Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Усанова Анна Николаевна

Проект "Время Осени пришло"

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №81 для детей раннего возраста»







Проект
В младшей группе (дети 2 – 3 года)
«Время Осени пришло»
















Выполнил: воспитатель
Усанова Анна Николаевна



Пгт. Ярега 2019 год



Паспорт проекта.

Тип проекта: Познавательный, творческий, игровой.
Срок реализации проекта: Краткосрочный, один месяц-Октября.
Участники проекта:
- Воспитатели
- Дети второй группы раннего возраста №1
- Родители
Форма проведения: Групповая
Аннотация проекта: Проект содержит разнообразные виды детской деятельности, связанные одной темой. Смена деятельности поддерживает интерес детей к теме, не дает детям утомиться. Совместная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков и социализирует детей.
Актуальность проекта:
Какое замечательное и красивое время года – осень! Какие яркие краски дарит нам эта чудесная пора! Заметить эту красоту, успеть полюбоваться ей, вот, что необходимо нам с самого раннего детства.
Дети младшей возрастной группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Непосредственно образовательная деятельность и различные виды игр способствуют развитию у детей познавательной активности, а так же обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребенка и проведения интересного досуга в семье.

Проблема проекта:
В ходе бесед с детьми данной группы выяснилось, что они очень любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Что такое осень? « «Зачем падает листва?» «Как выглядит осень?» «Почему идёт дождь?»
Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о, Времени года «Осень».
Младший возраст – это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? Они очень любознательны и хотят все знать... Необходимо только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Данный проект будет способствовать:
Раскрытию детям ответов на многие интересующие их вопросы.
Обогащению детей новыми впечатлениями и знаниями.
Развитию познавательного интереса, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Проект объединит педагогов, родителей и детей.

Цель проекта:
Создание необходимых, благоприятных условий для ознакомления детей со временем года «Осень» и её характерными признаками.

Задачи проекта по образовательным областям:

Социально – коммуникативное развитие:
Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Формировать позитивные установки к различным видам деятельности.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на улице во время осенних прогулок.

Познавательное развитие:

Знакомить детей с доступными явлениями природы в осенний период.
Развивать познавательную активность детей через совместную игровую деятельность осеннего содержания.

Речевое развитие:

Способствовать развитию речи как средства общения.
Обогащать словарь детей по осенней тематике.
Приобщать детей к художественной литературе с помощью произведений об Осени.

Художественно – эстетическое развитие:

Развивать детское художественное творчество, через совместную деятельность экологического содержания.
Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на музыкальные произведения об Осени.

Физическое развитие:

Совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.
Развивать интерес к участию в подвижных играх, физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Прогнозируемые результаты:
Обогатятся и расширятся знания детей о «Осени» и её характерных признаках.
Дети проявляют интерес к окружающему миру природы, с интересом участвуют в сезонных наблюдениях.
Проявляют интерес к совместным играм.
Эмоционально откликаются на предложенную взрослым деятельность.
Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Пополнится словарный запас детей.
Проявляют интерес к продуктивной деятельности.
Возрастает двигательная активность.
Возрастает заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

Формы организации работы с детьми по проекту:
Совместная деятельность педагога с детьми (познавательная, игровая, творческая, продуктивная).
Самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, настольно-печатные и дидактические игры по данной тематике).

Методы проекта:
Наблюдения, прогулки.
Наглядные: наглядно-демонстрационный материал.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, словесные игры. Консультации для родителей, беседы, объяснения, словесные инструкции.
Игровые: подвижные игры, пальчиковые игры, сенсорные игры, а так же словесные игры.
ООД: окружающий мир, развитие речи, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка).

Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок природы в группе.
Методический инструментарий.
Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр, принадлежности для продуктивной деятельности).
Наглядный материал: картины, иллюстрации, открытки, альбомы, гербарий, настольно-печатные, дидактические игры по осенней тематике.

Продукты проекта:
Оформление фотоальбома «Дети и Осень».
Выставка детского творчества.
Выставка поделок из природного материала.
Конспекты ООД:
Сценарий развлечения «Осень в гости к нам пришла».
Оформление папок-передвижек:
Консультация для родителей:
Картотеки игр по осенней тематике: подвижные, пальчиковые, сенсорные, словесные.

Формы работы с родителями:

Цель: Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Задачи:
Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Привлечь родителей к участию в оформлении продуктов проекта.
Папка-передвижка:
Консультация:
Беседы: Обмен мнениями по тому или иному вопросу. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Рекомендации:
Прочитать детям произведения об «Осени»
Заучить приметы и загадки об «Осени»
Рассмотреть картины, иллюстрации об «Осени»
Сделать фотографию со своим ребёнком «Я и Осень»
Собрать вместе с ребёнком природный, осенний материал.
Выучить стихотворение об «Осени»
Акция: Поделки из природного материала «Осенний калейдоскоп»
Создание фотоальбома: «Дети и Осень»
Развлечение: «Осень в гости к нам пришла»

Базисный компонент: Работа по проекту проводилась в рамках программы «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Проект «Время Осени пришло» реализуется в четыре этапа:

1.Подготовительный этап:
Сбор информации, работа с методической литературой.
Формирование мотива к деятельности детей и родителей.
Разработка плана проекта, постановка цели и задач.
Подбор художественной литературы и наглядного материала по данной теме.
Подготовка атрибутов для игр и совместной деятельности.
Подбор и разработка конспектов, сценариев для проведения ООД, развлечения.
Подбор игр: подвижных, пальчиковых, словесных, сенсорных, игры по развитию речевой активности.
Составление плана работы с родителями.
Оформление наглядной информации для родителей.

2. Практический этап: Октябрь

Наблюдения:

Наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Наблюдение является эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
Цель наблюдений: Формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель: Формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и характеризовать приметы  осени.

Наблюдение за солнцем.
Цель: Формировать представления об изменении в природе с приходом осени (солнце реже появляется на небе, меньше греет) 

Наблюдение за дождливой погодой.
Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями осени – дождливой погодой.
Показать, что осенний дождь может быть разным. Во время дождя люди идут под зонтами. Капли дождя стучат по крышам домов. Машина едет по луже, брызги летят далеко из-под колес. Отметить, что такая погода дождливая, пасмурная, дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи.

Наблюдение за листопадом.
Цель: Развивать у детей умение видеть многообразие красок «Золотой осени», познакомить с понятием «Листопад».
Рассмотреть летящие и упавшие на землю листья, их форму, размер, окрас; объяснить, почему осенью листья с деревьев опадают. Предложить детям собрать красивый букет из разноцветных листочков. 
Наблюдение за одеждой людей.
Цель: Формировать представления детей о сезонных изменениях в одежде. Показать, что люди надели тёплую одежду: теплые куртки, пальто, штанишки, обувь. Спросить, как люди защищают руки, голову, шею от холода.
Уточнить название и назначение предметов одежды. Пояснить, что по лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут.

Беседы:

Беседа - один из основных методов психологии и педагогики, предусматривающий прямое или косвенное получение информации об изучаемом явлении путем речевого общения.
Цель: Способствовать в получении детьми необходимой, интересующей их информации о времени года «Осень».

«Что нам осень принесла?»
Цель: Формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе осенью.

«Небо осенью»
Цель: Познакомить детей с осенними изменениями на небе, с понятием «облака», «тучи» и их особенностями.
«Растительный мир осенью»
Цель: Расширять представления детей о разнообразии и изменениях растительного мира в осенний период.
«Ветер и дождь»
Цель: Расширять представления детей об особенностях осеннего дождя и ветра. Учить правилам поведения в ненастную погоду.
«Как избежать беды»
Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и правил поведения на улице во время осенних прогулок. (Одеваться по погоде, не играть с опасными предметами: палки, веточки, камушки и т.д.)

ООД:
Окружающий мир: «Золотая Осень» (Конспект занятия с использованием ИКТ) (Приложение №1)
Цель: Формирование элементарных представлений о времени года «Осень».
Художественное творчество (рисование): «Осенние листочки» (Конспект)
(Приложение №2)
Цель: Формирование интереса к осенним изменениям в природе и эстетической стороне окружающей действительности.

Художественное творчество (лепка): «Осенние листочки» (Конспект)
(Приложение №3)
Цель: Ознакомление детей с характерными особенностями природы в осенний период.

Игры:

Подвижные: «Листопад», «Гуляем под дождём», «Дождик», «Осенние листочки», «Листик», «Тучка».
(Приложение №4)

Цель: Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.

Пальчиковые: «Осень», «Собираем листочки», «Осенние листочки», «Листья осенние тихо кружатся», «Осень, осень приходи».
(Приложение №5)

Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Сенсорные:
Игра «Листочки большой и маленький»
Цель: Учить понятия «большой – маленький».
Игра «Лист красный и жёлтый»
Цель: Закрепить понятия «красный и желтый цвет».
Игра «Найди половинку листика».

Цель: Учить детей составлять целое из нескольких частей.

Игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Закреплять понятия «Большой и маленький»

Игра «Найди пару листиков»

Цель: Учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым.
(Приложение №6)

Словесные:
«Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

«Что бывает осенью? »
Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

«Осенние приметы»
Цель:  Закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

«Что изменилось  (ДА ИЛИ НЕТ)?»
Цель: Закреплять знания детей о приметах осени.

«Доскажи словечко»
Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

(Приложение №7)

Чтение художественной литературы:
А.Плещеев «Осень наступила», Г.Новицкая «Осень», Л.Луканова «Утром небо было хмурым», В.Гвоздев «Лето прошло», М.Ходякова «Осень».
(Приложение №8)

Цель: Приобщение детей к художественной литературе.

Итоговое мероприятие

Развлечение: «Осень в гости к нам пришла» (Сценарий)
Цель: Закрепление знаний детей об Осени и её характерных признаках.
(Приложение №9)
3. Оценочно-рефлексивный этап:
Проект «Время Осени пришло» реализовался с воспитанниками второй группы раннего возраста №1 «Ромашки» и их родителями. В ходе реализации проекта опыт детей обогащался представлениями о сезонных изменениях, происходящих в природе. Совместная и самостоятельная деятельность детей обогащалась яркими впечатлениями, эмоциями, активизацией словаря. У детей совершенствовалась двигательная сфера, развивались познавательные процессы, игровая деятельность.
В процессе продуктивной деятельности развивалось детское творчество.
Проект «Время Осени пришло» позволил повысить компетентность родителей в области ознакомления детей с природой. Родители стали более активны. У них появился интерес к воспитательно-образовательному процессу, желание участвовать в жизни группы.

4. Презентационный этап:
Оформление фотоальбома «Дети и осень».
Оформление выставки поделок, из природного материла.
Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Время Осени пришло».
Презентация проекта на Педагогическом совете.

Итоги проекта.
Развитие познавательного интереса.
Обогащение детей яркими впечатлениями, новыми знаниями.
Пополнение словарного запаса, активизация словаря.
Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду.
Проявление творческих способностей.
Повышение компетентности родителей в развитие и воспитании детей.
















Приложение для проекта «Время Осени пришло»

Приложение №1

Конспект организованной образовательной деятельности
ФИО педагога
Усанова Анна Николаевна

Место работы
МДОУ «Детский сад №81 для детей раннего возраста»

Возрастная группа
Вторая группа раннего возраста (2-3) года

Тема ООД
«Золотая Осень»

Направление
Познавательное

Образовательные области
«Социально – коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Целеполагание
Цель: Формирование элементарных представлений о времени года «Осень».
Образовательные задачи:
Знакомить детей с доступными явлениями природы в осенний период.
Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.
Развивающие задачи:
Развивать и обогащать активный и пассивный словарь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к совместным играм-действиям.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа с детьми
Наблюдения на прогулке за изменениями природы в осенний период.
Утренние беседы на тему «Осень».


Дидактическое обеспечение ООД
Демонстрационный материал:
экран, проектор, презентация в слайдах на тему «Осень».

Методы и приёмы
Художественное слово;
рассказ воспитателя, вопросы, рассматривание слайдов (картинок), повтор ребёнком фраз и движений по тексту, за воспитателем.

Виды детской деятельности
Познавательная, речевая, игровая и двигательная.


Этапы работы

Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на корзинку с разноцветными, осенними листочками. Собирает ребят возле себя.
Дети рассматривают листочки и называют их цвет (красный, жёлтый).
Воспитатель поясняет, что это Осень раскрасила листья на деревьях яркими красками.
Рассказывает детям стихотворение:

«Осень» М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Воспитатель раздаёт детям листочки и предлагает с ними потанцевать.
Звучит аудиозапись.
«Танец с листочками»
Дети повторяют движения по тексту записи.






Основная часть

Воспитатель обращает внимание детей на экран с изображением осеннего пейзажа.
Дети садятся и рассматривают изображение.
Воспитатель: Показывает детям презентацию на экране «Осень».
Каждый слайд этой презентации сопровождается художественным словом.

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад
Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

По окончании презентации воспитатель обращает внимание детей на разноцветный, красивый зонт. Предлагает детям поиграть с ним.
Проводится игра «Солнышко и дождик»
Звучит аудиозапись проводимой игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом записи.


Заключительная часть

Воспитатель: Вот как много мы узнали сегодня об Осени.
Мы узнали, что осенью листочки меняют свой цвет.
Какими они становятся? Ответы детей (жёлтые, красные)
Осенью из тучки идёт..? Ответы детей (дождик)
На земле появляются..? Ответы детей (лужи)
И чтобы осенью не промокнуть под дождем, нужно взять с собой.? Ответы детей (зонтик).
А ещё ребята, Осень дарит нам урожай. Посмотрите, какой подарок она нам сделала.
Показывает детям корзину с яблоками. Предлагает детям пойти и попробовать осенний гостинец.

Приложение №2

Конспект занятия для детей 2–3 лет
«Осенние листочки»
(рисование)


Цель: Формирование интереса к осенним изменениям в природе и эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи:
1. Совершенствовать умение правильно пользоваться кистью и красками.
2.Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями. (листочки на дереве)
3. Вызвать желание порадовать игрового персонажа.
Виды детской деятельности: Познавательная, игровая, продуктивная.
Образовательные области: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Дидактическое обеспечение: Игрушка-зайчик, осенние листочки разного цвета, листы бумаги с изображением дерева без листьев, кисти, гуашь жёлтого цвета, салфетки, подставки для кисточек, ёмкости с водой.
Предварительная работа: Рассматривание осенних листьев и иллюстраций по теме «Осень», наблюдения за осенними изменениями в природе, чтение стихотворений об осени; рисование карандашами, гуашью, пальчиками.

Этапы работы:
Вводная часть:
Создание игровой ситуации:
Ребята играют.
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите? Кто то, в гости к нам пришёл. Кто это у нас тут сидит? Да это же зайчик! Ребятки нужно с ним поздороваться.
(Дети здороваются с зайчиком.)
Зайчик: Здравствуйте мальчики. Здравствуйте девочки. Хорошо у вас ребята тепло и весело. А вот я вчера гулял по лесу и заметил, что вокруг всё изменилось: листья на деревьях пожелтели и упали на землю. Я вам даже принес картинку с таким деревом. Что случилось? Почему? Ничего я не пойму? Может - быть деревья заболели?
(Дети рассматривают картинку)
Воспитатель: Ребятки, давайте расскажем зайчику, почему изменилась природа.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребятки, лето прошло, и наступила осень. Осенью в лесу холодно. Дует сильный ветер, листья желтеют и слетают с веток.

Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит. (Листопад).
Да мы, тебе сейчас покажем.
(Раздаёт детям осенние листочки)

Игра «Листопад»

Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает.
(Поднимаем руки с листочками вверх, качаемся из стороны в сторону.)
Падают листочки
На траву, на кочки.
(Приседаем и встаём.)
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
(Поднимаем руки с листочками вверх, потом опускаем вниз.)
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать?
(Руки перед собой, трясём листочками.)
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся.
(Кружимся на месте, потом приседаем и кладём листочки на пол.)
Мы сейчас пойдём гулять.
(Шагаем на месте.)
Будем листья собирать!
(Наклоняемся и поднимаем листочки.)

Основная часть:

Зайчик: Вот оно что, как интересно! Теперь я понял, почему нет листьев на деревьях, но мне всё равно немного грустно».
Воспитатель: Ребятки, зайчик совсем загрустил. Давайте порадуем зайчика и нарисуем для него картинки с осенними листочками. А чтобы наши пальчики хорошо рисовали, мы с ними поиграем.

Пальчиковая игра: «Листья осенние тихо кружатся».

Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся.
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).

Воспитатель: Ребятки, а чем мы будем рисовать?
Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета у нас краска? (ответы детей).

А теперь посмотрите, как можно нарисовать листочки.

Я в руки кисточку беру и «хвостик» к веточке прижму. Ой, ребятки, моя кисточка совсем не рисует, может быть, она сломалась. Что мне теперь делать? (Слушает советы детей и благодарит их за помощь).

Воспитатель: Попробую нарисовать ещё раз. Я в руки кисточку беру и окунаю в краску только хвостик (ворс) кисточки, потом приложу кисточку с краской на листок бумаги и сразу убираю. Затем опять обмакну кисточку в эту же краску и еще нарисую много листочков. Посмотрите, какие получились листочки. А для того, чтобы кисточка снова стала чистой, я промою её в баночке, просушу о салфетку и поставлю хвостиком вверх.

Воспитатель: Покажите мне ребятки, как вы будите рисовать.
(дети имитируют процесс рисования листочков сухой кисточкой)

Воспитатель: Молодцы, теперь я вижу, что вы все сможете нарисовать осенние листочки.
(Включается аудиозапись "Времена года», дети рисуют; воспитатель следит за процессом, оказывает индивидуальную помощь детям).

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы детки. Все очень, старались и у нас получились красивые деревья с осенними листочками. А какого цвета листики на ваших деревьях? А почему листики жёлтые? Когда это бывает? А чем мы рисовали их? Ребятки, давайте наши картинки подарим зайчику!
(дети дарят свои работы)
Зайчик: Большое спасибо ребята. Мне очень понравился ваш подарочек. Я покажу картинки своим лесным друзьям и расскажу об осени. (Зайчик прощается с детьми и уходит).







Приложение №3

Конспект занятия для детей 2-3 лет
«Осенние листочки»
(лепка)

Образовательные области: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. 

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная.

Цель: Ознакомление детей с характерными особенностями природы в осенний период.

Задачи:
Закреплять представления детей о свойствах пластилина.
Продолжать учить детей отламывать комочки глины от большого куска.
Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Обогащать сенсорный опыт детей.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Дидактическое обеспечение: Игрушка-ёжик, листочки: желтые, красные, зеленые, пластилин тех же цветов, доски для лепки, белый картон с изображением листика.

Предварительная работа: Рассматривание осенних листьев и иллюстраций по теме «Осень», наблюдения за осенними изменениями в природе, чтение стихотворений об осени; рисование карандашами, гуашью, пальчиками.

Этапы работы:

Вводная часть:
Создание игровой ситуации:
Ребята играют.

Воспитатель: Ребята послушайте, сейчас я загадаю вам загадку! Слушайте внимательно.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» спросим.
Нам ответят: «Это...» Дети: Осень.

Воспитатель: Ну конечно это Осень. Молодцы ребята, а вы заметили, как поменялась погода? (Ответы детей). За окном стало пасмурно, наше любимое теплое солнышко, спрятали темные тучки. А когда из тучки идёт дождик, то на дорожках появляются большие лужи! Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Она нам принесла и яркие подарки. Осень дарит нам красоту листочков на деревьях.
(Показывает детям разноцветные осенние листочки, раздаёт и предлагает с ними поиграть)
Подвижная игра «Осенние листочки»

Мы листики осенние
На веточках сидели.
(Руки с листочками поднимают вверх, легкие помахивания)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
(Бег вокруг коврика)
И на землю сели.
(Присаживаются)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
(Встают. Руки с листочками, поднимают вверх, легкие помахивания)
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
(Покружились и присели)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришел лесной житель – ежик. Давайте поздороваемся с ним и послушаем, о чем он нам хочет рассказать?

Дети: Здороваются с ёжиком.

Ёжик: Здравствуйте ребятки. Я гулял в осеннем лесу и хотел собрать красивый букет из листьев. Но вот беда – те листья, что уже опали, потемнели. Что же мне теперь делать?

Воспитатель: Ребята, нужно ёжику помочь. А листья, какого цвета на деревьях осенью? (Ответы детей.)
Правильно: Желтые, красные, зелёные.

Воспитатель: Давайте порадуем ежика, создадим осенний букет из листьев, с которым он будет гулять и радоваться.
Наши листочки будут из пластилина. Пластилин мягкий материал. Из него можно слепить всё, что захочешь. Но чтобы наши ручки хорошо работали, давайте сделаем зарядку.



Пальчиковая гимнастика «Золотая осень»

Дует, дует ветер, (Дуют на кисти рук.)
Дует, задувает, (Трясут кистями рук.)
Желтые листочки (Трут ладошками.)
С дерева срывает. (Руки медленно опускаются вниз.)

Воспитатель: Посмотрите ребята, перед вами пластилин разного цвета. Каких цветов? (Ответы детей). Вы возьмите кусок пластилина того цвета, который вам больше понравился. Мне нравится пластилин жёлтого цвета. Нужно его хорошо погреть в ладошках и размять. Затем, отщипываете от него маленькие кусочки и кладёте их на листик. Хорошо прижимаете пальчиком и размазываете.
(Показывает свою работу поэтапно.)
Посмотрите, какой красивый листочек у меня получился.

Давайте сделаем много листьев - красных, желтых, зеленых.
(дети садятся за столы, перед ними пластилин и листы с нарисованными листиками).
Дети выполняют работу, воспитатель следит за процессом и оказывает индивидуальную помощь.

Заключительный этап:

Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми стали наши листики! Вам они нравятся? Какого они цвета? А когда листики меняют свой цвет? Для кого мы делали листочки? Что он хотел собрать из листиков? Давайте подарим их ёжику.
(Ответы детей)

Ёжик: Спасибо вам ребятки огромное. Я такой счастливый. Ведь у меня теперь есть осенний букет. Мне у вас очень понравилось, но уже пора собираться в путь. В лесу меня ждут друзья. Я обязательно им о вас расскажу и покажу ваш подарок. До свидания ребята.
(Ёжик уходит)







Приложение №4

Подвижные игры.

Игра «Листопад»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Ветер дует, задувает,
Ветер дерево качает.
(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)
Падают листочки
На траву, на кочки.
(Приседаем и встаём.)
Ветер дует, задувает,
Ветер листики срывает.
(Поднимаем руки вверх, потом опускаем вниз.)
Как же веткам не дрожать?
Как им листья удержать?
(Руки перед собой, трясём кистями.)
Листья в воздухе кружатся,
Листья на траву ложатся.
(Кружимся на месте, потом приседаем.)
Мы сейчас пойдём гулять.
(Идём на месте.)
Будем листья собирать!
(Наклоняемся.)

Игра «Гуляем под дождём»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь на улице опять.
(Трясём кистями рук.)
Всё равно пойдём гулять.
(Идём на месте.)
Дует ветер без конца.
(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)
Закачались деревца.
(Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону.)
Дождик капает из тучки.
(Трясём кистями рук.)
Мы шагаем по дорожке.
(Идём на месте.)
Дождик капает на ручки,
(Барабаним пальцами одной руки по другой руке.)
Дождик капает на ножки.
(Касаемся ног кончиками пальцев.)
Дождик капает сильнее.
Где же лужицы поуже?
(Разводим руки в стороны, а потом сводим их перед собой.)
Мы пройдём, ведь мы сумеем
Перепрыгнуть через лужи!
(Прыгаем на месте.)

Игра «Дождик»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождь из этой тучки лил,
А из этой - моросил.
(Поднимаем руки вверх, трясём кистями.)
Дождик землю намочил,
Всюду луж больших налил.
(Машем кистями рук перед собой, затем разводим руки в стороны.)
Дождик нам не нужен.
Скачем через лужи.
(Двигаем головой из стороны в сторону, затем прыгаем на месте.)
Прыг-скок, прыг-скок –
С бугорка на бугорок.
(Делаем шаг влево и ещё влево, затем шаг вправо и ещё вправо.)


Игра «Осенние листочки»

Оборудование: осенние листья.
Цель:  Побуждать детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами; развивать ловкость и координацию движений; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
Ход:
Взрослый привлекает внимание детей к букету осенних листьев. Он говорит: «Ребята, посмотрите, какие красивые осенние листочки: красные, желтые, зеленые. Есть большие листья и маленькие. Вот как много в вазе листочков. Хотите с ними поиграть? Берите себе листочки в каждую руку». Дети берут по два листочка и по показу воспитателя выполняют несложные движения в соответствии с текстом произносимого им стихотворения:
Дует, дует ветер,
Дует-задувает.    
Качаются вправо-влево, руки перед собой.
Желтые листочки
С дерева сдувает!
Машут руками сверху вниз перед собой.
И летят листочки
Прямо по дорожке,
Кружатся на месте.
Падают листочки
Прямо нам под ножки!          
Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.
 Затем воспитатель произносит слова:
Ветер дует – полетим
Мы туда, куда хотим.
         Дети поднимаются, игра повторяется еще раз. Затем листья собираются в общий букет и ставятся в вазу.
 
Игра «Листик»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листик рос на ветке клёна,
Был большим он и зелёным.
(Поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы.)
Ветку ветерок качал.
(Машем руками перед собой.)
Листик солнышко встречал.
(Поднимаем руки вверх, машем кистями.)
А потом он пожелтел,
Покружиться захотел.
(Кружимся на месте.)
Покружился, покружился
И на землю опустился.
(Кружимся и приседаем.)
Скоро мы гулять пойдём.
(Идём на месте.)
Жёлтый листик мы найдём.
(Наклоняемся.)

Игра «Тучка»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Тучка по небу плывёт.
(Руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)
Тучка дождик нам несёт.
(Держим руки вверху, машем кистями.)
Тучка солнце спрячет,
А потом заплачет.
(Держим руки перед собой, трясём кистями рук.)
Мы поднимем ручку
И прогоним тучку.
(Прогоняем: машем рукой.)
Тучка, скройся за горой!
Тучка, солнце нам открой!
(Выставляем обе руки вперёд и разводим их в стороны.)


Приложение №5


Пальчиковые игры

Игра «Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
Игра «Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Игра «Осенние листочки»
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на колени)
Ветер бросил на тропинку.
Игра «Листья осенние тихо кружатся»
Листья осенние тихо кружатся,
(плавные движения кистями рук слева направо)
Листья нам под ноги плавно ложатся
(плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят,
(трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят.
(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

Игра «Осень, осень приходи»

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь - кулак, ребро, ладонь.


Приложение №6

Сенсорные игры:
Игра «Листочки большой и маленький»
Цель: Учить понятия «большой – маленький».
Для игры понадобятся листочки – большие и маленькие.
Можно использовать настоящие осенние листья или вырезать листочки из бумаги.
Суть игры: Складываем большие листики в большую коробочку, а маленькие – в маленькую.
Игра «Лист красный и жёлтый»
Цель: Закрепить понятия "красный и желтый цвет".
Приготовьте листочки двух цветов - красного и желтого.
Рассмотрите листочки, акцентируйте внимание малыша на том, что одни листочки желтые, а другие – красные.
Затем предложите сложить желтые листочки в желтую коробочку, а красные листочки - в красную.

Игра «Найди половинку листика».

Цель: Учить детей составлять целое из нескольких частей.
Разрежьте на две части изображения осенних картинок (мы использовали картинки лото, которые выложены выше).
Предложите ребенку сложить картинки в одно целое.
Разрезные осенние листики. В процессе игры с картинками ребёнок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика.

Игра «Большие и маленькие листочки»

Цель: Закреплять понятия «Большой и маленький»

Вот перед вами листочки. Они разные. Вот большой листок. А вот маленький листок. Покажите мне большой листок. Покажите маленький листок. Положите большой листок на стол. Положите маленький листок, на большой. Посмотрите, большой листок виден. А теперь положите маленький листок на стол и накройте его сверху большим листом. Спрятался маленький листок. Большой лист накрыл маленький так, что маленький лист не видно. Где маленький листок? Вот он, под большим листочком.
Игра «Найди пару»
Цель: Учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым.
Атрибуты: Осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры:  Дети стоят по кругу, в центре лежат листья (по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).
Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: Найдите себе пару - листочек такого же цвета.
Другие задания: составь пару, листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.


Приложение №7
Словесные игры

«Когда это бывает?»
Цель: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
   И речка подо льдом блестит.
             

«Что бывает осенью? »
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.) . Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д



«Осенние приметы»
Задачи:  закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук),игровое
поле,разделённое на 8 клеток.
Ход игры : дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано
определяют, когда это бывает. Если осенью,кладут картинку на игрово поле.Если
в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра пожет быть индивидуальной.
             

«Что изменилось  (ДА ИЛИ НЕТ)?»
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?                                      Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут?                                    Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют?                                    Можно детям загорать?
А букашки прилетают?                                       Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

«Доскажи словечко» Осень в гости к нам пришла  И с собою принесли... Что? Скажите наугад! Ну конечно... (листопад)
Сапоги надеть нам нужно: От дождя у дома (лужа)
И сапожки, и ботинки бережет Алеша, Надевает в дождь и слякоть осенью(галоши)
И осенью зеленый весь Стоит густой, сосновый(лес)
Чтобы было нам тепло, Носим осенью(пальто)
Мы у рыжих листьев Потихоньку спросим:  -Кто же вас раскрасил? Отвечают: -   (Осень!)
Летом от жары спасает Легонькая шляпка, Осенью нас согревает Вязаная (шапка)
Есть у туч осенних серых Свой сердитый вождь,      Целый день пускает стрелы - Серебристый (дождь)







Приложение №8

Художественная литература
Автор: Алексей Николаевич Плещеев «Осень наступила»
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..
Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Автор: Г. Новицкая «Осень»
Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Желтым листиком в реке
Утонуло лето.

Я ему бросаю круг
Свой венок последний.
Только лето не спасти,
Если день осенний.

Автор: Л. Луканова «Утром небо было хмурым»
Утром небо было хмурым,
И казалось все понурым.
Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать.
Любит листьями шуршать,
И с деревьев их срывать.

Автор: В. Гвоздев «Лето прошло»
Лето, раздарив тепло,
Заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал
И под ноги разбросал.
Солнце спряталось за тучи,
Серый день дождём наскучил.
И зачем-то плачет, плачет –
Вот какая незадача.
У него давайте спросим.
Дождь ответит: – Просто осень

Автор: М. Ходякова «Осень»
Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.



Заголовок 2

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X