Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Долженко Марина Александровна

Логико – математических игр как средство развития логического мышления дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

Логико – математических игр как средство развития логического мышления дошкольников.Формирование математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс. Основная его цель — всесторонне развитие детей, развитие у дошкольников мыслительных способностей.Математическое развитие ребенка не сводиться только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще развитие способности видеть. Открывать в окружающем мире свойства, отношения, умение их «конструировать» предметами, знаками, символами.Познавательное развитие, в соответствии с ФГОС предполагает развитие интересов детей. Формирование познавательных действий, составление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также — это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников — внимание, память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умение и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится умение сравнивать, анализировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. А развитие логического мышления целесообразнее всего в русле математического развития.В начальной школе курс математике вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Таким образом, проблема логико-математического развития, и готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период. Нужно готовит ребенка соответствующим образом. Игра — естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.Логико- математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов меры (размер, масса), моделей образов, накоплению логико-математического опыта, овладению способа познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счётом.Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получит результат: собрать, соединить, измерить. Проявить инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию активно не отвлекаясь действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически. Незаменимым материалом для логико-математического развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Наряду с логическими блока применяем кодовые карточки на которых условно обозначены свойства блоков. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодирование свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умение декодировать информацию о них.Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.Литература1.. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры.- Минск, 19772. Грачева З.А. (Михайлова). Использование логических задач в умственном развитие дошкольников// Дошкольное воспитание. - 1975.- №11.3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.- Спб., 1999.4. Носова Е.А, Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников.- Спб, 1999.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X