Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гарифуллина Гулия Аминовна

Игра, как средство развития познавательной активности детей на оод татарского языка для русскоязычных детей

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Игра, как средство развития познавательной активности детей на оод татарского языка для русскоязычных детей»Гарифуллина Гулия Аминовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Усадский детский сад Умные дети Лаишевского Муниципального района Республики Татарстан, воспитательИгра - особый вид деятельности. Генетическая программа человека обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь, поэтому игра обладает прочной органической базой, предписанной самой природой развития человека.Любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности (продуктивной, поисковой, познавательно-исследовательской). В игре заложена возможность овладения многими умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения. В игре минимальное количество правил, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра диагностична.Игра – самый демократичный вид деятельности. Здесь равенство обеспечивается ролевым распределением. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого иногда не достает в социальном мире. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом мире: никто не помнит о его неудачах, плохом поведении или же о блестящих успехах. То есть игра – общение равных. В современных условиях, когда ставится задача практического овладения двумя государственными языками, русско-татарское двуязычие опирается на создание речевой среды, обеспечивающей естественную потребность в овладении татарским языком русскоязычным населением Республики ТатарстанВ условиях введения ФГОС ДО основным принципом современной методики преподавания татарского языка в ДОУ является коммуникативная направленность обучения, важнейшими элементами которого являются интерактивные развивающие задания. Эти задания вовлекают детей в тематические игры, что способствует развитию речи, увеличению словарного запаса, а главное — интереса к изучению татарского языка и формированию основ поликультурной личности.Увеличение умственной нагрузки на ООД татарского языка заставляет задуматься над психо-физиологическими особенностями и как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всей ООД. Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм. К проведению дидактических игр мы устанавливаем следующие требования: 1.Соответствие темы игры теме и цели ООД.2.Четкость и определенность цели и направленности игры.3.Значимость игрового результата для участников и организаторов игры. 4.Стимулирующий характер игры.5.Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.6. Простор для личной активности и творчества.На занятиях обучения татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» для развития полноценного игрового общения мы используем игровые ситуации, в которые попадает персонаж (Акбай, Мияу). Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать. Для старшего возраста наиболее эффективны игровые проблемные ситуации. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, мы изготовили дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры. В средней группе такие дидактические игры как «Да-Нет, Әйе-Юк», «Кого нет?-Кем юк?», «Дай, пожалуйста - Бир әле», в старшей группе – «Это что? Какой? - Бу нәрсә? Нинди?» и т.д. В подготовительной группе игры «Что делает?-Нишли?», «Что делаешь?-Син нишлисең?», «Интервью», «Дай команду!-Команда бир!» и др. способствуют закреплению пройденного материала.Следующая группа игр – это сюжетно-ролевые игры, которые связаны с наблюдениями повседневной жизни, инсценированием условий воображаемой ситуации. Дети здесь играют определенные роли. Сюжетно-ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Дети очень любят играть в сюжетные игры Популярностью пользуются такие ролевые игры как «В магазине-Кибеттә», «У нас гости-Кунак килде», «Мы собрались в Казань-Казанга барабыз», «В кафе-Кафеда», «На спортивном празднике-Спорт бәйрәмендә” и др. Сюжетно-ролевая игра способствует не только прочному усвоению учебного материала и практическому применению умений и навыков, но и воспитанию правил поведения в общественных местах и этикету.Многим детям нравится такая игра, как «Переводчик»-«Тәрҗемәче». Данная игра способствует не только укреплению знаний, но и воспитанию взаимовыручки. Ребенок должен построить свои предложения на русском языке, учитывая знание татарского языка своего переводчика, а также эта игра требует от играющих владения определенным словарным запасом.Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний мы определяем особенностями учебного материала, возрастом детей и другими педагогическими факторами. Широко используя, особенно в младшем и среднем звене, учебно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, мы ставим перед собой следующие психолого-педагогические задачи: 1. Закрепление нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.2. Раскрытие творческих возможностей детей.3. Воспитание коллективизма и взаимовыручки.4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые дети, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.5. Воспитание чувства сопереживания друг другу.6. Формирование практических навыков.7. Формирование произвольного поведения При планировании на ООД игровых элементов, мы строго придерживаемся следующих правил:1. Игра не должна быть сложной для понимания правил игры.2. Игра не должна морально устаревать.3. Игра должна быть массовой, охватывающей всех детей. Положительные эмоции, которые возникают у детей в процессе игр, способствуют предупреждению перегрузки детей, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Как правило, они требуют от ребенка умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать ответ. Чем искуснее составляется дидактическая игра сюжетно-ролевая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно играя. Обучению русскоязычных детей татарскому языку отводится три занятия за неделю. Но этого недостаточно для полного овладения программным материалом. Поэтому создание языковой среды в группах должна проявляться в режимных моментах. Для этого необходимо организовать игровые формы обучения, такие так «Глухой телефон», «Интервью», «Исправь меня», «Отгадай, что я задумала», «Угости куклу», «Поговори по телефону», «Магазин» и др.Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, рабочие тетради, анимационные сюжеты увлекают ребёнка и в непринуждённой обстановке погружают его в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию. Использованная литература1.Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.2.Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012. – 208с.3.Зарипова З. М. Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду. Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 112с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X