Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Князькина Наталья Борисовна

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

скачать документ

Вернуться назад

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. Князькина Наталья Борисовна старший воспитатель pastushok_888@mail.ruЗахарова Ирина Николаевнаromashka_196906@mail.ru Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Подсолнушек»г. Волжска Республики Марий ЭлАннотация: В статье раскрыта работа детского сада по совершенствованию системы внедрения здоровьесберегающих технологий. Это применение медико-профилактических технологий; технологий сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии во всех видах деятельности.Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, коррекционные технологии здоровьесбережение.Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Решение этой задачи регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:Конвенцией ООН о правах ребенка (13.06.1990 г. – основной международный документ, обязывающий государства - участники обеспечивать ребенку защиту и заботу, включая охрану здоровья) Федеральным законом "Об образовании в РФ": о здоровье сбережении:Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»;Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — «детская Конституция России», — закрепляет за ребенком, определяемым как лицо, не достигшее 18 лет, все права человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации РФ.ФГОС ДО "направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия " (см. п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами" (см. п. 2.6 ФГОС ДО).Цель деятельности: Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста при помощи здоровьесберегающих технологийЗадачи:Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Здоровьесберегающая работа будет эффективна, если: в образовательном учреждении и социальном окружении создаются необходимые условия для полноценного развития личности; активизируются физические возможности ребенка; развертывается совместная деятельность детей и взрослых, более содержательным становиться проведение досуга.Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:- типа дошкольного учреждения - конкретных условий дошкольного образовательного учреждения   - организации здоровьесберегающей среды- от программы, по которой работают педагоги - продолжительности пребывания детей в МДОУ- от показателей здоровья детей- профессиональной компетентности педагогов.Создание специальной среды, способствующей заботе о здоровье, т. е. спортивной площадки, зала для физической культуры, специальных уголков в группах. В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей для сохранения, укрепления и развития здоровья. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:Медико-профилактические технологии, Технологии сохранения и стимулирования здоровья, Технологии обучения здоровому образу жизни, Коррекционные технологии. Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств, согласно САНПИНА и программы Здоровья ДОУ. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;организация закаливания.Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. (закаливание включает согласие родителей на вид закаливания)Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:Использование  сухого обтирания, проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой..Использование специальных форм закаливания приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Кружок физкультурно-спортивной направленности по профилактике плоскостопия «Здоровые ножки» функционирует под руководством медицинского персоналаЦель: Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия с детьми дошкольного возраста.Набор в кружок проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад. Кружок посещают дети, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы). Технологии обучения здоровому образу жизни. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:Физкультурное занятие, Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия),Занятия из серии «Здоровье»,Занятия цикла «Мое Здоровье» - разработаны на пособие Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность» Включены в сетку занятий в качестве кружковой работы. Проводятся 1 раз в неделю по 25 мин. со детьми старших подготовительных групп. Цель кружка:   Формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и основ безопасного поведения, заботе о своем здоровье.Тематика занятий «Ребенок и другие люди», «Ребенок т природа» «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка» «Ребенок на улице города»Коррекционные технологии:арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапиятехнологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и артикуляционная гимнастикаТехнологии ведутся во взаимосвязи со специалистами детского сада.Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Сказкотерапия– 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Психогимнастика– 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Сущность здравосберегающих технологии заключается в том, что они имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью детей.Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и по плану работы с включением в циклограмму педагога или специалиста.Субъект-субъектные взаимоотношения — воспитанники является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям воспитанников — объем нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту.Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях воспитателей, специалистов и медицинского персонала.Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качествЛитератураЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие  Гаврючина Любовь М.: ТЦ Сфера, 2010 – 160 с.Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014- 64 с.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013-144 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X