Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Дегтерева Марина Александровна

Неделя математики

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Березовская средняя школа»Неделя математикиСоставитель: учитель математики Дегтерева Марина Александровна2023 гАннотацияВнеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели. Сельская малокомплектная школа – школа с небольшим количеством учащихся. Сценарий недели математики планируется так, чтобы задания были интересны разновозрастным учащимся. Некоторые задания даются дифференцировано. В течение недели в классах на уроках математики учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют кроссворды, придумывают математические сказки, истории. В понедельник на торжественной линейке проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводится математическая викторина и подводятся итоги, вручаются дипломы.Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в школеДевиз недели математики: «Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это- важнейшие виды прекрасного» (Аристотель).Цели мероприятия: Учебные:1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни. 3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.Развивающие:1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.Воспитательные:1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом. 2. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.4.Способствовать активизации и развитию познавательных процессов учащихсяУченик:- активный субъект деятельности;- удовлетворяет личный интерес;- инициативен;- самостоятелен в поиске решения проблемы;- проявляет способности, талант, творчествоОформление: стенд (Приложение 11). высказывание.Оборудование: ПК, костюм Буратино, костюм звездочета, конверты с заданиями, призы, дипломы. Торжественная линейка открытия недели математики.Ученик торжественно: Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, что Может любить математику. Неделя математики посвящается.Учащиеся: 1.Идет о математике молва, Что она в порядок ум приводит.Поэтому хорошие словаЧасто говорят о ней в народе.Ты нам, математика, даешьДля победы трудностей закалку.Учится с тобою молодежь.Развивать и волю и смекалку.3.И за то, что в творческом трудеВыручаешь в трудные моментыМы сегодня искренне тебе Посылаем шквал аплодисментов.Вбегает Буратино.Буратино: Привет всем!Ведущий: Буратино, ты тоже пришел в школу с ребятами?Буратино: Да что вы все заладили, в школу да в школу? Только недавно был у первоклассников на празднике Букваря, а теперь опять какой-то праздник. Я и без школы все знаю и считать умею: Анцы – дванцы – дранцы – поранцы, Тринцы – панцы – пенцы – девятенцы. Чет и нечет – вот и весь счет.Ведущий: А нормально ты умеешь считать? Один, два, три, четыре, пять…Буратино: Раз, два, три, четыре, пять… Надоело мне считать И записывать в тетрадку Эти числа по порядку.И вообще, приглашали в гости, а сами про какую-то математику:Надоело, надоело двойки в школе получатьТо ли дело, толи делоПальцем кнопки нажимать,Кибернетика, автоматика!Входит Звездочет и приветствует всех Ведущий. К нам на час занимательной математики прибыл Главный министр царства Математики – Звездочет Звездочет. Уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.Буратино. Откройте нам хоть одну!Звездочет. У меня в конверте запечатано число, которое получится у вас после решения вами придуманного примера.(вызывается любой ученик и пишет на листочке алгоритм решения)Придумайте число, прибавьте к нему 6, от суммы отнимите 2, затем отнимите еще задуманное число, к результату прибавьте 1.Звездочет отдает конверт тому, кто быстрее закончил вычисления. В конверте число 5Буратино удивлен, просит показать еще что-либо.Звездочет. У меня имеется и другое великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться? Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя, ... (называет имя), получилось?Ученик. 32.Звездочет. Ты задумал число 8 (опрашивает несколько учащихся)Ведущий. Какой ты умный Звездочет вот тебе - то мы и поручим неделю математики открывать.Буратино. Ну, открывай скорей, нечего детей и учителей томить.Звездочет. Достаёт свиток и читает указ Математического королевстваУказ Математического королевства!!!Неделю математики в школе открыть!В математическое королевство всех пригласить!Учиться будем правильно,  считать,Задачки интересные решать,Газеты и плакаты рисовать,Игры и турниры проводить –Весело и с пользой будем жить.Организатор доводит до сведения план проведения «Недели математики» (Приложение 1)Ход мероприятияКаждый день команды получают новое задание, а в конце дня организатор подводит итоги и выставляет баллы в протокол (Приложение 2). 1 задание (понедельник) Сосчитать на рисунке все треугольники (Приложение 3).2 задание (вторник) Аукцион загадок и пословиц, в которых упоминаются цифры (Приложение 4).3 задание (среда) Отгадать математические ребусы (Приложение 5).4 задание (четверг) «Слова с математической начинкой» (Приложение 6).Каждой команде учащихся раздаются карточки, на которых написаны части слов и подсказки. Пользуясь подсказками в скобках, необходимо отгадать сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписаны». «Рассеянный математик» (Приложение 7). Наш рассеянный математик обязательно в любом слове делает по ошибке, превращая его в математический термин. Отгадайте по подсказкам слова, которые математик хотел написать и которые у него получились, если известно, что добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.Закрытие недели математики (пятница) Математическая лотерея (Приложение 8). На одной из больших перемен проводится математическая лотерея. Игра состоит в решение простых шуточных задач, простейших ребусов, загадочных картинок. Каждый вопрос записан на небольшом листке бумаги и имеет свой номер. Листочки свертываются трубочкой и складываются в глубокую коробку. Коробка стоит на столе, за которым сидит дежурный и выдает билеты. Другой дежурный имеет контрольный листок с ответами и выдает призы (игру составляют и проводят старшеклассники, в качестве призов также могут служить поделки ребят)1тур «Среднее арифметическое» (Приложение 9).Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, каждой команде необходимо отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Для команд основной школы раздаются одинаковые задания, за каждое отгаданное слово начисляется 10 баллов. Начальной школе предлагаются загадки.2 тур «Математическая смекалка» (Приложение 10).Командам по очереди задаются вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1План проведения «Недели математики» День неделиМероприятиеПонедельникОткрытие недели. Торжественная линейка открытия «Недели математики»1 задание «Сосчитать треугольники»Вторник2 задание «Аукцион пословиц и загадок»Среда3 задание «Математические ребусы»Четверг 4 задание «Слова с математической начинки» «Рассеянный математик»Пятница Математическая лотерея. Праздник закрытия «Недели математики».Приложение 2ПРОТОКОЛДень недели1,2 кл3,4 кл5 кл6 кл7 кл8 кл9 клпонедельникВторникСредаЧетвергПятница Викторина «Вездесущая математика»Закрытие 1 турЗакрытие 2 турИТОГМестоЗаданияПриложение 31 задание (понедельник) Сколько треугольников вы видите на рисунке? (12)905510163830Приложение 42 задание (вторник)Аукцион загадок и пословиц, в которых упоминаются цифры1.Одной рукой в ладоши не хлопают2.Один в поле не воин3.Один пашет, семеро - руками машут4.Одна нога тут, другая там5.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать6.От одного слова, да навек ссора7. У ежа одна сила – колючки8.Раз солгал – навек лгуном стал9.Руки поборют одного, знанье – тысячу10.Трус умирает сто раз, а герой один раз11.Первый блин комом12.Горе на двоих полгоря, радость на двоих – две радостиПриложение 53 задание (среда)Математические ребусы108648582551086485444501086485806451086485-4445001086485143510108648584455108648533655108648586995Показатель Наклонная Подобие Стереометрия Теорема Пифагора Теорема Отрезок Задача Приложение 64 задание (четверг)«Слова с математической начинкой» Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры. (Уголь – угол).Хотел написать название островного государства в Америке, а получилось название геометрического тела. (Куба – куб).Хотел написать название вознаграждения в коммерции, а получилось геометрическое тело). (Бонус – конус).Хотел написать название комнатного цветущего растения, а получилась плоская часть геометрического тела. (Герань – грань).Хотел написать название средневекового монголо-татарского государства, а получился отрезок в окружности. (Орда – хорда).Хотел написать синоним слова «лучший товарищ», а получилась геометрическая фигура без углов. (Друг – круг).Хотел написать название упавших обломков скал, а получилась плоская геометрическая фигура. (Обвал – овал).Хотел написать название зимнего христианского праздника, а получилось равенство. (Рождество – тождество).Хотел написать синоним слова «дорога», а получилась цифра. (Путь – пять).Хотел написать авторитетного деятеля искусства, а получилась цифра. (Мэтр – метр).Хотел написать синоним слова «новости», а получилось трехзначное круглое число. (Вести – двести).Хотел написать название специалиста по кражам, а получилось геометрическое тело. (Вор – тор).Приложение 7«Рассеянный математик»ЗА _ _ _ _ _ (процесс заострения предмета).ВЫ _ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды).ФОР _ _ _ _ _ (часть окна).ЛАС _ _ _ _ _ (птица).КИС _ _ _ _ _ (инструмент художника).КАР _ _ _ _ _ (желта, электронная, банковская)._ _ _ ИНА (тонкая длинная щепка).С _ _ _ АЙ (происшествие).ПО _ _ _ КА (заработная плата).РАЗ _ _ _ НИК (тот, кто разъединяет влюбленных).У _ _ _ ШЕНИЕ (изменение в хорошую сторону).ПО _ _ _ АС (1800 секунд).ПР _ _ _ _ (углубление или полная неудача в делах)СЕН _ _ _ _ (душистая летняя деревенская «спальня»).НАК _ _ _ _ ЬНЯ (напарница молота).К _ _ _ _ Ь (кузнец)ГОТ _ _ _ _ ЬНЯ (набор чертежных инструментов в футляре).ЛЕСОП _ _ _ _ (валка леса)._ _ _ А (страна)._ _ _ ОК (спортивный приз).ИН _ _ _ АТОР (заменитель наседки).Я _ _ _ ОВИЧ (популярный телеведущий)._ _ _ АНЬ (река на Северном Кавказе, историческая область._ _ _ Ф (предмет одежды)._ _ _ Ж (шуточный или сатирический рисунок)._ _ _ М (обаяние, очарование)._ _ _ НИР (подвижное соединение деталей механизма)._ _ _ ПЕЙ (порода собак)._ _ _ МАНКА (музыкальный инструмент).П _ _ _ Ь (пучок волос).ОТ _ _ _ (группа людей).НА _ _ _ (праздничная одежда).Г _ _ _ КА (клумба с овощами).ЗА _ _ _ КА (утренняя разминка).ПО _ _ _ ОК (состояние вещей у аккуратного человека)._ _ _ АУТ (боксерский термин).ПИ _ _ _ (толчок ногой, коленом).ВЬЮ _ _ _ (вьющееся растение).ЧЕС _ _ _ (брат лука-овоща).ЗВО _ _ _ (школьный звуковой сигнал).РЕБЕ _ _ _ (единственное число от слова «дети»).Приложение 8Математическая лотерея1).Переставьте одну спичку так, чтобы равенство стало верным.V = I I + V I I V I = I I + V I I 2). Назовите два решения неравенства.0,05<X<0,051 3). Расшифруйте ребус: КИС+КСИ=ИСК (одинаковыми буквами соответствуют одинаковые цифры, разным – разные). 4). Какая из трех дробей наибольшая: 34; 45; 56 ?Приложение 9Среднее арифметическое 1.Портфеля и рюкзака – это …2.Женщины и рыбы – это …3.Мужчины и коня – это …4.Носка и чулка – это …5.Кола и пятерки – это …6.Яблока и персика – это …7.Велосипеда и мотоцикла – это …8.Трамвая и поезда – это …9.Пианино и баяна – это 10.Холодильника и вентилятора – это …Ответы:1.Ранец2.Русалка3.Кентавр4.Гольф5.Три6.Нектарин7.Мопед8.Электричка9.Аккордеон 10.КондиционерЗадачи для начальной школыТри вершины тут видны, Он от солнца прилетает,Три угла, три стороны, - Пробивая толщу тучНу, пожалуй, и довольно! - И в тетрадочке бывает,Что ты видишь? - ... А зовется просто - ….*** ***Эта странная фигура, Едет ручка вдоль листаНу, совсем миниатюра! По линеечке, по краю -И на маленький листочек Получается черта,Мы поставим сотни ... Называется …*** ***Если взял бы я окружность, Он и острый, да не носС двух сторон немного сжал, И прямой, да не вопрос,Отвечайте дети дружно - И тупой он, да не ножик, Получился бы ... Что ещё таким, быть может? ***Ноги очень интересныУ таинственного друга:Если первая на месте,То другая ходит кругом!Приложение 10«Математическая смекалка» 1.Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль) 2.Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной? (10)3.Что имеет два конца, но не имеет начала? (Ножницы, согласно известной загадке)4.На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)5.Какая рубашка весит одну тонну? (Однотонная)6.У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)7.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)8.У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)9.У стола и стула их по 4, у дивана – 5, а у кресла – 6 . о чем идет речь? (О количестве букв в слове)10 Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)11.В каком случае, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)12.Какой формы расходятся следы на воде от брошенного кирпича? (Круглой)13.У этого животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)14.Разделите 100 на половину. Сколько будет? (200)15.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)16.Сколько га занимают в поле стога? (100 га – сто-га)17.«Мышеловка» из трех букв. (Кот)18.Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это? (Ушла вместе с веревкой)19.Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)20.Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2) Приложение 11Материалы стендаМатематические ребусы Представляют собой загадку, в которой слово зашифровано при помощи рисунков. Причем математическими ребусами можно считать ребусы, как с математическими отгадками, так и с использованием цифр в задании. В далекие времена люди не владели навыками письма, поэтому очень часто для того чтобы сообщить важную новость вместо слов использовали рисунки. Такие письма, конечно, были неудобны, так как передавать их приходилось через гонцов, а чтобы разгадать их содержимое приходилось хорошо "поломать" голову. Лишь после того, как люди научились писать, письма при помощи рисунков заменили обычными. Сейчас математические ребусы являются увлекательной игрой. Общепринятые способы расшифровки математических ребусов:изображенную картинку нужно заменить словом;если запятая стоит слева от картинки, значит от названия картинки нужно отбросить столько букв, сколько изображено запятых;если запятая стоит справа от картинки, значит необходимо отбросить указанное количество букв в конце слова - названия картинки;если рисунок изображен в перевернутом виде, значит слово необходимо прочитать справа налево; буквы, стоящие слева от картинки являются началом слова, изображенные после картинки - его окончание;при использовании в ребусе черты и букв над и под этой чертой, - в слове-ответе должны использоваться слоги "на", "под", "над";при использовании в ребусе изображения одной буквы в другой, - в слове-ответе должен присутствовать предлог "в";точка, стоящая в ребусе должна читаться как "точка", таким же образом читаются цифры (100 = сто);при наличии над словом или картинкой цифр указывается определенный порядок букв в ответе;если некоторые буквы ребуса располагаются друг за другом, значит в слове будет встречаться слог "за", "перед";если же над либо возле картинки перечеркнута одна из букв, значит в слове отгадки эта буква не присутствует, если указывается, к примеру, л = п, значит необходимо заменить одну букву другой.Интересные факты-14668576835Ежегодно молния убивает 1000 человек.-1205230332740 -1242695823595Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 76 метров.Сетчатый питон - самая длинная змея на свете, его длина 9 метров.-1271905239395 У гигантского кальмара при длине тела до 18м, глаза размером с футбольный мяч. -1259205161290-1037590494030Крысы размножаются так быстро, что за 18 месяцев две особи производят на свет более миллиона потомков.Хоккейная шайба может развить скорость 160 километров в час 4848009-340528Кто такой ЛитрКаждый из нас знает, что литр - это мера объёма, равная объёму килограмма воды при температуре 4С. Однако мало кому известно, что термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.Математики шутят Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. - Ах, этот? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения. ***На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: - Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения».***Карл Гаусс выделялся остротой ума еще в школе. Однажды учитель сказал ему: - Карл, я хотел задать тебе два вопроса. Если на первый вопрос ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, сколько иголок на школьной елке? - 65786 иголок, господин учитель, - немедленно ответил Гаусс. - Хорошо, но как ты это узнал? – спросил учитель.- А это уже второй вопрос, - быстро ответил ученик.Чтобы изучение математики было успешным, чтобы учиться было интересно, нужно быть внимательным и сообразительным, уметь хорошо и быстро запоминать, обладать сильной волей, делать наблюдения и выводы, расширяющие круг математических знаний и представлений. Эти качества можно развить. В этом вам помогут специальные игры, упражнения, самостоятельное решение задач и примеров.Литература:Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г. http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X