Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Петрухина Яна Витальевна

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте

Петрухина Я. В.,
студентка 2 курса
заочной формы обучения,
ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ»,
Мичуринск, Россия
yanchikp17@gmail.com

Аннотация: В данной статье описываются особенности развития внимания детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены концепции семейных отношений, как они строятся, как реализуются, и их влияние на формирование внимания у детей. Также выявлены проблемы развития внимания детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: педагогика, психология, внимание, педагогическая деятельность, воспитание, дети, младший школьный возраст.

Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте была рассмотрена И. А. Дубровиной. Согласно его определению, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который возник относительно недавно. Раньше не было возрастного разделения на группы, потому что дети не посещали школу. Кроме того, она была недоступна для тех детей, для которых начальная школа была первой и последней образовательной ступенью образования. Описание этого возраста можно отнести к введению системы образования, включающей всеобщее и обязательное неполное и полное среднее образование. Система и структура среднего образования, включая его цели, еще не были окончательно определены. По этой причине психологические особенности младшего школьного возраста как начального этапа школьного детства также не считаются окончательными и неизменными.
Младший школьный возраст называют пиком детства. Ребенок сохраняет многие детские качества легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает терять детскую непосредственность в своем поведении, у него иная логика мышления [7].
Человек в своем психическом развитии проходит 4 больших периода:
1. сенсомоторный (сенсомоторный) - от рождения до 2 лет;
2. предоперационный период (2-7 лет);
3. период конкретного мышления (7-11 лет);
4. период формально-логического, абстрактного мышления (11-12-18 лет и старше).
Возраст 7-11 лет приходится на третий период психического развития по Пиаже – период специфических умственных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.
Начало школьного образования означает переход от игровой деятельности к обучению как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому посещение школы вносит самые важные изменения в жизнь ребенка. Весь образ его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье резко меняется. Главной, ведущей деятельностью становится преподавание, важнейшая обязанность - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьезная работа, требующая организованности, дисциплины и волевых усилий ребенка.
Давыдов В. В., Эльконин Д. В., Дубровина И. В., Талызина Н.Ф., Выготский Л. С. писали, что мышление, особенно вербальное и логическое мышление, наиболее активно развивается во время обучения в начальной школе. То есть мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [5] .
Особенности восприятия. Развитие индивидуальных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия (формируются простые типы восприятия: размер, форма, цвет). У младших школьников улучшение восприятия не прекращается, оно становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания. Возрастными особенностями внимания детей младшего школьного возраста являются сравнительная слабость произвольного внимания и его малая устойчивость. Гораздо лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво удерживать внимание на нужных, а не только внешне привлекательных объектах. Развитие внимания связано с расширением его сферы и умением распределять внимание между различными видами действий. Поэтому целесообразно ставить образовательные задачи таким образом, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен следить за работой своих товарищей [6].
Функции памяти. Продуктивность памяти детей младшего школьного возраста зависит от их понимания характера задачи и от овладения соответствующими приемами и методами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития в рамках учебной деятельности различно. В 1-м классе эффективность непроизвольного запоминания выше, чем у произвольного запоминания, так как у детей еще не сформированы специальные приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования техник осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников во многих случаях оказывается более продуктивной, чем непроизвольная память [3].
Особенности воображения. Систематические учебные занятия помогают развить у детей такую важную умственную способность, как воображение. Развитие воображения проходит через два основных этапа. Изначально воссозданные изображения очень приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких изображений требует словесного описания или рисунка. В конце 2-го класса, а затем в 3-м классе наступает второй этап, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств на изображениях.
Как и другие психические процессы, общий характер детских эмоций меняется в условиях учебной деятельности. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. В младшем школьном возрасте наблюдается повышение сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение стабильности эмоциональных состояний.
Также большое значение имеют особенности возраста ребенка, потому что в процессе их развития происходят большие изменения в личности. Младший школьный возраст - очень важный период школьного детства, от полноценной жизни которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Она охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет [4].
Внимание - это психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание -- это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко [8].
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Внимание младшего школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Младший школьный возраст называют пиком детства. Ребенок сохраняет многие детские качества легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает терять детскую непосредственность в своем поведении, у него иная логика мышления [9].
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.
В последние несколько лет психологи отмечают рост невнимательности в сочетании с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребенок не может заставить себя сосредоточиться на чем-то, то он пропускает много основного материала образовательных программ, усвоить который необходимо для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях происходит развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь этого значительного успеха.
В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Таким образом, среди мелких предметов и ребенок, и взрослый сразу найдут крупные, среди зеленых красные, среди темных - светлые и т.д. На этом методе построены маркетинговые кампании многих компаний.
С возрастом у человека развивается активное внимание, он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить в малыше этот механизм. Почти с самого возраста ребенок слышит такие слова, как “смотри”, “будь внимателен на уроке”, “внимательно слушай учителя и будь хорошим” [1].
Рассеянный ребенок иногда не столько не понимает, сколько не хочет понимать, поэтому задания на развитие внимания призваны пробудить у ребенка интерес к происходящему вокруг него. Ведь если малыш будет очарован, он захочет чему-то научиться, если ему что-то понравилось, он захочет повторять это снова и снова (одни и те же упражнения и тесты).
Согласно этому принципу развития внимания у младших школьников, задания также строятся по методу от простого к сложному, чтобы не спугнуть интерес ребенка, но и не дать ему расслабиться.
Некоторых детей иногда очень трудно заставить сидеть и что-то делать. Это очевидно, потому что ребенок дошкольного или младшего школьного возраста довольно активен и охотно бегает и играет [5].
Существует несколько уровней таких проблем:
1. Небольшой объем. Ребенок не может одновременно сосредоточиться на двух объектах и удерживать их в уме.
2. Неустойчивая сосредоточенность и недостаток концентрации. Ребенок психологически не способен достаточно долго концентрироваться на чем-либо, каким бы привлекательным оно ни было. В таких случаях достаточно простой игры по 5-10 минут в день.
3. Проблема избирательности. Малыш не в состоянии заставить себя сосредоточиться на том предмете, который необходимо решить, отсутствует абстрактное мышление, ребенок пытается запомнить все, что ему дают, и, в конце концов, ничего не помнит.
4. Распределение внимания. Ребенок может переключаться с одного вида деятельности на другой. Требуется некоторое время, чтобы после русского языка начать заниматься математикой, иначе он может наделать много ошибок, но хорошо усвоит материал.
5. Второй тип распределения. Вторая проблема такого рода это неспособность ребенка делать несколько вещей. Конечно, хорошо, если бы он сосредоточился на работе, но этот механизм необходим для полноценной жизни.
6. Случайное внимание. Ребенок не может переключаться по требованию с одного вида деятельности на другой [3].
Как только у взрослых будет четко обозначена проблема, им станет легче придумать, как ее решить. Сначала нужно точно осознать, чего ребенок еще не умеет делать: концентрировать или распределять его.
Практическая деятельность ребенку дается минута. Когда на мгновение он сможет справиться с большинством задач, может усложнить последние в следующих аспектах:
1. Разнообразные формы. Сначала добавьте новое черное изображение, а затем (если возможно) измените цвета, чтобы ребенок не искал квадраты, например, и зеленые маленькие квадраты. Но сильно увлекаться этим не стоит, цветов не должно быть много, и они не должны быть яркими.
2. Увеличьте объем работы. Если ребенок быстро справится с этой задачей, можно просто увеличить количество строк и столбцов, уменьшив размер каждого изображения. Так что у ребенка будет больше напряжения.
3. Зачеркните по-другому. Вы можете предложить ребенку найти в предложенных столбцах квадраты и кружки, но кружки подчеркнуть, а квадраты зачеркнуть. Подобную работу по развитию внимания широко практикуют и логопеды.
Вывод: В начальной школе немаловажная роль в освоении учебного материала, когнитивном и личностном развитии детей младшего школьного возраста отводится учителю, которому для развития внимания учащихся необходимо ставить четкие и конкретные задачи в выполняемой деятельности, использовать дидактические игры, включая в урок занятия на развитие внимания, а также учить детей анализировать, пересказывать, сравнивать, заинтересовывая его в результатах собственной деятельности, формируя при этом навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, особенности развития внимания каждого отдельного ребенка, но методы, изобретенные педагогами и логопедами, позволяют в итоге всем детям расти и жить счастливой, полноценной жизнью, не испытывая проблем с механизмом внимания.

Список литературы:

Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. - СПб: Питер,2006. - 240с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: «Ось-89»,2003. -224с.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Смысл, 2006.
Возрастно-психологичекий подход в консультировании детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В.
Выготский Л. С. Детская психология// Собр. соч.: т. 4. Под ред. Эльконина Д.Б. Изд. «Педагогика» - М., 1984 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005. 54-558 с.
Дубровина И.А. Психологическая служба образования: время реформ// Вестник практической психологии образования.-2005.- № 2(3).- 30-57 с.
Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.программа для детей 5- 9 лет. - М.: ТЦ Сфера 2004 - 104 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X