Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Надежда Ивановна Пичугина

Диагностические методики, как обновленные технологии управления качеством образования.  

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. БирюсинскаДиагностические методики, как обновленные технологии управления качеством образования.   Педагог : Пичугина Н.И. 2022гВся работа педагога осуществляется в процессе взаимодействия с обучающимися. От умения педагога добиваться при взаимодействии с обучающимися высокого уровня качества образования в значительной степени зависит успешность решения стоящих перед ним задач.Многогранность образовательного процесса предполагает решение одновременно множества задач (разных по характеру, объёму, степени значимости) и, соответственно, получения системы результатов. Наиболее оптимальный путь повышения качества образования – организация образовательного процесса, направленного на положительную динамику личностных достижений обучающихся. Если мы говорим о необходимости развивать личностные достижения обучающихся, то без знания методики диагностирования образовательного процесса здесь  не обойтись.Педагогу для организации образовательного процесса необходимо изучить особенности характера, интересы и увлечения своих воспитанников, их взаимоотношения с родителями, сверстниками. В этом помогают различные диагностические исследования. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.Диагностика в объединении «Шьем сами»В силу индивидуального характера многих детей в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.Диагностика – «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.Цель диагностики - управление личностным ростом  ребенка.Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, самоопределению; игры, тесты,тренинги) «Разношерстная гусеница» (на сплочение девочек и мальчиков)задание - собраться гусеницей: мальчик, девочка, мальчик, девочка и т.д.; 2 ведущих игрока (одеты цветные платки или щарфики) – это головы 2-х гусениц; под музыку набираются «разношерстные гусеницы»; кто быстрее и правильно набрал гусеницу – победитель; далее гусеницы могут потанцевать и погулять по залу, но не расцепляться.самоопределению; нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.Этапы педагогической диагностики:Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенкаЦель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.Задачи: - прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;- оценку дидактической и методической подготовленности.Методы проведения:   - индивидуальная беседа;   - тестирование;   - наблюдение;   - анкетирование.Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.Задачи:- оценка правильности  выбора технологии и методики;- корректировка организации и содержания учебного процесса.Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом.Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.Задачи:- анализ результатов обучения;- анализ действий педагога.Методы проведения итоговой диагностики:- творческие задания;- контрольные задания;- тестирование;- выставка работ.Формы представления результатов диагностикиСегодня к числу эффективных технологий качества образования относится мониторинг.  Мониторинг является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста.Как врач ведет историю болезни пациента, так и  педагог  должен вести историю развития ребенка.Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:- педагогических наблюдений;- диагностические карты;Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.2.Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.3.Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться. по индивидуальному развитию ребенка были разрабатываются индивидуальные маршрутные карты обучающегосяЦель разработки такой формы мониторинга заключается  в том, чтобы выяснить, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка, формированию его ключевых компетенций; обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации его индивидуального образовательного процесса с тем, чтобы повысить качество образования, а также проанализировать, обобщить и распространить положительный опыт .Индивидуальная маршрутная карта – это организационный документ, отражающий информацию об особенностях проектирования индивидуального образовательного процесса ребенка, его продвижении в освоении образовательной программы дополнительного образования и личностных достижениях. Она включает в себя несколько четко выраженных разделов:Ведение настоящей индивидуальной маршрутной карты основывается на организации непрерывного педагогического взаимодействия и рефлексивном подходе в оценке процесса и результатов образовательной практики и личностного развития, прогнозировании возможного взаимодействия в будущем.Это служит базой постановки конкретных субъектно-окрашенных целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации. Непрерывная организация педагогического процесса основывается на ряде основных принципов: сотрудничества, конструктивности, компетентности.Методы, используемые в индивидуальной маршрутной карты как особом инструменте мониторингового характера - это педагогическое наблюдение, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, рефлексивные приемы сопровождения и оценки состояния участников образовательного процесса .В процессе применения индивидуальной  маршрутной карты выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, определяется характер отношения педагогак процессу развития и результатам образовательного процесса конкретного ребенка, заинтересованность в его продвижении и другие значимые педагогические аспекты.Индивидуальная маршрутная карта для, педагога дополнительного образования -это инструмент, сопутствующий максимальной индивидуализации образовательного процесса наряду с индивидуальной образовательной программой, это педагогическая технология, позволяющая педагогу оттачивать свое профессиональное мастерство в условиях дифференциации образовательного процесса, а для обучающихся и их родителей - это возможность получить информацию от педагога и самого ребенка о том, как протекает процесс дополнительного образования, на что необходимо обратить внимание, каковы перспективы персонального роста и развития.Проблема оценки качества образования в учреждении дополнительного образования детей остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.Ф.И.О. __________________________Дата рождения ___________________год поступления __________________ ___________ Объединение ______Баллы по годам обученияКонечный результат___________Отбирая диагностические методики, нужно учитыватьследующие:- особенности возраста учащихся- степень сформированностидетского коллектива;- особенности взаимоотношенийпедагога и обучающихся;- степень доверия друг другудетей и взрослых.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X