Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Демидова Валентина Николаевна

Психолого - педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО.

скачать документ

Вернуться назад

Психолого - педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО.Социальный педагог МКДОУ БГО Детского сада №1 Демидова В.Н. Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это, в свою очередь, преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС дошкольного образования. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.Факторы социального риска в семье:социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, как не странно, но сверхвысокие доходы также являются фактором риска);медико - социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);социально - демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);психолого - педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры). Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом поможет взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, его способности. Окажет помощь в формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, перед дошкольным учреждением стоит цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.Задачи:содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) о закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;формирование доверия родителей (законных представителей) к психологической службе ДОУ.Поставленные задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми проводятся:- мастерские «Права ребенка и Права родителей», «Профилактика личностных расстройств детей дошкольного возраста», «Психологический портрет ребенка»;- групповые консультации с целью помочь родителям справляться спроблемами, возникающими при воспитании детей;- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, связанным с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость) ;- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».- игровой тренинг, дает наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений.   Очень интересные занятия для родителей и детей по программе «Игровой тренинг по сценариям русских народных сказок» Г. И. Репринцевой. Они направленны не только на коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер дошкольников, но и на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, умении лучше понимать и принимать своего ребенка.Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком,возможность вступить с ребенком в тесный контакт.Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. На занятиях много игр. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки. Он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.Родители, наблюдая за ребенком, по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Участие родителей в игровом тренинге способствует лучшему пониманию ими своего ребенка.На занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется. На занятиях отводится время на развитие творческого и эффективного мышления, уделяется внимание раскрепощению живой души, выявлению эмоциональности, непосредственности, открытости, творческого потенциала и эмпатии детей. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся в реальную жизнь.Результатами психологического сопровождения дошкольников являются:повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей;согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, педагога-психолога, детей, их родителей);улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;гармонизация детско-родительских отношений;содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно при условии сотрудничества родителей с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.Литература:А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер «Стили семейного воспитания»Бодалев А. А. «Психология межличностных отношений»Дружинин В. Н. «Психология семьи»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X