Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Тульнева Татьяна Витальевна

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка

скачать документ

Вернуться назад
Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка.
У ребенка есть страсть к игре,
И надо ее удовлетворить.
Надо не только дать ему время
Поиграть, но надо пропитать
Этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра.
А. С. Макаренко
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из её важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь – неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Речь начинает развиваться до рождения, а не в то момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще – формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.
Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно понимают. К. С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольном детстве.
Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда говорили о звуковой культуре речи. Хороший поэт в своей работе всегда выбирает не только слова, но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научит его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Попробуем выполнить задания для детей старшего дошкольного возраста, ответив на вопросы.
Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грохот, раскаты, грохотать?
Какой звук создает образ тишины?
Тише! Тише! Тише! Тише!
Спит в лесу семья зайчишек
Не во сне, а наяву
С ветки елки стая шишек
Мягко прыгает в траву.
В теплых норах спят мышата,
Мать качает малышат
В лапотках идут шишата,
По тропинкам чуть дыша.
Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.
Итак, речь должна обладать определенными качествами. Представим колокольню. Там много колоколов. Но колокольный звон может быть красивым только при гармоничном созвучии всех колоколов: и больших и маленьких. Так и речь может быть красивой только при гармоничном взаимодействии всех основных качеств. Поэтому у детей нужно развивать речь не только правильную, но и красивую, благозвучную.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность – чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра – основной вид деятельности дошкольников, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.
Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические процессы у ребенка (речь, память, мышление, восприятие), Д. Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.
Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями речи часто отстают в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения в психической сфере – повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, расторможенность, апатичность, психическая истощаемость.
Особенности поведения таких детей отличаются и в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи:
1) широко использовать игры в различных режимных моментах;
2) учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Каким же требованиям должна отвечать игра? Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.
В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.
Игра «Апельсин»
Цель: обогащать словарный запас прилагательными.
Правила игры: перенести апельсин с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельсин моют в горячей воде для возникновения аромата). Положив апельсин, ребенок называет одно прилагательное – признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кислый, сочный, ароматный и др.). задействованы все анализаторы.
Игра «Почемучка».
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолет, мясорубка, сороконожка, босоножки, соковыжималка, листопад, снегопад, снеговик, мотокросс, медведь.
Игра с самоконтролем «Свет в окошках».
Цели: 1.Автоматизировать звук [C] в словах по акустическому признаку.
2.Определить место звука в слове.
3.Развивать способность адекватно оценивать свою работу.
4.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование.
Вырезанный из листа бумаги контур домика с четырьмя окошками (по два на каждом этаже). В окошках: маска, слива, светофор и солнышко. Желтые и синие квадратики, соответствующие по размеру окошкам (по3 шт.). конверт с восклицательным знаком, в котором находится маленький домик с желтыми и синими окошками, - образец правильно выполненного задания. Схема слова – полоска картона, разделенная на три части (начало, середина, конец слова). Карточка с буквой С.
Правила игры:
Рассмотри картинки.
Определи место звука в слове и закрытой картинки желтыми квадратиками («зажечь свет в окошках») в том случае, если звук [c] слышится в начале слова: маска, слива, солнышко, светофор.
Сказать, в каких окошках (на каком этаже, справа или слева) «зажегся свет».
В конвертике с восклицательным знаком – контрольный вариант. Проверь себя и оцени свою работу!
Дополнительное задание : расположи букву С на схеме (для каждого слова).
Памятка педагогам.
При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтель).
Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек – не ранее 7.
Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.
Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).
Лень ребенка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной методики работы с ребенком.
Главная заповедь – не навреди!






Список используемой литературы
Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте//Развитие речи и речевого общения дошкольников /Под редакцией О. С. Ушаковой. – М., 2015 г.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 5 лет // М., Просвещение, 2007 г.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста / А. И. Максаков. – М., 2007 г.
Интернет – ресурсы:
https://infourok.ru/seminarpraktikum-formirovanie-pravilnogo-zvukoproiznosheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-3897986.html
https://dohcolonoc.ru/stati/18925-pravilnoe-zvukoproiznoshenie-u-detei.html



Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X