Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Жарикова Светлана Владимировна

Методика организации семейной гостиной в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Методика организации семейной гостиной в ДОУЖарикова Светлана ВладимировнаМБОУ «Войсковицкая СОШ№1» структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования. Ленинградская область, Гатчинский район, пос. Войсковицы.Воспитатель.Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах развития общества, менялась и сама семья. Впервые о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье было сказано в Законе «Об образовании». Для того, чтобы обеспечить благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, сформировать основы полноценной и гармонично развитой личности необходимо укрепить связи детского сада с семьями воспитанников, а значит сделать взаимодействие ДОУ и семьи наиболее эффективным.В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольных учреждений с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное вхождение его в новый социум.[4, с. 87]В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ является возрождение семейно-родовых ценностей, традиций и культуры родного края. В сложившейся системе работы ДОУ используются разнообразные формы взаимодействия детей, педагогов и родителей – это семейные календари, газеты, выставки поделок, проекты, родительские клубы, викторины, гимнастика с мамами, эстафеты. В последние годы популярными стали семейные гостиные, в которых участвуют все – дети, их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, творческая команда детского сада. Семейная гостиная - это альтернатива родительскому собранию, в которой психолого-педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников, самих воспитанников и педагогов.[1, с. 19]Идея проведения семейных гостиных возникла с целью дать возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.Встречи, проводимые в форме семейных гостиных, позволяют организовывать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности, дают возможность узнать с вариантами домашних занятий с ребенком.В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер. Это особенно важно именно в дошкольный период.[3, с. 26]Целями создания и функционирования семейной гостиной могут стать Повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений.Предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем.Создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.Просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста в лучших традициях русской культуры и современной психолого-педагогической практики.[5, с. 31]Для достижения поставленных целей перед педагогом ставятся ряд задач:Информирование родителей о закономерностях развития детей дошкольного возраста, об эффективных стратегиях внутрисемейных отношений.Содействие развитию творческого взаимодействия детей и взрослых, в процессе подготовки и проведения семейной гостиной.Получение опыта позитивного, интересного общения детей, родителей, педагогов.Презентация опыта семейного воспитания в организации досугов, сохранения истории семьи, продолжения семейных традиций.Актуализация воспитательного потенциала семьи через совместную деятельность.[1, с. 24]Методика организации работы с родителями в форме семейной гостиной, где дети, родители, педагоги являются активными участниками встречи, создателями единого воспитывающего, эмоционально благополучного образовательного пространства для развития гармоничной личности ребенка заключается в систематической направленности по решению проблем в соответствии с социальным запросом родителей.Семейная гостиная имеет 3 важные функции:Познавательная функция. Получение знаний становится инициативой самого человека, упор делается на самообразование.Коммуникативная функция — это общение. Доброжелательная среда формирует добровольные, открытые, эмпатийные взаимоотношения.Преобразовательная функция — это творческий подход в решении проблемы.[3, с. 63]Периодичность встреч семейной гостиной 4–5 раз в год.В выборе темы для организации семейной гостиной необходимо учитывать концептуальный подход к решению поставленной проблемы семейного воспитания. Например, тематика семейных гостиных, в которых педагоги основываются на опыт традиционного русского воспитания и на теорию и практику современной психологии могут быть следующего содержания:«Играйте вместе с нами: семейный театр!»«Как мы трудимся: посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер!»«Наши самые родные: посвящение семье!»«Любимым мамам и бабушкам: хранительницы семейного очага!» «Мужчины моей семьи: русские богатыри!»[2, с. 58]Структура встреч в семейной гостиной проходит в следующей последовательности:Встреча-вступление.Выступления родителей и детей с опытом семейного воспитания (театр, песня, стихи, газета, мультимедийная презентация, видеоролик).Совместная деятельность детей и взрослых.Ритуал расставания, совместная фотография.[3, с. 68]В каждой семейной гостиной есть свои «изюминки», своя неповторимость, но есть уже и сложившиеся принципы проведения:Следует активизировать вовлечение в действие широкого круга всех участников, чтобы каждый из них мог проявить свои знания, таланты, способности или дарования, хотя участие в семейной гостиной носит добровольный характер. Идеальный вариант, когда все приглашённые могут принять участие в актуальности теме.Мероприятие должно быть актуальным, интересным, что зависит от формы и методавыбранного материала его подачи, активности его участников.Гостиная должна создавать положительный эмоциональный фон, направленный на цельность настроения, на формирование определённых нравственных установок.К каждой семейной гостиной существенную роль играет дизайн, продумывается свое необычное оформление, что настраивает участников на лучшее общение и диалог.Обязательно продумывается визуализация и музыкальное сопровождение с помощью современных мультимедийных технологий (ИКТ).Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведённая работа будет бесцельной.При подготовке необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников.[4, с. 102]Чтобы семейная гостиная способствовала взаимопроникновению и взаимовлиянию образовательного пространства ДОУ и семьи, а также созданию оптимально-благополучных условий для воспитания и развития личности ребёнка. В качестве критерий оценки успешности встреч в семейной гостинойпедагогам можно взятьследующие показатели:позитивные измененияво взаимоотношениях родителей с детьми: понимание и доброжелательность; интерес родителей к совместному творчеству в семье и детском саду; инициативность, находчивость и фантазия детей и родителей в подготовке к встрече; активноеучастие в семейной гостиной.[1, с. 46]В современных ДОО коллективыдошкольного учреждения находится в постоянном поиске эффективных форм и методовработы с семьями воспитанников, для того чтобы достигнуть реальногосотрудничества, включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Понимая, что путь этот труден и не все всегда получается гладко, но как радостно осознавать, что, преодолевая эти трудности вместе, с семьями воспитанников, получается достигать положительного результата, а значит есть чем гордиться. Апоказателем результативности из самых привлекательных сторон этого сотрудничества будет возможность принципиального изменения взаимоотношений детского сада и семьи, тогда и цель семейной гостиной может считаться достигнутой.[4, с. 127]Список литературы:Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями вдетском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:методика работы с родителями – М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 144с.Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Учебноепособие. – М., Центр педагогического образования, 2014. - 160 с.Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. - 64с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X