Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Журавлёва Светлана Алексеевна

Есть у нас огород

скачать документ

Вернуться назад
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ для детей старшей группы
Тема: «Есть у нас огород»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о сезонных работах на огороде.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей навыки по уходу за растениями;
Речевые: активизировать словарь детей (урожай, бортики, междугрядья, лунки, бороздки, сорняки, прополка, корнеплоды, инвентарь, усердие); учить отвечать на вопросы полными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями;
Развивающие: развивать у детей логическое мышление и воображение при работе со схемами;
Воспитательные: воспитывать любовь к родной земле, потребность в труде, стремление к значимым результатам.
Материал: Лавочки; доска; стол; фонограмма; костюмы (Дед, Бабка, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки); набор схематических изображений трудовых процессов на огороде; набор иллюстраций «Овощи»; набор инструментов для работы на огороде; палочки для рыхления почвы и лейки по количеству детей; яблоко; корзина для урожая.
Предварительная работа: Беседы о сезонных работах на огороде; рассматривание иллюстраций «Овощи»; дидактическая игра «Вершки – корешки»; разучивание стихотворений и загадок об овощах; рассказ воспитателя об огородном инвентаре; дидактическая игра «Что необходимо для огорода?»; посадка овощных культур на грядках и дальнейшее наблюдение за изменениями; работа на огороде совместно с детьми; ведение дневника-плана последовательности трудовых процессов в схемах; дидактическая игра по ТРИЗ «На что похоже?», изготовление масок героев сказки «Репка».
Ход занятия:
Под фонограмму в огород приходят воспитатель и дети в роли жителей села: Бабка, Дедка, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки, одетые в соответствующие костюмы; усаживаются на завалинку.
Воспитатель (в роли Бабки): Жили – были на деревне
(как в детской книжке):
Дед да Баба, Внучки, Жучки,
Кошки, да и Мышки.
Жили вместе, не тужили,
Песни распевали,
Дружно сеяли, пололи,
урожай снимали.
Воспитатель (в роли Бабки): Ох, и хорош наш огород! Как хорошо мы трудились весь июнь месяц, чтобы наши посевы проросли и окрепли. Семья у нас большая – потому и огород велик. Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Давайте вспомним, как мы работали на огороде, с чего мы начинали? А так как на протяжении всего месяца велся дневник-план огородных работ (где фиксировались все этапы нашей деятельности в виде схем), то мы сможем легко рассказать: что мы делали, и какой инструмент для этого понадобился.
(Вниманию детей предлагается набор схем, обозначающих трудовые действия, для выкладывания последовательности работы на огороде).
Дети-герои(раскладывают схемы, поясняя их значения)
Воспитатель (в роли Бабки):
Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Для своего дневника наблюдения за огородом мы делали и фотоснимки. Давайте их рассмотрим и похвалим наши овощи.
(Вниманию детей предлагаются иллюстрации с овощами):
Ребенок-герой(читает стихотворение «Чудо-огород»):
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
ук, петрушка и шпинат,
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо,
И все дружно говорят:
«Мы растем здесь для ребят!
За усердие и труд
Урожай весь соберут»
Воспитатель (в роли Бабки): Давайте поиграем в игру «Вершки – корешки». Если вам достанется карточка с овощем, у которого съедобны корнеплоды – присядете; если же съедобна верхняя часть овоща – встанете, подняв руки вверх.
Дети-герои (идут по кругу, выбитая карточку и выполняя правила игры).
Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Как и у всех хозяйственных огородников, у нас имеется соответствующий инвентарь для работы. Напомните, пожалуйста, какими инструментами мы пользовались в огороде?
(Детям-героям предлагается набор инструментов, в котором имеются и ненужные предметы):
Лопата
Грабли
Лейка
Ведро
Совки
Рыхлитель
Носилки
Тачка
Колышки
Малярная кисть
Дети-герои (называют необходимый огородный инвентарь).
Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Мы с вами вспомнили: какие работы бывают на огороде, какими инструментами надо пользоваться. Давайте, наконец, пройдем в наш огород и расскажем, какие овощи там растут.
Дети-герои (подходят к грядкам и рассказывают стихи о культурах):
Перец – южное растение.
Он густой, не любит тени,
Он на солнышке растет,
Свет лучистый перец пьет.
Он мясистый, витаминный,
Запасай его на зиму!
 
Тыква – чудо – в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь – посмотри:
Есть и семечки внутри.
 
В огороде за забором
Поспевают помидоры,
Держатся за колышко,
Греются на солнышке.
 
Врос корнями глубоко
Мальчик-сельдерей,
И никак не может он
Вытащить корней.
 
Тут засела крепко
Желтая царица.
Ух, большая репка,
И не подступиться!
 
Салат без салата –
расстройство одно.
Салату на грядке
Пропасть не дано.
Мы листья салата нарвем
И быстро в салатник порвем.
 
Тетушка Фекла красная свекла,
Ты салаты, винегреты
Украшаешь алым цветом.
Нету ничего вкусней Инаваристей борщей!
 
Вот горошек сладкий,
Он хитруля прыткий:
Корешком на грядке,
Усом – за калиткой.
 
А зеленый кабачок
Повернулся на бочок,
Сладко спит на грядке,
Как малыш в кроватке.
 
Белая и хрусткая
Зовут ее капусткою.
Вкусная, полезная,
Прогонит все болезни.
 
Луковица золотая,
Круглая, литая.
Есть у нее один секрет -
Нас она спасет в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук.
 
Если чаще есть морковку –
Не нужны и тренировки.
Каждый день пей сок морковный
Будешь сильный и здоровый!
 
Знает каждая старушка:
В огороде есть петрушка.
Станет с ней вкусней в сто крат
Суп, окрошка и салат.
 
Вот укроп пахучий,
Он раскрыл свой зонтик:
«Нет ли черной тучи
Там на горизонте?»
Воспитатель (в роли Бабки): Дед да Внучки, Жучки да Кошки, Мышки! Сегодня очередной раз мы с вами поработаем на огороде. Как вы думаете, если вспомнить наш дневник-план со схемами, на каком этапе мы сейчас находимся? Какую работу нужно сделать сегодня?
Дети-герои: Сегодня мы будем рыхлить грядку, и поливать почву.
Воспитатель (в роли Бабки): А какие инструменты для этого нам понадобятся?
Дети-герои: Рыхлители или заостренные палочки, лейка с водой.
Воспитатель (в роли Бабки) предлагает детям-героям приступить к работе.
   Воспитатель (в роли Бабки) по ходу работы беседует с детьми-героями:
Для чего нужны междугрядья? (Они нужны для того, чтобы удобно было подходить к грядкам).
Для чего и как делаются бортики на грядке? (Поверхность гряд выравнивают граблями, делают их слегка корытообразными, чтобы при поливке вода не скатывалась с гряд. Борта прихлопывают тыльной стороной граблей).
Как мы сажали овощные культуры? (Для посадки семян на грядке делаются лунки. Это не глубокие и не мелкие ямки. В каждую ямку бросают одно семечко, засыпая его землей. Бороздки же помогают посадить семена ровными рядочками).
Какие изменения мы наблюдали через несколько дней? (На грядках прорастают семена и появляются всходы растений: стебли или листья, корни, бутоны).
Зачем и как надо поливать грядки? Как определить необходимость поливки? (Необходимость поливки определяется на ощупь или по цвету земли: если земля темная, влажная на ощупь – не надо поливать. Растения болеют от недостатка воды. Небольшая поливка лишь смачивает верхний слой земли, вода быстро испаряется, оставляя грядку сухой. Но растения болеют и от излишнего количества воды: обильная поливка может погубить растения. Поливать надо осторожно, не поломать растения; двигать лейку, чтобы вода не скапливалась. Полезна и дождевая вода. После поливки у растений листья тянутся вверх).
Зачем и как необходимо рыхлить почву? (Уплотненная земля вредна. Она должна быть рыхлой, т.к. через рыхлую землю хорошо проходит влага и воздух, свободно развиваются корни растений. Для рыхления используют деревянные палочки с тупыми концами, чтобы не повредить корни. Рыхлить почву надо во влажном состоянии, чтобы не порвать корни. Однако сразу после поливки рыхлить трудно, т.к. на палочку налипает мокрая земля).
Когда и для чего необходима прополка? (Трава, которая выросла сама по себе, засоряет грядки, и поэтому называется сорной травой. Она отнимает у посаженных растений много солнца, света, влаги. Поэтому сорняки необходимо удалять. Каждую отдельную травку нужно взять за стебелек у самой земли, немного раскачать и выдернуть; потом встряхнуть, чтобы с корней слетела земля. Сорную траву надо выдергивать с корнем. Выполотую траву собирают на носилки и уносят в специально отведенное место).
Воспитатель (в роли Бабки) – Молодцы ребята, вы правильно ухаживайте за огородом. На следующем занятии мы с вами поговорим, о рецептах приготовления салатов из наших овощей.
До свидания, ребята! До новых встреч!

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X