Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Блинова Римма Зайтуновна

Ансамбль скрипачей на начальном этапе

скачать документ

Вернуться назад

«Ансамбль скрипачей на начальном этапе»Блинова Римма ЗайтуновнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заинская детская музыкальная школа»(МБУ ДО «ЗДМШ»)Преподаватель по классу скрипки Занятия в ансамбле – одна из самых эффективных форм музыкального развития и воспитания учащегося. И чем раньше происходит встреча ребёнка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой.Играя в коллективе, ребята учатся слышать себя, своих партнёров и одновременно звучание ансамбля в целом, ощущая себя частью большого механизма. В ансамбле у детей развивается гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память, появляется чувство ответственности перед другими детьми за результат общей работы. А для учащихся средних способностей, игра в ансамбле – единственная возможность участвовать в концертном выступлении. Начинающих скрипачей я подключаю к участию в игре в ансамбле уже с первых уроков по специальности. У нас это игра в дуэте с учеником, где я играю мелодию, а ученик «аккомпанирует» на открытых струнах в определенном ритме четвертными нотами. Игра с педагогом учит ребёнка слышать не только свою партию, но и звучание пьесы в целом, воспитывает культуру звука, помогает раскрыться, раскрепоститься. Также на уроках специальности, ученик должен научиться слушать партию фортепиано – это тоже первые навыки ансамблевой игры. Если в классе есть несколько начинающих первоклассников, то на уроках специальности я сочетаю групповой и индивидуальный методы работы. Групповой метод работы в классе скрипки уже давно применяется в знаменитой японской школе скрипачей Ш.Сузуки . У нас в стране о групповом методе есть хорошие работы С. Мильтоняна , Э.Пудовочкина , О.Щукиной и др. Практика показывает, что вместе ребята лучше усваивают и азы постановки и элементы музыкальной грамоты. Таким образом, на первом году обучения ребята получают и первый опыт игры в ансамбле. Во втором классе ребята приходят на урок ансамбля. Дети с абсолютно разными музыкальными способностями, уровнем развития, психологическими особенностями и темпераментом, должны научиться играть вместе, как единый исполнительский организм. Занятия в ансамбле являются продолжением работы по специальности и помогают решать с учениками одни и те же задачи учебного процесса, такие как: развитие исполнительской дисциплины, умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами. В самом начале работы в классе ансамбля исполнительские возможности у начинающих скрипачей конечно же весьма ограничены, и поэтому ритмические упражнения и простейшие песенки я использую на материале открытых струн. Мы начинаем занятие с совместного исполнения простейших ритмических групп, так называемой разминки. Каждый педагог может сам изобрести множество её вариантов. Это даёт ученикам представление о том, что верный синхронный ритм при игре в ансамбле возникает из правильно понятого темпа движения этих групп. В разминке на открытых струнах можно исполнять четвертные ноты поочерёдно: сначала первые скрипки, затем вторые. Далее чередовать четверти с паузами в различных ритмических вариантах и т. д. Нередко дети, вовлекаясь в этот процесс, сами предлагают всё новые и новые ритмические варианты, например сочетание длинных и коротких длительностей в разных голосах. Можно предложить одной половине учеников исполнять более мелкие длительности (восьмые, шестнадцатые) в то время, когда другая половина исполняет четверти. У ребят такие упражнения вызывают большой интерес, и желание исправить неточности ритма. Затем можно усложнить задачу и предложить выполнить в ансамбле различные отклонения в темпе (ритенуто, аччелерандо), стараясь сохранить общий пульс движения. С первых уроков в классе ансамбля ребята получают представление о самой главной задаче ансамблевой игры – синхронности исполнения, единстве ритма, пульса, темпа. На таких же простых примерах нужно рассказать ребятам о роли и значении паузы в музыкальном тексте. Т.Свирская в своей работе «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля» предлагает музыкальную игру «Кукушки» как хороший урок бережного обращения с паузами. Особое внимание в игре в ансамбле нужно обратить на точное выполнение штрихов. Они должны быть одинаковые, синхронно - точные у всего ансамбля или у отдельных групп. Штриховой разнобой, каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность зрительного восприятия ансамбля, наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Применение того или иного штриха зависит от содержания произведения, нюанса, темпа, ритмического рисунка. Приступая к работе над пьесами на начальном этапе, важно подобрать такой репертуар, чтобы дети могли справиться с определёнными задачами: с ритмической точностью, со строгим распределением смычка, с единым музыкальным образом. Это возможно, если эти пьесы написаны на открытых струнах и в них легче всего добиваться чистой интонации. Настоящим открытием для меня стали пьесы В.Русина «Весёлые струны», «Качели», «Весёлое путешествие» из сборника Ольги Щукиной «Ансамбль скрипачей с азов». Дети с большим интересом играют эти пьесы. Я согласна с О.Щукиной, которая в своем сборнике «Ансамбль скрипачей с азов» пишет: Хороший репертуар – не только половина успеха на концертной эстраде, но и полноценная работа детей на уроке. Настоящая музыка увлекает, способствует лучшему контакту между детьми и педагогом, создаёт атмосферу добра и хорошего настроения. Педагог выступает как бы посредником между музыкой и детьми». Правильно подобранный репертуар позволяет заинтересовать и детей и слушателей, а также способствует решению конкретных учебно-воспитательных задач. С большим удовольствием мы играем пьесы из сборников Э.В.Пудовочкина «Светлячок», которые составлены с учетом уровня музыкального развития юных музыкантов начиная с первых шагов обучения и дальше в движении к более высоким ступеням мастерства. Я стараюсь выбирать пьесы, разнообразные по характеру: (подвижная и кантиленная), различные по жанрам, содержанию, обязательно учитывая уровень технического исполнительства учащихся, чтобы пьесы по ансамблю не были сложнее пьес, изучаемых по специальности. Для читки с листа использую небольшие лёгкие пьески из сборника Г.Мищенко, который написал второй голос к сборнику «Юный скрипач» (I выпуск), ред. К.Фортунатова. В целях популяризации татарской музыки, делаю переложения для ансамбля скрипачей татарских народных песен.Приступая непосредственно к изучению новой пьесы, стараюсь рассказать об авторе, разобрать форму, стиль произведения. Словесный метод сочетаю с наглядным: собственным показом – исполнением на инструменте. Затем предлагаю обсудить услышанное, спрашиваю у детей, что они представляли себе, слушая музыку, разбираем образы произведения. Это развивает у детей воображение, внимание, интерес к исполняемой музыке. Перед тем, как взять в работу любое произведение, нужно тщательно проработать штрихи, аппликатуру, динамику, продумать фразировку и другие средства выразительности, чтобы всё это соответствовало уровню и техническим возможностям ансамбля. Все ученики имеют разный уровень развития и разные музыкальные способности, и очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Поэтому, изучаемые произведения должны быть доступны по содержанию и техническим трудностям для всех детей, играющих в ансамбле. Чаще всего приходится самой редактировать аппликатуру и штрихи, что бы это смогли сыграть все .Основная работа над произведением ведётся на групповых репетициях, на которых идет отработка ансамблевых навыков. Работаем отдельно над каждым голосом, чистим интонацию, добиваемся правильности штрихов, фразировки. На сводных репетициях соединяем голоса и продолжаем работать над выразительностью, ритмической точностью произведения. К концу учебного года, или уже даже во втором полугодии, как правило, дети уже готовы к концертному выступлению, имея в репертуаре 2-3 пьесы. Внешний вид выступающих имеет большое значение. Хорошо, если это какие - то специальные костюмы. У нас это просто разноцветные юбочки ( мы исходили из названия нашего ансамбля -«Акварель»). Во время выступления надо научить детей красиво, артистично стоять на сцене, всем одновременно класть скрипку на плечо, поднимать или снимать смычок со струны, а также отработать поклон и красивый уход со сцены. Любое концертное выступление сплачивает коллектив, приносит радость совместного творчества, а также мотивирует детей к дальнейшему обучению игре на скрипке. Совершенно согласна с мнением Т.Свирской, которая писала: « Педагог детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих воспитанников. Независимо от того, с кем он занимается, с будущим профессионалом или просто любителем музыки, педагог должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.Используемая литература:Т.Свирская «Опыт работы в классе скрипичного ансамбля»Э.Пудовочкин «Скрипка раньше букваря»О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов»С.Мильтонян «Педагогика гармоничного развития скрипача»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X