Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сентябова Ирина Валерьевна

"Развитие пространственного мышления и естественно - научных представлений через эксперементирование "

скачать документ

Вернуться назад

Развитие пространственного мышления и естественно – научных представлений через экспериментирование.В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы.Наша задача, педагогов ДОО, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.В нашем дошкольном учреждении мы уделяем особое внимание формированию естественно-научных представлений у детей, т.к. у некоторых детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом.На наш взгляд становление естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.Метод экспериментирования  обеспечивает интеграцию со всеми видами деятельности. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.В процессе эксперимента, помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды). Для организации детского экспериментирования созданы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников - «Научная мини – лаборатория», «Картотека экспериментов для старших дошкольников»,  собираем коллекцию объектов и предметов окружающей действительности. Научная мини-лаборатория способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования. В которой содержаться : мерные стаканчики, цветные баночки с разными видами материалов: песок, сахар, земля , пластмассовые стаканчики, мерные ложки, баночки с крышкой, трубочки, палочки, фартуки, клеенка, лупы, микроскоп и многое другое.Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей.Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Они чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X