Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Долуденко Ольга Петровна

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе по теме: «Союзы как части нашей речи, или как научиться дружить» (Использование союзов в произведениях А.С. Пушкина)

скачать документ

Вернуться назад

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе по теме:«Союзы как части нашей речи, или как научиться дружить»(Использование союзов в произведениях А.С. Пушкина)Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Форма проведения: урок-исследование. Обучающие цели:- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи»;- создать условия для усвоения такой нравственно-этической категории, как союз человеческих сердец;- обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей. Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.Воспитательные цели:- содействовать развитию умения общаться между собой;- формировать эстетический вкус учащихся, прививать интерес к изучению творчества А.С.ПушкинаОформление доски: Цитата:СОЮЗЫ не что иное суть, как средства, которыми ИДЕИ СОЕДИНЯЮТСЯ.М.В. ЛомоносовЭпиграф:Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.А.С.ПушкинПроблемный вопрос:Есть ли в наше время необходимость в СОЮЗЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЕРДЕЦ?Ход урока1. Оргмомент.Ребята, сегодня у нас праздник. Мы проводим необычный урок. Тема его вам известна. Наша задача - повторить и обобщить основной учебный материал из большой темы «Союз как часть речи», а также провести экспресс-исследование такой категории, как союз человеческих сердец, которая помогает выразить наше человеческое взаимодействие. Эпиграфом к нашему уроку будет фраза, принадлежащая А.С.Пушкину. Вы, ребята, должны ее «собрать» из отдельных слов и частей слов. (Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.)2. Вступительное слово учителя.6 июня 2021 года все культурное сообщество нашей страны отметило 222 годовщину со дня рождения А.С.Пушкина. На нашем уроке мы также будем говорить о том, какое место в жизни поэта играли такие понятия, как дружба, товарищество.Предлагаю вам подумать над вопросом: «Есть ли в наше время необходимость в союзе человеческих сердец?»3. Работа по теме урока.1) Повторение теоретических сведений по теме «Союз как служебная часть речи». На экране мультимедийного проектора в ходе повторения теоретических сведений учащиеся составляют кластер по теме «Союз как часть речи». Как только учащиеся дают правильный ответ, появляется изображение. 2) Работа с индивидуальными картами.Учитель. Предметом творчества А.С. Пушкина была сама многогранная жизнь. Поэт коснулся всех сторон жизни, рассказал о ней так, что всякий, читающий его произведения, понимает, что они для него. Творчество Пушкина одухотворяет нас, делает более человечными, мудрыми. Язык пушкинских произведений прост, понятен, ясен. Многие поэтические строчки стали крылатыми выражениями. Среди них найдите те, что имеют отношение к теме нашего урока. Учащиеся называют.Учитель. Перед вами крылатые выражения из пушкинских произведений. Вам нужно дописать пропущенные слова, найти в них союзы, определить их разряд.Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво.Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг.Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.Ни музы, ни труды, ни радости досуга –Ничто не заменит единственного другаГордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя.Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль?Учитель. Каково назначение союзов в предложениях? Учащийся. Самые распространенные союзы - это союзы и, а, но, или. Они сочинительные: и - соединительный, он соединяет однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного. Союз а, но - противительный, с его помощью противопоставляются однородные члены предложения и простые в составе сложного. Или - разделительный, с его помощью разделяются однородные члены в простом предложении, простые в составе сложносочиненного.На примере пушкинских крылатых выражений учащиеся определяют назначение союзов в речи.Учитель. Много-много лет назад, 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчиков позже выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей. Обычный понедельник. И так не хотелось им вставать. Но зазвонил колокол, начинался очередной, будничный день. Все было известно заранее - встать, одеться, повторить уроки, потом занятия... Пушкин и его друзья. Читая о них, невольно начинаем думать о себе, о своих друзьях. Кто же были друзьями Пушкина? Назовите их имена. Учащиеся. Это Горчаков Александр, Вольховский Владимир, Антон Дедьвиг, Кюхельбекер Вильгельм, Пущин Иван, Малиновский Иван.Учитель. Друзья поклялись через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет - золотую. Это им, спустя несколько лет после окончания Лицея, Александр Пушкин посвятит поэтические строки:Друзья мои, прекрасен наш союз!Он как душа неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспеченСрастался он под сенью дружных муз.Куда бы нас ни бросила судьбина,И счастие куда б ни повело,Все те же мы: нам целый мир чужбина;Отечество нам Царское Село.Нам разный путь судьбой назначен строгой.Вступая в жизнь, мы быстро разошлись:Но невзначай проселочной дорогойМы встретились и братски обнялись....Учитель. А это стихотворение Пушкина знает всякий уважающий себя ученик. Учащийся. Стихотворение называется «Пущину». Мой первый друг, мой друг бесценный,И я судьбу благословил,Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил;Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточенъеЛучом лицейских ясных дней! Учитель. Выделите в этих поэтических текстах союзы, определите их разряды и назначение в предложениях.3) Беседа.Учитель. Да, действительно, союзы объединяют слова и предложения , но по-разному: одни просто присоединяют, другие противопоставляют слова и предложения друг другу, а третьи разделяют их. Какой принцип лежит в основе сочинительных союзов?Ученик. Равноправия.Учитель. По какому принципу используются подчинительные союзы?Ученик. Подчинительные союзы подчиняют придаточные предложения главному в составе сложного. Используется принцип подчинения.Учитель. Встречаемся ли мы с такими отношениями в нашей человеческой жизни? Ученик. Повсеместно.Учитель. А какие отношения преобладают между людьми? Построенные на равноправии или на подчинении? Ученик. На подчинении.Учитель. Где мы встречаемся с такими отношениями?Ученик. На производстве, в армии, во дворе, в школе, часто в семье.Учитель. А какие отношения должны складываться между нами?Ученик. Построенные на ВЗАИМОПОНИМАНИИ, УВАЖЕНИИ, Это помогает людям жить СПОКОЙНО, ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В БЕЗОПАСНОСТИ.Учитель. Ребята, следуя за мыслями великого человека и поэта Пушкина, мы ведь сможем «вывести» формулу СОЮЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЕРДЕЦ,4) Коллективная исследовательская работа. И вот что получилось в результате...На экране появляются слова-понятия, которые учащиеся должны назвать. Из этих понятий, с их точки зрения, и рождается СОЮЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЕРДЕЦ. Итак, СОЮЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЕРДЕЦ = ДОБРОТА + УВАЖЕНИЕ + МИЛОСЕРДИЕ + ЛЮБОВЬ.Учащиеся говорят, что стихотворения Пушкина о лицейском братстве напомнили им о великой силе дружбы, которая возможна лишь только тогда, когда люди ощущают, что они объединены каким-то общим делом, когда сердца их бьются в унисон.5) Творческое задание.Учитель. Никогда не поздно признаться другому человеку, что уважаешь и ценишь его, готов стать или быть самым близким его другом. Предлагаю вам подарить своим товарищам небольшие памятные сувенирчики, в которые вы впишите слова, обращенные к вашим одноклассника. Постарайтесь подобрать такие слова, которые в полной мере отразили бы ваше отношение к адресату послания.На экране мультимедийного проектора, пока учащиеся составляют свои дружеские послания, в режиме анимации появляются пушкинские строки. Они создают общий фон, напоминают о том, что ДРУЖБА - это понятие на все времена, что каждому человеку необходимо чувствовать, что у него есть настоящие друзья.В начале жизни школу помню я;Там нас, детей беспечных, было много;Неровная и резвая СЕМЬЯ.И дружбе легкие посланъяПишу без строгого старанья.Тесней, о милые друзья,Тесней наш верный круг составим.Пока сердца для чести живы,.Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись!В день уныния смирись:День веселья, верь, настанет.Куда бы вы, друзья,Куда б ни вздумали, готов за вами яПовсюду следовать...Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...Учитель. Ребята, с каким настроением вы принимали эти дружеские, и, может быть, шутливые послания?Ученик. Всегда приятно получить добрый привет, напутствие. Я понял, что нужно как можно больше делать добра, и тогда, может быть, найдется человек, который на твое приветное слово ответит тем же. Считаю, что и в наше время каждому человеку необходимо знать, что он не один, а у него есть друзья, одноклассники, которые помогут, если нужно, поддержат, укажут на недостатки и ошибки. 4.Подведение итогов урока.Учитель. Вы в 7 классе, вместе вам учиться еще несколько лет до окончания школы. Предлагаю составить несколько правил для укрепления дружбы и товарищества в классе в виде простых и сложных предложений с сочинительными и подчинительными союзами. Начало может быть таким:Настоящая дружба на учебу наставляет и характер укрепляет.Истинных друзей много не бывает, так как верная дружба - это повседневный труд.Береги своих друзей, как самого себя.Себя не жалей, а другу помогай.Чтобы учеба была в радость и досуг нас не подвел, другом будь всегда.ДЗ. Дописать творческую работу, используя 5-6 предложений с разными союзами.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X