Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Железняк Альбина Евгеньевна

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Живая графика

скачать документ

Вернуться назад

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ Автор (фамилия, имя, отчество полностью) Железняк Альбина ЕвгеньевнаМесто работы (полное наименование ОУ, город, область), должностьГБОУ Московской области «Хотьковская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , учитель-логопед Внеурочная деятельность, (ФГОС для обучающихся с ОВЗ.)Коррекционно-развивающая область Класс1 класс ( 1 доп. ; 1 -4 классы) дети с ТНРНазвание материалаРабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речиВид ресурса Тип Календарно-тематическое планирование – 33 часаНазвание темы или раздела внеурочного курса «Живая графика»УМК, авторы образовательной программы УМК: Авторская Планируемые образовательные результатыПредметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): обучающиеся получат возможность обогащать, систематизировать и актуализировать словарный запас, работать над техникой воспроизведения текстовой информации , используя приемы мнемотехники Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать познавательную задачу , отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения ; вступать в речевое общение, развивать практико-исследовательскую культуру: использовать научные методы познанияЛичностные :  проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, социализации личностиЦель, задачи Цель: создать условия для формирования и развития связной речи обучающихся; воспроизведения текстовой информации , используя приемы мнемотехники Задачи: - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;- формирование монологических способностей, программирования высказываний, составления рассказов и пересказов, заучивания стихотворений (перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы и образов в абстрактные символы).11.Методы и формы обучения Коррекционным средством при обучении связной речи младших школьников с ТНР служат приёмы мнемотехники, облегчающие эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций12 Среда, редактор, в котором выполнен продуктMicrosoft Word 2010 ( практический материал возможно выделить и перенести при составлении презентации или распечатования) 13.Необходимое оборудование и материалы для занятия Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы , в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)14.Как реализуется на занятие (время и место, форма использования) Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Младшие школьники с ТНР испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти символы– рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.Работа над стихотворениемМнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.Работа над составлением мнемотаблицы связного рассказа.Ребенку предлагается чистый бланк - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать . Ребенок рисует картинки на собственном бланке. Получившаяся наглядная схема и является планом самостоятельного речевого высказывания. В мнемотаблице используются отработанные символы-рисунки, обозначающие различные признаки или действия предмета, явления или процесса ( образ слова – значок –символ).15.Краткое описание, методические рекомендации по использованиюДанная программа используется во внеурочной коррекционно-развивающей работе для детей 1 класса с ТНР, рассчитана на 33 часаСодержаниеВводные занятия «Времена года» -4 часаЛексическая тема «Осень»-5 часовЛексическая тема «Зима» –9Лексическая тема «Весна»-7Лексическая тема «Сказки»-8Во время занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют рассказы, пересказывают рассказы, практически на любую тему. Намного быстрее с помощью мнемотаблиц заучивают стихотворения, отгадывали загадки, тем самым обогащают свой словарный запас. Данная коррекционная работа не только способствует развитию и совершенствованию связной речи, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности.Использование приемов и методов мнемотехники позволяет детям первоклашкам овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; развивает интерес и потребность в чтении и восприятии стихов, загадок.16.Список используемых источников1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.2. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 6-7 лет. Москва, 2005.3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.Календарно – тематическое планирование№ заня-тияНаименование разделов и темОсновные видов деятельности ученика Плановые срокиФактичес-кие сроки (коррекция)Введение – 4 часа1Вводный урок. Что такое « мнемо…» мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица? Слово- образ. Графический знак(рисунок)- символЗнакомятся с понятиями « мнемо…» «мнемотехника» - мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблицаУчатся различать слово- образ: девочказначок (графический рисунок) – символ;рассматривать символ и называть то, что изображено; заменять слова, словосочетания символами: домик — , волк — , медведь — «большая машина» - зарисовывать предметы и явления природы; слова: лес, пляж, ваза, вкусно, страшно, весело, горячий, солёный, кислый, море, привет, золото. составлять мнемоквадраты: кодировать и воспроизводить слова и словосочетания по своим условным обозначениям.фиксировать полученный результат в доступной графо- схематической форме:Алгоритм процесса одевания 2Практикум - перекодировкаМнемоквадрат: Слово: образ – символ,символ – образ;Словосочетание: образ – символ,символ – образ. .3Практикум – перекодировка.1)Мнемодорожка - предложение. 2)Предложение –мнемодорожка3) Текст - мнемотаблица1.Рассматривают символы, заменять символы словами, словосочетаниями2.Составляют предложения по мнемодорожкам3.Кодируют сочетания слов, ключевые слова в предложении значками-символами, зарисовывают мнемоквадраты4.Составляют из мнемоквадратов мнемодорожки 5.Фиксируют полученный результат в доступной графо- схематической форме «Маленькая девочка стоит.» 6.Называют сочетания слов по своим символамиЗапоминают и воспроизводят предложения по условным символам. Мнемоквадраты. Мнемодорожки. Миша пошел в лес.Под соснами, под елками бежит мешок с иголками. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке7. Составляют мнемотаблицу по текстуМиша пошел в лес.Мальчик нашел в лесу опятаМама сварила суп из грибов.Миша любит суп из грибов4.«Времена года»Загадки – мнемотаблицы Осень1.Рассматривают мнемотаблицу2.Слушают загадкуЛистья быстро пожелтелиИ на землю полетелиТак бывает раз в годуА когда? Я не пойму …(осень)3. Отгадывают загадкуЗимаСколько снега навалило!Стало чисто и светлоИ мороз почти до слезУщипнул меня за нос.Знать уже пришла самаНастоящая …(зима)ВеснаВдруг чирикнул воробейПосле зимней стужи.Солнце ярче и теплей,На дорожках лужи.Вся застывшая природаПробудилась ото сна. Наступает непогода-Это к нам идет …(весна)ЛетоСлышно пенье комаров,Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето,Всех зовет купаться…(лето)Лексическая тема “Осень” – 5 часов5Осень.Работа с мнемоквадратами 1 Активизируют и обогащают словарь по лексической теме.2.Кодируют и воспроизводят слова по своим условным обозначениям на тему «Осень» ( дождь, листопад, тучи, облака, овощи, фрукты, птицы, деревья, грабли, лопата, метла , дуть, идти, желтеть, опадать, копать, собирать, улетать, перелетные, холодно, солнечно, дождливо, облачно и т д)3.Заменяют слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывают предметы и явления природы4.Составляют модельные схемы -мнемоквадраты, мнемодорожки о сезонных изменениях для создания словосочетаний, предложений, монологов, построения рассказов 6«Осень» Составление рассказа по теме по мнемотаблицеОсеньНаступила осень. Солнце скрылось за тучами. Часто идет дождь. Дует холодный ветер. На деревьях желтеют листья. Листья покрывают землю красивым желтым ковром.7Составление рассказа-описания «Мой любимый овощ . Мой любимый фрукт» с последующим зарисовкой образа 1.Выбирают образ ( овощ или фрукт)2. Рассматривают мнемотаблицу3.Осуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают образ в символ4. Описывают выбранный образ с опорой на мнемотаблицу4.Рисуют графические схемы по описательному рассказу (перекодировка).Алгоритм зарисовки 8Е. Трутнева «Осеннее утро» Заучивание стихотворения по мнемотаблице1.Слушают чтение текста учителем – логопедом ( 2 раза)Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах: это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем. Под ногами шелестят и летят, летят, летят… Пролетают паутинки с паучками в серединке и высоко от земли пролетели журавли. Всё летит… Должно быть, это улетает наше лето2.Указывают непонятные слова , работают над их значением3.Рассматривают таблицу и разбирают того, что на ней изображено4.Осуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают символ в образ5.Слушают отдельно каждую строчку стихотворения.6.Повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.7.Выбирают нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа8.Рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу9Л. Симонова «Грибочек» Рифмованный рассказВосстановление деформированного текста и мнемотаблицы 1. Читают текст мнемодорожки2. Рассматривают изображения мнемоквадратов3. Осуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают образ в символ4.Выбирают нужные элементы мнемодорожки и текста5. Собирают мнемодорожки в единую логико-графическую цепь- мнемотаблицу10А. Плещеев «Осень»Восстановление деформированного текста по мнемотаблицеЗаучивание стихотворения 1.Рассматривают таблицу и разбирают того, что на ней изображено2.Читают деформированный текст 3.Осуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают из символа образ4.Выбирают нужные элементы мнемодорожки и текста5. Собирают текст в единую логико-графическую цепь с опорой на мнемотаблицу6.Отрабатывают запоминание текста Лексическая тема “Зима” – 9 часов11Зима.Работа с мнемоквадратами и мнемодорожками 1 Активизируют и обогащают словарь по лексической теме.2. Кодируют и воспроизводят слова по своим условным обозначениям на тему «Зима» ( снег, лед, снегопад, хлопья, лыжи, санки, коньки, птицы, кормушка, снежки, снеговик, елка, хлопушка, замерзать, кормить, играть, одеваться, лепить, катать, снежный, ледяной, елочный, новогодний, морозный, зимующие холодно, морозно и т д)3.Заменяют слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывают предметы и явления природы4.Составляют модельные схемы -мнемоквадраты, мнемодорожки о сезонных изменениях для создания словосочетаний, предложений, монологов, построения рассказовСоставление предложений о зиме по мнемодорожкамНаступила зима. Небо скрыто темными тучами. Часто идет холодный снег. Дети играют на улице. Лепят снеговика, катаются на коньках и санках.12Скороговороки .Заучивание по мнемодорожкам и мнемотаблицам1.Слушают чтение скороговорки учителем-логопедом2.Разбирают под руководством учителя-логопеда каждое слово, отрабатывают звуки, для легкости произношения.3. Проговаривают медленно, отрабатывают артикуляцию4. Заучивают скороговорку, с опорой на мнемодорожки5. Произносят заученную скороговорку с разной интонацией, с разной силой голоса.1, У Сашки в кармашке шишки да шашки.2.Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.3.Крошка Матрешка потеряла сережки,Сережки Сережка нашел на дорожке. 4.У ворчливой Варющки пропали варежки, Варежки пропали у ворчливой Варющки. 5.Сорок сорок, в короткий срок съели сырок. 6.Смотрят подсолнушки на солнышко,А солнышко на подсолнушки.7. 8. 13.Игра “Снежная куча”.Составление мнемотаблицы1 Слушают чтение каждой строки Есть слово ласковое, маленькое – снежок.Есть слово длинное – снегопад.Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.Есть слово – цветок – подснежник.Есть слово - птица - снегирь.1.Заменяют ключевые слова в предложениях значками-символами; 2. Осуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают образ в символ3.Рисуют графические символы по содержанию описательной строки4.Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют мнемотаблицу «Снежная куча». 5. Комментируют «снежную кучу» родственных слов14“Здравствуй, зимушка-зима!”Пересказ текста по мнемотаблице1.Слушают чтение учителем-логопедом текста с демонстрацией опорных картинок.Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!2. Слушают повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.3. Отвечают на вопросы по содержанию4. Пересказывают текст своими словами с опорой на мнемотаблицу17Текст «Зима» Восстановление деформированной мнемотаблицы по тексту .1.Читают текст «Зима» ( текст у каждого ребенка)Зимой часто идёт снег, солнце светит мало. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. Люди зимой делают кормушки для птиц. Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.2.Выбирают нужные элементы -мнемодорожки 3.Располагают их последовательно в единую модельную цепь – мнемотаблицу4.Используют мнемотаблицу как план пересказа5.Закрепляют текст путем неоднократного повторения с опорой на восставленную мнемотаблицу6.Воспроизводят мнемотаблицу по памяти.18В. Егоров «Снеговик» Н.Нищева “Ёлочка З Александрова «Дед Мороз» Составление мнемотаблиц по тексту коротких стихотворений Заучивание.1.Читают текст 2.Кодируют и воспроизводят слова по своим условным обозначениям3.Заменяют значки-символы ключевые слова значками-символами предложениями4.Составляют мнемодорожки 5.Воспроизводят мнемотаблицу6.Используют мнемотаблицу для пересказа и заучивания стихотворенияСнеговикДавай дружок, смелей, дружок,Кати по снегу свой снежок –Он превратится в толстый ком,И станет ком снеговиком,Его улыбка так светла!Два глаза… шляпа… нос…метла…Но солнце припечёт слегка –Увы! – и нет снеговика. «Елочка»Перед нами ёлочка:Шишечки, иголочки.Шарики, фонарики,Зайчики и свечки,Звёзды, человечки.«Дед Мороз» Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам ёлочку принёс,А на ней фонарики,Золотые шарики,Дед Мороз, Дед Мороз,Деткам сладости принёс,Вафли ароматные.И конфеты мятные.19 Рассказ о зиме по серии мнемотаблиц1.Составляют короткий текст по мнемотаблицам2.Заменяют значки-символы ключевыми словами предложениями; 3.Составляют из мнемодорожек мнемотаблицу4.Используют мнемотаблицу как план пересказа.Лексическая тема “Весна» - 7 часов20Весна Работа с мнемоквадратами и мнемодорожками 1 Активизируют и обогащают словарь по лексической теме.2.Кодируют и воспроизводят слова по своим условным обозначениям на тему «Весна» ( капель, сосульки, ледоход, проталина, подснежник, космос6 ракета, таять, набухать, распускаться, цвести, расти, прилетать, светить, животные, теплый, солнечный, весенний и т д)3.Заменяют слова, словосочетания, ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывают предметы и явления природы4.Составляют модельные схемы -мнемоквадраты, мнемодорожки о сезонных изменениях для создания словосочетаний, предложений, монологов, построения рассказовНастала теплая весна. Греет яркое солнышко, журчат ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зеленая травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелетные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.21Е. Серова “Весна – красна” Практикум. Самостоятельное заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицуАлгоритм заучивания – по запросуВесна – краснаТы, весна, весна - красна,Что с собою принесла?Принесла я для луговПокрывало из цветов.Принесла для ёлкиНовые иголки.Для осины и берёзСвежих листьев целые воз.2. Чтение заученного текста22С Маршак «Весна»Практикум. Самостоятельное заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицуЗаучивание стихотворения по мнемотаблице1.Читают стихотворениеНа дворе звенит капель,По полям бежит ручей,На дорогах лужи. Скоро выйдутМуравьи после зимней стужи.Пробирается медведьСквозь лесной валежник;Стали птицы песни петь,И зацвел подснежник2.Рассмотривают мнемотаблицу3.Самостоятельно заучивают23«Весна в окно стучится»Восставление деформированного текста с опорой на мнемотаблицу. Пересказ текстаРассматривают мнемотаблицу и разбирают того, что на ней изображеноЧитают строки деформированного текстаБегут ручьи. На реках – ледоход. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. Прилетают с юга птицы. Солнце светит и очень сильно пригревает Рассматривают символы – мнемоквадраты и мнемодорожкиЗаменяют символы словами, словосочетаниями, предложениями деформированного текстаВыбирают нужные элементы - мнемодорожки и строки деформированного текстаРасполагают их последовательно в единую модельно - текстовую цепь Солнце светит и очень сильно пригревает Бегут ручьи. На реках – ледоход Прилетают с юга птицы Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые Распустилась верба.Читают восстановленный текстИспользуют мнемотаблицу как план пересказаЗакрепляют пересказ текста путем неоднократного повторения с опорой на мнемотаблицу.24“Весна пришла” Рассказ-описание Составление мнемотаблицы по тексту 1.Читают текст и анализируют егоВесной солнце часто появляется на голубом небе. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.2.Заменяют ключевые слова в предложениях значками-символами; зарисовывают предметы и явления природы;3.Заполняют мнемодорожку с помощью знаков-символов,. 1 2 3 4 Составляют из мнемодорожек мнемотаблицуИспользуют мнемотаблицу как план пересказаЗакрепляют путем неоднократного повторения рассказа с опорой на восставленную мнемотаблицу.25В. Степанов «Космос». Заучивание по мнемотаблице1.Читают стихотворение и анализируют егоВ тёмном небе звёзды светят.Космонавт летит в ракете.День летит и ночь летит.И на Землю вниз глядит.Видит сверху он поля, Горы, реки и моря.Видит он весь шар Земной, Шар Земной – наш дом родной.2Рассмотривают мнемотаблицу3. Заучивают с опорой на мнемотаблицу26«Скоро лето» Составление рассказа по мнемотаблице В. Берестов «Лето»Составление мнемотаблицы Заучивание стихотворенияРассказ «Скоро лето»Лето. Солнце светит, греет, припекает. Мальчики и девочки купаются в речке, играют в бадментон мяч. Строят из песка башни. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.ЛетоЛето, лето к нам пришлоСтало сухо и тепло.По дорожке прямикомХодят ножки босикомЛексическая тема «Сказки» - 7 часовглядит.Видит сверху онполя,27Русская народная сказка «Теремок» Работа с мнемотаблицей.1этап:читают произведение «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка –норушка, лягушка-квакушка, заяц –длинные уши, лиса –краса, волк –зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».2 этап: рассматривают мнемотаблицу и разборают того, что на ней изображено.3 этап: перекодировка информации, т.е. преобразуют из абстрактных символов в образы, например: -дом, -крыша, -волк, -хвост пушистый у лисы, -медведь, -заяц, -лягушка.4 этап: пересказывают сказку с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания.5 этап: воспроизводят сказку основной упор делают на изображение главных героев. Отвечают на вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»28Сказка « Аленушка и лиса» Составление мнемотаблицы. ПересказСказка « Аленушка и лиса».Пошла однажды Аленушка в лес и заблудилась. Забралась на большое дерево, сидит дрожит. Бежит мимо медведь, испугалась его Аленушка, не пошла с ним домой. Бежит мимо волк, и с ним Аленушка не пошла домой —испугалась. Бежит мимо лисичка-сестричка, села лисе на спину, та ее и доставила к дому. Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец!29 Русская народная сказка «Рукавичка»Восстановление деформированного текста по мнемотаблице, ПересказЗнакомятся со строками сказки30Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Восстановление деформированной мнемотаблицы по тексту. ПересказЧитают текст сказки Выбирают нужные элементы - мнемодорожки Располагают их последовательно в единую модельную цепь – мнемотаблицу Используют мнемотаблицу как план пересказаЗакрепляют текст путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную мнемотаблицу.31Русская народная сказка «У страха глаза велики» Пересказ по мнемотаблицеЧитают текст сказкиРассматривают мнемотаблицу Разбирают того, что на ней изображеноОсуществляют перекодирование информации, т.е. преобразовывают символы в образыПересказывают с опорой на символы (образы) мнемотаблицыОтрабатывать метода запоминания32Практикум – перекодировка. «Мое любимое произведение»По выбору 33Что узнали? Чему научились?Кто я?Рефлексия

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X