. 3. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания. // Воспитание школьников. - 2008. - №6. - С.3-12. 4. Александрова, А. Л. Проект "С чего начинается Родина?" // Справочник классного руководителя. - 2008. - № 3. - С.57-65. 5. Батищева, О. А. Великая Отечественная война. Какая она? // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.12-14. 6. Батракова, И. А. Сценарий конкурсно-развлекательной военно-патриотической программы "Готов служить России". // Классный руководитель. - 2008. - № 2. - С.102-108. 7. Власов, Ю. А. Музей боевой славы - центр патриотического воспитания // Начальная школа. - 2009. - № 5. - С.14-16. 8. Воспитательная работа в семье и образовательном учреждении: практические материалы. // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С.1-31. 12. 9. Гамбург, Е. Я. Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами историко-краеведческого факультативного курса // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С.24-30.Интернет-ресурсы1.http://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-patrioticheskomu-vospitaniyu2.http://kvarkenoroo.ucoz.ru/index/informacija_po_patrioticheskomu_vospitaniju/0-573.http://aplik.ru/10-klass/statia-po-patrioticheskomu-vospitaniiu/4.http://kniiran.ru/index.php/78-informaciya/99-patrioticheskoe-vospitanie-sovremennoj-molodezhi5. http://1941-1945.at.ua/_fr/7/3526879.jpeg6.  htwww.obd-memorial.ru7. tp://www.podvig-naroda.ru/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X