Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сафиуллина Алина Раисовна

Школьники – туристы на виртуальной экскурсии на уроках истории

скачать документ

Вернуться назад

Сафиуллина Алина РаисовнаМБУ г.о. Тольятти "ШКОЛА №62 ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ЧУЙКОВА" (МБУ «Школа№62»),Учитель истории и обществознанияШкольники – туристы на виртуальной экскурсии на уроках историиАннотация:В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитания молодежи посредством экскурсий по родному краю, городу, стране. Автор предпринимает попытку выявления новых подходов к методике составления экскурсионных маршрутов, использования новых видов экскурсий, технических устройств для проведения онлайн-экскурсий для школьников на уроках истории.Ключевые слова: патриотическое воспитание, экскурсия, виртуальная экскурсия, краеведение, экскурсоведение, ученики, уроки истории.Не секрет, что несмотря на усилия учителей, психологов, методистов и педагогов, проблема мотивации учеников на уроках по-прежнему остается не до конца решенной. Особенно это заметно в современной школе. Современная школа сегодня – это динамичный, развивающийся с огромной скоростью во времени и пространстве организм. Не сложно заметить, что учебное заведение «школа» во многом изменилась, она уже не та, что прежде. Большее влияние на нее оказала и эпидемиологическая ситуация в стране. Также, следует отметить, что в современном мире остро стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи. С детства необходимо прививать любовь и уважение как к малой родине, так и к своей семье. Под патриотизмом принято считать любовь к отчизне, преданность своему отечеству, своему народу, выражающаяся в готовности отстаивать интересы родины. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе.Молодые люди должны осознавать, что нельзя ограничиваться общими знаниями об истории страны, нужно обязательно знать и историю своего края, города, села. Важно понимать, что наше государство не стало бы таким как сейчас, без малых городков, которые вносили значительный вклад в историю развития России.Благодаря народам России и их патриотизму, нашей стране удавалось выходить из самых трудных ситуаций.Патриотическому воспитанию уделяли внимание в отечественной педагогике такие ученые и мыслители как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, а в более поздний период А. Макаренко, В. Сухомлинский и другие. Например, К.Д. Ушинский, отмечая особую роль патриотического воспитания в развитии личности, писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По моему мнению, значимую роль в формировании патриотических чувств молодежи играют экскурсии по родному краю, городу, селу, улице.Городские экскурсии на сегодняшний день весьма актуальны. Это обосновано тем, что городские экскурсии самые популярные и самые посещаемые, они представляют наибольший интерес у граждан. Экскурсия - это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица [1].С помощью активных экскурсий можно погружать молодежь как в прошлое, так и в реальность. Участие в таких экскурсиях, должно вызвать у учащихся гордость и стремление подражать героям. Такую форму обучения как экскурсия следует применять в учебном процессе и в школах, и в университетах, в колледжах. Ключевой проблемой современного экскурсоведения является разработка методики составления экскурсии. Основы в работе по данному направлению были заложены И.И. Лисаевичем, Р.А. Зубатиным, Н.П. Ниловой, В.П. Яковлевым, В.Б. Фридманом, Ю.М. Пирютко .Хоть и городские экскурсии на сегодняшний день весьма актуальны, но эта форма организации учебной деятельности может вызвать ряд трудностей: — не все объекты доступны для наблюдения; — она требует значительных временных затрат; — сложность фиксации материала; — зависимость от погодных условий и т.п.В связи с этим реальная экскурсия теряет свою популярность, несмотря на свою дидактическую значимость. Но у учителя в любом случае есть выход - организовать виртуальную экскурсию в музей. Виртуальные экскурсии актуальны в данной эпидемиологической обстановке. Мы знаем, что современные дети – это дети, живущие в виртуальном мире. Вытащить их из этого мира полностью нам не под силу. Мы можем попытаться заинтересовать их богатством и многообразием реального мира или, окунувшись в виртуальный мир, немного направлять их деятельность в этом мире. С помощью виртуальных экскурсий так же можно погружать молодежь как в прошлое, так и в реальность. Участие в таких экскурсиях должно вызвать у учащихся гордость и стремление подражать героям. Такую форму обучения, как экскурсия, следует применять в учебном процессе. «Виртуальную экскурсию», как форму урока, следует отнести к такой довольно распространенной категории нестандартных уроков, как «мнимые экскурсии». По своей дидактической цели эти занятия могут быть отнесены, как правило, к урокам усвоения новых знаний, когда учитель, превращаясь в экскурсовода, «ведёт» школьников-туристов к выдающимся местами или приглашает посетить воображаемый музей. Возможны и другие варианты проведения такого урока, например, с элементами ролевой игры. В этом случае учащиеся класса делятся на группы: экскурсоводы, репортеры, исследователи, энциклопедисты. «Мнимая экскурсия» может сочетать в себе элементы различных моделей и технологий обучения.Виртуальная экскурсия  –  условное посещение достопримечательностей, осмотр экспонатов музея, выставок путем использования мультимедийных ресурсов Интернета. Необходимость введения нового названия для нестандартной формы урока объясняется характером используемого материала. Собственно, использование мультимедийных ресурсов (от англ.Multimedia) – совокупное название информационных материалов, представляемых пользователю в виде изображений (в том числе видеоматериалов и анимации), звуков и гипертекста, - определяет способы организации и методы проведения виртуальной экскурсии как нестандартной формы урока.Виртуальные путешествия в музеи позволяют учащимся почувствовать колорит эпохи, столкнуться со стариной, почувствовать себя в роли исследователей. Большинство музеев быстро отреагировали на тенденции в развитии электронных средств массовой информации и медиа-технологий, удачно интегрировав визуальные средства в традиционную музейную практику, предлагая сегодня осуществить виртуальную экскурсию.Следует выделить ценность виртуальной экскурсии:— Во-первых, это возможность ознакомиться с музейными экспонатами большинства известных музеев мира, независимо от местонахождения. Единственная техническое требование - подключение к Интернету и наличие презентационной техники на уроке. — Во-вторых, в руках учителя появляется мощный мотивационный инструмент, который может быть использован для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Элементы интерактивности в сочетании с информационными технологиями меняют эмоциональную и интеллектуальную атмосферу урока. — В-третьих, учащиеся получают доступ к качественным мультимедийным продуктам, с помощью которых учитель сможет сформировать образные представления и понятия об историческом прошлом. Мультимедийные средства позволяют не только восполнить недостаток современных наглядных пособий, но и оперативно вносить в них определенные изменения, продиктованные временем. Ведь сравнение мультимедийных материалов с иллюстрациями учебников, которыми пользуются ученики, не в пользу последних. Исходя из целевых установок, учитель может выбрать различные формы и методы работы с использованием мультимедийных ресурсов музея:—  провести обзорную и тематическую виртуальную экскурсию;— использовать мультимедийные ресурсы музейного сайта для создания электронной базы наглядных средств различных видов: картин, портретов, фото и видеоматериалов; —  организовать практическую работу учащихся на уроке с виртуальными образами музейных экспонатов;—  привлечь учеников к использованию мультимедийных и информационных ресурсов музея в процессе написания сообщений, рефератов и ученических поисково-исследовательских работ.В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию:— обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;—  тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;—  биографические - экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей и так далее.По способу создания:Созданные с использованием инструментов сайтостроения —  Google Maps - наиболее доступный сервис, который позволяет создавать свои карты, устанавливать на них свои метки, добавлять текст, описание этого места, размещать фотографии и вставлять видео. —  Mapwing – создает экскурсии не только по городам, странам и т.д., но и создает экскурсии по помещениям (библиотеки, музеи и др.). —  AcrGIS Online – облачный сервис, позволяет публиковать, хранить и создавать свои интерактивные карты. Как и в Гугл картах, в нем можно добавлять метки, отмечать объекты, добавлять ссылки на веб - ресурсы, но еще можно создавать визуальные истории в виде презентаций. —  Meograph – инструмент, который соединяет возможности создать изображения, ссылки, комментарии, музыку и многое другое.Созданные с использованием инструментов сайтостроения —  Google Maps - наиболее доступный сервис, который позволяет создавать свои карты, устанавливать на них свои метки, добавлять текст, описание этого места, размещать фотографии и вставлять видео. —  Mapwing – создает экскурсии не только по городам, странам и т.д., но и создает экскурсии по помещениям (библиотеки, музеи и др.). —  AcrGIS Online – облачный сервис, позволяет публиковать, хранить и создавать свои интерактивные карты. Как и в Гугл картах, в нем можно добавлять метки, отмечать объекты, добавлять ссылки на веб - ресурсы, но еще можно создавать визуальные истории в виде презентаций. —  Meograph – инструмент, который соединяет возможности создать изображения, ссылки, комментарии, музыку и многое другое.Для создания моделей отдельного объекта можно использовать программы 3D-моделирования; Для освоения этих ресурсов и для работы с ними требуется время, но это единственный недостаток, т.к. созданные виртуальные экскурсии преподаватель может использовать неоднократно. Возможно использование панорамных композиций. Кроме того, в сети Интернет существует большое количество уже готовых экскурсий, как созданных преподавателями или обучающимися, так и профессионалами. Например, каждый крупный музей на своём сайте даёт возможность виртуально попутешествовать по своим залам.— Виртуальные экскурсии и 3d путешествия - http://www.panotours.ru/— Кунсткамера: виртуальный тур - http://tour.kunstkamera.ru/#1241881465 — Виртуальный Лувр - https://www.louvre.fr/en/visites-en-ligne — Виртуальный Русский музей - https://rusmuseumvrm.ru/index.php — Екатерина Великая в стране и в мире (временная выставка) - https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_ekaterina_velikaya_v_strane_i_mire/index.php — Третьяковская галерея (совместный проект с Гугл (GoogleArts&Culture)) - https://artsandculture.google.com/Самый простой способ – виртуальные экскурсии, созданные в программе PowerPoint.Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана:—  определить идею экскурсии (проблему);—  поставить цель и определить задачи;—  определить содержание экскурсии;—  подобрать техническую составляющую:—  составить маршрута экскурсии. —  подготовить текст экскурсии, методическое сопровождение.Виртуальные экскурсии могут быть использованы:— в качестве фрагмента во время проведения урока;— в качестве самостоятельного урока;— на внеклассном мероприятии;— как форма самостоятельной работы студентов (например, в ходе работы над проектом).В завершение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что виртуальная экскурсия, конечно, полностью не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте, разнообразит работу на уроке и вне его, поможет развить творческие и познавательные способности учеников.Если мы научим обучающихся не только работать, учиться, преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы выполняем. С одной стороны, необходимо идти в ногу со временем, так как эра компьютеризации образовательного процесса будет ставить перед современным педагогом все новые и новые требования. С другой стороны, компьютеризация — мощный инструмент в руках опытного педагога.Список используемой литературы:Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998.Виды экскурсий. Классификации экскурсий // Б.В.Емельянов. – Режим доступа: http://ekskursoved.blogspot.ru/2013/06/blog-post.html?m=1. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.11.2017)Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. -Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.Долженко, Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – М.: Феникс, 2014.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2013.Козловская, Т.Н. Архитектурные особенности г. Тольятти в контексте решения проблем облика промышленных городов в советский период / Т.Н. Козловская // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017 - № S15. – С. 29-35.Козловская, Т.Н. Культурный облик современного города глазами студентов / Т.Н. Козловская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации», посвященная 15-летию ГКУ РМ «НЦСЭМ», г. Саранск. - Саранск, 2017. – С. 140-144.Константинова Светлана Александровна, Атаулова Алина Раисовна. Экскурсионный маршрут как инструмент патриотического воспитания молодежи..Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014.Леонов, Е.Е. Особенности методики проведения экскурсий / Е.Е. Леонов, А.В. Тараканов // Вестник КемГУКИ. – 2012. - № 21. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-metodiki-provedeniya-ekskursiy. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.11.2017).Скобельцина, А.С. Экскурсоинные услуги: проблемы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов / А.С. Скобельцина // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 1. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2464. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.11.2017).Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. : Теоретические проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974. – Т. 1. - 584 с. © А.Р. САФИУЛЛИНА, 2022

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X