Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бобкова Ольга Александровна

Предметно-пространственная среда ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группеПредметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учетом Основных требований к организации развивающей предметно-пространственной среды заложенных в ФГОС : она трансформируема, полифункциональна, вариативна.Безопасностна: в группе созданы все условия для безопасного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Вся мебель экологична и безопасна. Шкафы во всех помещениях группы прикреплены к стенам. Игрушки также имеют гигиенические сертификаты. Также размещение мебели не противоречит правилам противопожарной безопасности.Доступна: все игрушки, игры, материалы в уголках расположены в поле зрения и на уровне роста детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Игровые материалы переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте).Насыщена: в нашей группе мы постарались создать все условия для всестороннего развития наших детей. Материалы и оборудование систематизировано и расположено в игровых центрах. Оформление и оснащение уголков меняется в соответствии с возрастом, тематическим планированием, а главное, с интересами и возможностями наших воспитанников. Самую большую площадь группы занимает активная зона, которая включает в себя: "Центр двигательной активности", "Центр театра и музыки", "Центр игры" ("Дом-семья", "Больница", "Супермаркет", "Центр конструирования", "Центр безопасности".В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «Мастерская» с сундучком инструментов, набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок. Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистками, модницами. В игровом центре для них: сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр "Больица", "Салон красоты", "Супермаркет", "Дом-семья"."Центр конструирования" сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержимым строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Имеются:конструкторы разного размераобразцы построек различной сложностимелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животныхнастольный конструктор (мелкий)напольный пластмассовый конструктормашинки, светофорразные виды мозаики"легоВ центре происходит возведение крупных и малых игровых построек.Ребята самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра дает возможность детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Данный центр расположен вблизи "Центра игры", что позволяет использовать постройки в играх."Центр безопасности" отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он расположен рядом с "Центром игры" и "Центром конструирования" и оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми:макет проезжей частимакет светофора, дорожных знаковиллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты, опасные ситуациинаглядно-дидактические пособиятранспортплакаты «Пожарная безопасность для детей», «Будьте осторожны на дорогах»Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место для свободного построения игрового пространства.Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.В центре «Музыки и театра» дети занимаются театрализованной деятельностью, используя разные виды театра. Здесь же включается использование музыкальных инструментов. В этой деятельности формируются выразительность, эмоциональность, самовыражение. А на подиуме-сцене дети чувствуют себя настоящими артистами, актерами.Здесь размещаются:- ширмы;- различные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой, маски, шапочки, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации);- музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, бубны, трещотки, колокольчики, дудочки, свистульки, погремушки, ложки);- иллюстрации музыкальных инструментов;- музыкально-дидактические игры;- аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора;игрушки-самоделки- коллекция дисков со сказками.Весёлые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используем во время режимных моментов.В рабочей зоне организованно пространство для познавательно-исследовательской деятельности - центр «Опытов и экспериментов». Наличие данного центра помогает наглядно продемонстрировать детям элементарные законы природы, физические явления, свойства предметов. Здесь ребенок получает ответы на вопросы, не просто посмотрев в опыт в книге или его иллюстрацию, но и почувствовать, потрогать, понюхать, смешать, перелитьЦентр «Опытов и экспериментов» представлен многообразием коллекций (почва, песок, камни, минералы, семена, крупы). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупа, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, ёмкости для измерения, пересыпания, хранения, трубочки для продувания, волшебный мешочек, подносы, набор для экспериментирования с водой (плавающие и тонущие игрушки и предметы : губки, дощечки, предметы из пластмассы, дерева, резины, металла, набор для экспериментирования с песком (формочки, совочки, грабельки, ведёрки,мыльные пузыри др. Деятельность в данном центре осуществляется под руководством воспитателя. Центр расположен в непосредственной близости от «Центра природы».В «Центре природы», который знакомит детей с доступными явлениями природы. Дети наблюдают за объектами природы, ведут календарь природы, ухаживают за огородом на подоконнике, где выращивают рассаду цветов и овощей.«Центр природы» содержит в себе: различные виды комнатных растений на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения; инструменты по уходу за этими растениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют :серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир»муляжи овощей и фруктовнабор «домашние и дикие животные»семена цветочных растенийиллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растенияиллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод,иллюстрации животных, насекомых, птиц, овощей, фруктовсхемы, изображающие цепи питанияВажным составляющим центром природы является календарь природы и погоды, дневники наблюдений, схемы по уходу за растениями.В центре «сенсорного и математического» развития располагаются дидактические, настольно-печатные игры, познавательный материал, конструкторы.В спокойной зоне, для спокойной по преимуществу деятельности, организованы такие центры, как «Библиотека» с подборкой художественных текстов по возрасту с хорошими иллюстрациями, сезонная литература, здесь также находятся книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы; центр «Космос»; центр нравственно-патриотического развития «Наша родина - Россия», где дети знакомятся с национальной культурой России.Центр «Наша родина - Россия». Попутешествовать с детьми по родной стране, познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, узнать, на что дошкольник имеет право, помогает ярко и эстетично оформленный стенд под общим названием "Я живу в России".В центре размещены материалы:портрет президента нашей страныфлаг Россиифлаг города Гурьевскафотографии нашего городадетская энциклопедия о Россиииллюстрации «Народы России»куклы в национальных костюмахглобусматрешкиСодержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых тем. Центр расположен вдали от «Центра игры».Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Времена года», «Расскажи о себе».Еще одна возможность выразить индивидуальность ребенка оформление стены к праздникам. Используется для демонстрации личных достижений воспитанников, выставках рисунков дошкольников, работы детей посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ, выполненных в нетрадиционной технике (карвинг, бумажная пластика и т. д.).Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе создан «Центр творчества», создан по принципу доступности и мобильности. Ребенок проявляет самостоятельность и инициативу в придумывании содержания, подборе материала, использовании разнообразных средств художественной выразительности.В центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации:бумага разной формы и цветакартонтрафаретыкраски, гуашькистиклейцветные и простые карандаши, фломастерысалфеткиножницыраскраски для девочек и мальчиковпластилинпалитрацветные и восковые мелкидощечки для лепкиёмкости для промывания ворса кисти от краскизаготовки для рисования, вырезанные в какой-либо формесхемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев) элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания.К данному центру имеется свободный доступ. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой. «Центр двигательной активности» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагога и родителей) :мячи разных размеров по количеству детейсултанчикидорожки массажныедоска гладкаяатрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)«кирпичики» для перешагиванияиллюстрации с видами спортасхемы выполнения упражненийДанный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Для дежурства по столовой в группе есть "Центр дежурства", где дети сами видят, кто дежурный. В данном центре имеется график дежурства, специальные фартуки и колпачки для дежурства.В приёмной находится информация для родителей:памятки, рекомендации, консультации для родителейо форме построения воспитательно-образовательного процесса в детском садуфотографии, повествующие о жизни детей в ДОУ и за его пределами, наши достижения, творческие работы детей.Развивающая предметно-пространственная среда моей группы не построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X