Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Савина Ольга Григорьевна

Как воспитать успешного вокалиста

скачать документ

Вернуться назад

«Как воспитать успешного вокалиста?» (из опыта работы)Педагог дополнительного образования Савина Ольга ГригорьевнаФилиал МБОУ "ОСОШ г. Онеги" Муниципальный центр дополнительного образования, Архангельская область. «Смайлики» - такое название для вокальной студии придумали наши воспитанники много лет назад. В те годы понятие «Смайлик» только появилось в лексиконе современных детей. Сейчас уже всем известно, что смайлик символизирует все эмоции, которые хочет выразить человек. «Пускай все дети, кто занимается в коллективе с таким названием, будут веселыми, радостными и успешными» - такое напутствие получил наш коллектив от его первых участников. Что такое успех? Как достичь его в деятельности, которую ты выбрал?Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос.Я, как руководитель детского вокального коллектива, тоже не раз задавала себе эти вопросы. Как помочь своим воспитанникам стать успешными в исполнении современного эстрадного вокала?Прежде всего, проблема заключалась в отсутствии методики по современному эстрадному вокалу. Каждый педагог, имея за плечами базу советской академической школы, придумывал свои «обучалки», основанные на личных ощущениях, искал мастер-классы в интернете, где было очень много «мастеров», все учили, как нужно петь и дышать. Но, на обучающих курсах и мастер-классах тоже не было системы, педагоги делились своими методами, которые, если анализировать сейчас, вызывают множество принципиальных вопросов. Среди такого большого количества информации почти не было той, в которой так нуждались педагоги по эстрадному вокалу.Но жизнь не стоит на месте. К нам в дом вошла музыка западных вокалистов, которая значительно отличалась от пения российских звезд эстрады. Наши популярные и молодые артисты тоже стали петь гораздо интереснее и современнее. И как же они это делают? Как научить своих детей петь так, как их любимые исполнители? Наверное, такой вопрос волновал не только меня, но и многих педагогов по вокалу. Пришло понимание, что пора взглянуть на методику преподавания вокала с точки зрения новых знаний, новых техник и задач.Просто совершенствоваться в профессии недостаточно, нужно быть всегда на шаг впереди, только фактор опережения даст шанс стать успешным – такое правило у меня по жизни. Следуя ему, я стала искать ответы в методиках западных вокальных школ, появившихся на просторах интернета. Нашла много полезной информации, начала её применять на практике, но системы не было, хотя уровень вокала у моих вокалистов стал гораздо выше.За последние несколько лет в методике по современному вокалу произошли, можно сказать, глобальные изменения. Наши популярные исполнители стали обучаться вокалу за границей у западных педагогов, а педагоги стали приезжать к нам и учить по своим методикам. Благодаря этому мы смогли заметить, что в различных вокальных шоу на ТВ дети и взрослые исполнители стали петь свободно, ярко, совсем не «по-нашему». Это повлекло за собой огромный интерес к обучению пению у населения, и люди хотят уже петь современно, так, как поют любимые их исполнители.Своя методика у нас так и не появилась, но появился шанс обучаться по продвинутым западным техникам. Конечно, это большие материальные затраты, зато можно обучаться дистанционно, что дает возможность просмотреть уроки много раз по видеозаписи, иметь обратную связь с педагогом, а самое главное - это система, по которой учишься сам, а потом обучаешь своих воспитанников. В результате долгих поисков, я нашла выход на знания, которые перевернули все мои понятия о предмете «Вокал». Я получила ответы на вопросы, которые постоянно мучали меня многие годы. Эмоции радости, успеха, которые я вижу в глазах моих учеников, для меня очень дороги – это лучшая награда в мое собственное образование, в процессе которого я постоянно нахожусь. Когда педагог знает, как помочь ученику, как соответствовать его запросам - это, по - моему, наиболее значимая ступень к успеху и детей, и педагога.Дети, решившие научиться эстрадному современному вокалу, пришли заниматься в студию с большим желанием выступать на сцене, стать успешными. Первый вопрос обычно у всех одинаков: «Когда я буду выступать?» Родители, считающие своих детей самыми талантливыми, желающие видеть их блистающими на сцене, тоже ожидают быстрых результатов. На первом родительском собрании я довожу до их сведения о том, что отточить мастерство вокалиста – дело упорной работы с ребенком, все очень индивидуально и зависит от способностей ребенка: музыкальных, физических и умственных. Когда ребенок приобретёт первоначальные вокальные навыки, сможет исполнить мелодию чисто, ритмично, плотным звуком, планируется его первое выступление. Первый выход на сцену должен быть успешным для ребенка, от него во многом зависит дальнейшая успешность в концертной и конкурсной деятельности. Для этого выбирается песня, которую он может спеть уверенно, т.е. довольно простая по мелодии и ритму, близкая по содержанию возрасту ученика. Обычно это выступление в детском саду, детской студии, выступление для родителей в рамках нашего учреждения, такой зритель всегда доброжелателен, слушает с интересом, тепло принимает артистов. Родители предупреждаются о том, чтобы никакой критики в адрес исполнения не было, т.к. дети очень стараются и заслуживают поощрения. Все проходит успешно, дети получают положительные эмоции, с нетерпением ждут новых концертов. На дальнейших занятиях работаем над ошибками, корректируем исполнение.Совершенствуясь в вокале, дети стремятся выступать для более широкой публики. Это фестивали, концерты на городской сцене, имеющие муниципальный уровень. Юные вокалисты должны понимать, что на ответственные мероприятия отбираются лучшие исполнители, песня должна быть готова к показу зрителям, все поставленные педагогом задачи решены. Только в таком случае зритель оценит его труд, и выступление принесет успех и радость. Важно понимать, что умение петь означает не только хорошее владение вокальной техникой, это еще и владение стилистикой и актерским мастерством. Отсутствие хотя бы одной из этих составляющих, значительно отразится на успешности выступления. Поэтому педагогу по вокалу важно сотрудничать с коллегами по художественной направленности. В нашей студии в процесс обучения дополнительно вводились такие предметы как: сольфеджио, актерское мастерство, постановка номера, пение на английском языке. Это краткосрочные проекты, но польза от них весьма ощутима. В любом случае, первостепенным все же является вокальная техника. Если человек не владеет голосом, то нечего говорить о стилях и драматургии его выступления.Не всегда выступления бывают успешными. Иногда физическое состояние, недомогание, эмоциональный настрой могут помешать ребенку проявить себя в полной мере. Очень важно создать благоприятный настрой, дружественные отношения между детьми, чувство сопереживания за других. В нашем коллективе дети всегда поддерживают друг друга во время выступлений и в повседневной жизни. Мне, как педагогу, приятно наблюдать во время мероприятий, как они очень заботливо относятся друг к другу, помогают быстро переодеться, сделать прическу, говорят успокаивающие слова, если что-то не получилось у кого-то. Всегда перед выступлением стараюсь создать благоприятный настрой у детей, снять напряжение. Никогда не акцентирую внимание на неудачном выступлении. Даже если дети переживают, что не все получилось, как хотели, стараюсь успокоить, похвалить.Обязательно делаю видеозаписи всех конкурсных и концертных выступлений. Через некоторое время, когда стихнут все волнения, спокойно смотрим, анализируем, делаем выводы над чем нужно поработать. Такой подход стимулирует желание достичь лучшего результата.Выступления на публике формируют в детях лидерские качества. Они чувствуют себя уверенными, становятся ответственными, появляется желание соревноваться, стать лучше других, возникает потребность участия в конкурсах, получения наград и признания среди сверстников и знакомых. Имея опыт участия в фестивалях и конкурсах на муниципальном уровне, дети начинают понимать уровень своих возможностей в пении, возникает желание участвовать в областных и федеральных проектах.В настоящее время нет проблемы заявиться и принять участие в различных конкурсах. Выбор есть в любое время года, в любой части нашей огромной страны. По своему опыту знаю, что не все конкурсы могут оставить яркое, позитивное чувство у детей, поэтому стала очень внимательно изучать отзывы коллег об организации питания, экскурсий и свободного времени, о работе жюри, условия проживания конкурсантов, звук на сцене, награждения, т.к. это очень важно для успешного выступления и положительных эмоций. В интернете также много дистанционных конкурсов, но далеко не все могут дать адекватную оценку выступлению. Принимаем участие в тех конкурсах, где обозначены и прописаны в дипломе все члены жюри, которых мы знаем как специалистов в области музыки и вокала. Только такая компетентная оценка дает нам уверенность успешности в очных конкурсах.Дети мечтают поехать на конкурс. Ведь это не только соревнование, но и возможность спеть на новой сцене, оценить себя, свои возможности. Конкурс дает положительные эмоции, связанные с путешествием, экскурсиями, прогулками, новыми знакомствами. Стараюсь всегда делать акцент на этом при подготовке к поездке. Дети заранее договариваются о том, кто с кем будут жить в комнате, с кем рядом будут располагаться в поезде. Создается некая атмосфера ожидаемого события. Все начинают усиленно и серьезно готовиться, никому не хочется быть хуже других. Постоянно беседую с детьми о том, что мы едем не только себя показать, но и на других посмотреть, поучиться. В своих беседах настраиваю на то, что результат может быть ниже ожидаемого, как относиться к этому, как вести себя, если тебе не совсем повезло, как не испортить праздник остальным. Если воспитанники чувствуют, что их оценили по достоинству – это такая безграничная радость для них. Уже в день награждения появляются новые предложения по конкурсным поездкам. В нашей студии нет ни одного воспитанника без диплома. Все дети успешны. Успех бывает коллективным и индивидуальным. Наиболее одаренные дети занимаются индивидуально в группе сольного пения, большая часть детей поют в ансамбле. Хочется отметить, что успешность – это не только успехи на конкурсах. Вокалистам в процессе долгого обучения нужно иметь желание, терпение и работоспособность для того, чтобы добиться определенного результата в вокальной технике. Пение в ансамбле требует большой слаженности звучания всех голосов. Иногда, в процессе работы над произведением долго не получается достичь нужного результата. Когда, наконец, начинает все звучать чисто, многогранно – это общий успех, который вызывает огромную радость и желание работать дальше, чтобы можно было поделиться этим успехом со зрителем. Период подготовки к конкурсам длится обычно от 2-х до 3-х месяцев. Желающие принять участие в конкурсе начинают готовиться по выработанному мною алгоритму, что тоже дает свои положительные результаты на практике. Алгоритм - это порядок действий, работа по определенной схеме. Наш алгоритм таков:Выбор песни. Песня должна очень нравиться детям, соответствовать по содержанию возрасту, иметь доступный диапазон, не превышать вокально-технические возможности.Разбор песни: размышляем, о чем песня, что хотел передать автор.Учим мелодию, ритм, текст.Делаем вокальный дизайн песни, разбираем на вокально-технические приемы, динамику.Включаем приемы в упражнения и распевки. Нарабатываем навыки.Отрабатываем сложные дикционные моментыРаботаем над вокальной техникой и приемами в песне.Работаем над сценическим образом.Включаем песню в концертную деятельность.10. Записываем на видео, анализируем, отрабатываем сложные моменты.Недавно я задалась вопросом, как повлияло участие обучающихся в конкурсной деятельности на мой профессиональный рост и на микроклимат детского коллектива.Первый конкурс для нас был самым сложным, в том плане, что у меня и детей не было опыта участия в таких мероприятиях, были страхи, сомнения. По понятным причинам мы не стали призерами, но получили большой толчок в развитии. Высокий уровень участников дал детям понимание к чему нужно стремиться, желание заниматься и в дальнейшем побеждать. Благодаря первому опыту я поняла, какие шаги нужно мне предпринять для успешности воспитанников: саморазвитие на опережение, улучшение предметно-развивающей среды.Теперь, спустя годы, могу сказать, что создать условия для занятий и развития успешных вокалистов – это значимая ступень к успеху. Мы заменили все звуковое оборудование на современное, оборудовали кабинет акустическим поролоном, чем значительно улучшили акустику в кабинете, детям стало комфортнее заниматься. Все полученные награды и дипломы на «Стене достижений», которая постоянно обновляется. Покупаем, шьем новые костюмы, подбираем новые прически для выступлений. Дети приходят на занятия с радостью, с желанием научиться новому, совершенствоваться в вокальной технике. Результаты растут, радуют всех. Теперь ни у кого нет страха перед конкурсом, мы хотим соревноваться, делиться своими успехами в освоении современного вокала!Наши достижения за последние годы: дипломы в международных конкурсах «Триумф», TV-IT ROSSiA.RU, «Звуки и краски столицы», «Праздник детства», в региональном конкурсе «АРХАНГЕЛЪ» и много побед в дистанционных, областных и муниципальных конкурсах и фестивалях.Новые победы побуждают развиваться дальше, не останавливаться на достигнутом.Чтобы воспитать успешного вокалиста, я считаю, нужно помочь ребенку понять природу его голоса, научить мастерски пользоваться им, чтобы никакие технические трудности не мешали ему само выражаться. Только тогда, с помощью совместных усилий педагога, ученика и родителей, ребенок станет успешным вокалистом.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X