Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ченских Дмитрий Павлович

Применение актерского мастерства как вспомогательной методики в обучении хореографическому, сценическому, танцевальному искусству "Падал прошлогодний снег"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3 г. Владивостока»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Применение актерского мастерства как вспомогательной методики в обучении хореографическому, сценическому, танцевальному искусству на примере танцевально- театральной постановки «Падал прошлогодний снег»»Работа выполнена: Ченских Дмитрий Павлович преподаватель Хореографического отделения МБУДО «ДШИ № 3 г. Владивостока», Приморский край, г. Владивостокг. Владивосток,2023ВведениеОсуществляя работу в сфере хореографического искусства с 2009 года стало необходимостью примерить на себя ряд смежных профессий… тогда, это малоопытный коллектив не имеющий никакой материальной базы, но с фонтаном идей требующих на наш взгляд воплощения готовясь выступить на любом мероприятии или планируя годовой «отчетный» танцевальный концерт, нам, как любому хореографу хотелось выставить свои лучшие наработки за текущий год. В итоге, несмотря на хорошую подготовленность учеников, яркие костюмы, использование популярной музыки, мировых хитов и других всем известных приемов «успешного концерта» данный формат мероприятий нас не устраивал несмотря на положительные отзывы, благодарности и оценки нашего творчества со стороны…Попробую объяснить причину нашей претензии к своему раннему хореографическому творчеству. Вдохновляясь работой культовых фигур мировой кино – шоу индустрии, такими важными именами как Джин Келли, Фред Астер, Сид Чарисс, Дональд О,Коннор и такими жанрами драматического искусства как водевиль, мюзикл нам хотелось рискнуть, приблизиться именно к такой форме проведения отчетного концерта, в которой были бы интегрированы во- первых все ученики и не номерами от «группы младших классов», «старших» и т.д. Во- вторых хотелось, чтобы было единое представление, цепляющее не только преданного своему ребенку «родителя – зрителя». Нашей немаловажной целью стало привлечение широкой зрительской аудитории. Хотелось изменить представление зрителя, возникающее на словосочетание «детский концерт», «отчетник», «конкурс танца». Хорошо осознавая всю сложность поставленной себе задачи, создать танцевально– театральное представление силами одного коллектива, без привлечения актеров, музыкантов, вокалистов, режиссеров, костюмеров и других деятелей, мы принялись воплощать свои идеи в работе.Свою первую постановку, уже в более приближенном к желаемому формату мы осуществили в 2018 году. Это был так называемый в театральных кругах «капустник» - шуточное представление на злободневные темы того года с танцами, песнями, этюдами. «Новогодний капустник» стал традиционным ежегодным концертом для всех родных и близких наших воспитанников. Оттачивая наработки по актерскому мастерству, используя изученные ранее базовые методы, приемы и законы сцены, анализируя и проводя работу над ошибками, видя положительные качественные изменения у учеников, мы приняли решение сделать концерт для широкой аудитории.13 января 2023 года на сцене ДКЖД показ танцевально- театрального шоу состоялся. Состав представления «Падал прошлогодний снег»:12 танцевальных номеров;13 этюдов;1й класс – 1 танцевальный номер + 1 номер совместный (финал);2й класс – 3 танцевальных номера + 1 совместный (финал) + 4 театральных этюда с помощью старших учеников;Старшие классы – 5 танцевальных номеров + 1 номер поставленный самостоятельно + 1 совместный (финал) + 13 театральных этюдов;Хронометраж 54 минуты.Цель работы: Поделиться теоретическим и практическим опытом со специалистами в области хореографического искусства интересующимися проблемами художественного творчества. Поделиться навыками создания полноценного шоу (театрализованного танцевального представления) силами одного коллектива.Задачи работы:Показать важность и необходимость использования приемов и методов актерского мастерства в работе хореографа.Описать проделанную мной работу на примере постановки «Падал прошлогодний снег», используя язык хореографии и заимствованную терминологию актерского искусства.Дать базовый инструментарий, который возможно использовать в повседневной практике педагога – хореографа.Практические задачи: Изучить материал по дисциплине «актерское мастерство».Выявить специфику преподавания основ актерского знания, необходимые приемы и методы в подаче материала обучающимся.Адаптировать полученные знания на целевую аудиторию хореографического отделения.Интегрировать адаптированную методику обучения актерскому мастерству в тренировочный процесс занятий. Этапы создания и реализации танцевально- театрального представления «Падал прошлогодний снег». Этап планированияКак правило на данном этапе решаются следующие задачи:Формирование постановочной группыРежиссер;Сценарист;Автор диалогов;Хореограф- постановщик;Художник по костюмам и декорациям;Звукорежиссер (несет ответственность за качество звука);Светорежиссер (осуществляет световое решение проекта);Менеджер (координатор производства).В данном проекте работа вышеперечисленных специалистов планировалась и выполнялась самостоятельно мной и страшим педагогом- хореографом коллектива - Ченских Ольгой Владимировной. Соответственно важным решением задачи этапа планирования стало:Распределение нагрузки между организаторами, то есть нами;Прогноз и обозначение проблем, которые неизбежно возникнут на каждом этапе создания нашего шоу;Обсуждение возможных путей решения предполагаемых проблем;Обозначение сроков работ по сценарию, сводными и генеральными репетициями, определение даты и места проведения шоу;«Кастинг идей», «мозговой штурм», наброски будущего сценария согласно имеющемуся составу участников;Определение бюджета мероприятия и возможных источников финансирования:Собственные средства;Добровольные пожертвования родителей;Составление статьи расходов.Этап подготовительный Задачи подготовительного этапа:Важной задачей данного этапа является написание сценария. В этом году для шоу за основу был взять мультипликационный фильм Андрея Татарского и Сергея Иванова «Падал прошлогодний снег» 1983 года. Как правило начинается сценарная работа в черновом варианте. Разбирается художественный образ каждого персонажа, пластика движений и манера поведения на сцене. На следующем, репетиционном этапе осуществляется доработка и корректировка сценария.Комплектование «труппы». Проводится кастинг, подбор и распределение ролей. Определяется степень участия каждого ученика в представлении согласно возрасту и опыту.Подбор музыкального репертуара к концерту, который подчеркнет историю произведения и поможет охарактеризовать персонажей, передать их настроение и изменения от начала и до финала постановки. Большинство музыкальных композиций примерно из того временного периода что и основное произведения (м/ф «Падал прошлогодний снег»). Современные аранжировки «советских» шлягеров 70-80х годов и зарубежных мировых хитов имеют новый формат звучания, весьма привлекающий как молодых танцовщиков, так и зрительскую аудиторию. Также мы стараемся в рамках одного концерта сочетать разные музыкальные стили.Подбор актерского реквизита (необходимые предметы мебели, интерьера, одежды);Пошив и изготовление костюмов. Уже на данном этапе начинается раскрой и первые примерки изделий;Составление идеального репетиционного расписания с распределением объема часовой нагрузки:4 недели для постановки танцевальных номеров, с последующей отработкой;4 недели для постановки и наработки театральных сцен;5 недель для сводных репетиций, постепенно вовлекаются все участники;4 совместные генеральные репетиции (из них 2 на сцене проведения концерта со звуком, светом и в костюмах).Решение административных задач:Поиск средств (личные и добровольные пожертвования родителей танцовщиков);Аренда репетиционных помещений, оборудования;Координаторская деятельность;Информационное и рекламное продвижение в соц. сетях планируемого мероприятия.Этап репетиционный Данный этап носит весьма сосредоточенный и напряженный характер. Все начинается с так называемой «застольной», очень важной части, которую нельзя пропустить. В «застольной» части мы рассказываем всем участникам представления о ключевой идее, которую будем воплощать на сцене, о своем режиссерском замысле – чтобы все понимали свою важность и значимость в общем деле, помогали и поддерживали друг друга.Продолжается репетиционный этап 6 недель. Сначала отставляются танцевальные номера, параллельно идет начитка текста сценария с главными персонажами, проработка… и, наконец, сводные репетиции.Задачи репетиционного этапа:Постановка танцевальных номеров. Согласно выбранным музыкальным композициям, определяется характер движения, динамика, расставляются акценты, отражается некий конфликт или эмоциональное состояние героев. Театрализация танцевального номера, как единицы целого представления решается через мимику, пластику движений, жесты исполнителей.Начитка текста сценария с исполнителями ролей. Проработка образов главных героев. На данном этапе идет установление причинно- следственных связей внутри текста сценария. Вместе с учениками выявляем мотивацию персонажей, конфликтов. Отвечаем на вопросы: «Почему именно так действует персонаж?», «Почему именно так говорит?». Разбираем личностные особенности героев, внешние проявления и внутренние переживания. Прописываем биографию роли (кем является персонаж, чем занимается, семейное положение, отношения с другими героями, какие у него мечты, желания, стремления). Обсуждаем как выглядит, двигается персонаж, непосредственно идет работа над речью и интонацией. Как правило, данная задача решается параллельно с постановкой танцевальных номеров.Отставление этюдов, театрализованных сцен. Этот жанр дает отличную возможность продемонстрировать наши наработки с учениками в области актерского мастерства. Выстраиваем этюд по следующей структуре:Экспозиция - «точка входа», место действия предполагаемого окружения;Завязка – первое действие, с которого начинается этюд;Развитие событий;Кульминация – момент, который ведет к развязке; Развязка.Соблюдая данную базовую структуру, в итоге мы достигаем понятную для зрителя сцену;Сводные репетиции. Плавно и последовательно. После того как отставлены танцевальные номера и этюды, мы приступаем к последовательному и постепенному соединению эпизодов в одно целое представление. Сначала репетиции идут по частям, определяется порядок выхода на сцену, важно обозначить кто где находится. Отдельно проводятся репетиции, которые связаны со светом и звуком. Затем сводятся все этюды и танцевальные номера в последовательности сценария. Первая такая репетиция проходит долго, с постоянными остановками, правками, уточнениями. Последующие сводные репетиции идут гораздо динамичнее и плодотворнее. Внутри репетиционного этапа параллельно осуществляется административно – организационная деятельность: пошив костюмов, создание декораций и актерского реквизита, создание и распространение афиши представления.Финальный этапЗа две недели до премьеры представления определяются четыре генеральные репетиции. Из них:Первая генеральная репетиция проводится в репетиционном зале без костюмов, с частичным реквизитом. Сверяется хронометраж. Ход репетиции не останавливается даже если идут грубые ошибки. Сделано это для максимального выявления недочетов и слабых мест. Данная репетиция для некоторых исполнителей несет стрессовый характер, что в свою очередь «трезвит», бодрит сознание, взывает к личной ответственности каждого и побуждает устранить недочеты ко второй генеральной репетиции.Вторая генеральная репетиция также осуществляется в репетиционном зале с полным реквизитом и сменой костюмов. Исполнители более внимательны к происходящему на сцене и, если что- то «идет не так», стараются нивелировать данную ситуацию, например: исполнитель следующего номера опаздывает с переодеванием, его нет в кулисах – участники предыдущей сцены ориентируются по ситуации и опытным путем через импровизацию, изменения темпо- ритма и других актерских приемов выходят из сложившейся ситуации. Ход репетиции не останавливается.Третья и четвертая финальные репетиции проходят на сцене, где будет осуществляться показ (ДКЖД). Исполнители адаптируются к площадке, закулисному пространству, идет проверка звука, корректировка мизансцен по требованию. Важно выставить правильное освещение, подчеркнув детали происходящего.Проблемы, возникающие в ходе постановки танцевально – театрального представленияЕще на этапе планирования мы знали, что неизбежно столкнемся с трудностями разного характера. У нас есть свой метод преодоления, который заключается в следующем: «А если… что тогда!?». Параллельно идеальному ходу событий мы набрасываем самый негативный сценарий подготовки и хода мероприятия. Это снижает наши переживания в целом, экономит время в экстренной ситуации, так как есть план «Б». Все невозможно предвидеть, но попытаться стоит.Итак, возникающие проблемы:Пропуск участниками представления тренировок (репетиций) по независящей от нас причине:Высокая сезонная заболеваемость;Погодно – климатические условия (снегопад, гололед);Аттестационные экзамены в учебных заведениях на конец календарного года.Проблемы административного ряда:Отсутствие возможности арендовать репетиционное помещение в связи с предстоящими новогодними праздниками;Срыв четвертой генеральной репетиции.Проблемы драматургии постановки. Как правило они проявляются на сводных репетициях. Когда находясь на месте режиссера приходит понимание, что номера в постановке необходимо поменять местами, когда один номер выглядит слабее на фоне остальных. Ошибка здесь может заключаться как в исполнителях, так и в драматургии номера или режиссерской работе. Следовательно, ищется такой прием «подачи» номера, который решит проблему.ВыводыНесмотря на многочисленные трудности в данной работе мы смогли реализовать свою идею силами одного танцевального коллектива. Естественным образом требуется большая репетиционная проработка, оттачивание танцевальных номеров, этюдов, развитие и постоянное совершенствование себя в области режиссуры, сценаристики, хореографии.Для создания подобного танцевально – театрального представления с учениками хореографического отделения требуется в течение всего учебного года на постоянной основе заниматься актерским сценическим мастерством, хотя бы иногда в рамках рутинного группового занятия по хореографии, брать небольшие упражнения, которые в будущем дадут хороший результат сценической подготовки. Упражнения также помогают мотивировать учащихся на плодотворную работу оттачивая танцевальную технику изо дня в день.В подготовке такого мероприятия с непрофессиональными актерами требует больший временной ресурс. Восемь недель критически не хватает на реализацию данной идеи. Организация всего процесса в сжатые сроки предполагает делегирование полномочий, распределение и контроль круга обязанностей, что напрямую увеличивает бюджет мероприятия. От проведения первого музыкально – танцевального представления и до описанного в этой работе прошло 5 лет и за это время можно сделать вывод, что метод постановки и проведения мероприятия подобного формата позволяет наиболее успешно развивать актерские навыки танцовщиков, навыки коммуникации в коллективе среди учеников разных возрастов и за пределами коллектива, повышать мотивацию учащихся.ЗаключениеОрганизация танцевально – театрального представления «Падал прошлогодний снег» дала нам определенный опыт, понимание сути процесса.Объединение танцовщиков разных возрастов и уровней подготовки в один танцевальный спектакль помогает проследить преемственность поколений, динамику развития детей от первого шага в танцевальный зал до взрослых танцовщиков, способных применять свои навыки не только в танцевальных постановках, но и в театральных этюдах, в передаче художественных образов. И танцовщики, и родители с нетерпением ждут новый концерт, гадая на какую тему он будет. Ученики с радостью подходят к подготовке, ставя перед собой «новые вершины», которые хочется покорить, примеряя на себя новые роли. Мы обучаем и помогаем им стать эффективней в этом.Список использованных источников Венецианова М.А. под ред. Макарьева Л.Ф. Мастерство актера в терминах Станиславского. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010 г.Волынский А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца. – Спб.: Издателство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2008 г.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 г.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2004 г.ПриложениеВидеозапись танцевально – театрального представления «Падал прошлогодний снег»: ссылка: https://cloud.mail.ru/public/CNsw/WdLoRTv7V

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X