Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Макова Оксана Николаевна

Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя

скачать документ

Вернуться назад

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ПРОФЕССИИ СПАСАТЕЛЯО.Н. Макова Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя.Ключевые слова: знания о профессиях, профессия спасатель, старшие дошкольники.Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач нашего общества. Подготовка молодёжи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причём основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включаться в производство, а формирование активной целеустремлённой личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к совершенствованию.Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.В психолого-педагогической литературе достаточно полно освещены вопросы формирования у детей представлений о труде взрослых (В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин, Н. С. Пряжников, В. И. Тютюнник, Д. Б. Эльконин, В. А. Ященко). Разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде (В. И. Глотова, Т. В. Ендовицкая, В. И. Логинова, Я. 3. Неверович, О. И. Соловьева, В. А. Фролова, и др.) Однако ни в отечественной, ни в зарубежной психологии к настоящему времени не проведено значительных теоретико-экспериментальных психологических исследований, посвященных разработке научно обоснованной системы формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасатель. Основываясь на анализе психолого-педагогических исследований, нами было установлено, противоречие между необходимостью формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя, выявлении педагогических условий их формирования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Следовательно, существует необходимость разработки программы, методов и средств формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя, выявлении педагогических условий их формирования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории и практике. Разрешение указанного противоречия и обусловило выбор темы исследования, цель, которого заключалась в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих эффективному знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя. В соответствии с обозначенной целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя будет наиболее эффективным при проведении подготовительной работы по формированию знаний у детей старшего дошкольного возраста о профессии спасателя, применении приемлемых форм работы: проведении бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, экскурсий, встреч, использовании ИКТ, переносе детьми знаний о профессиональной деятельности спасателя в самостоятельную игровую деятельность.Экспериментальная работа проводилась МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 156» г. Чебоксары Чувашской Республики, в двух группах детей 5–6 летнего возраста.Для решения поставленных задач нами использовались методики для определения уровня сформированности знаний детей о профессии спасателя «Представления о труде взрослых» «Представления о профессиях», «Представления о профессии спасателя» (Г. А. Урунтаевой) [5].По результатам диагностики, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста выявлено, что представления сформированы частично. Это прослеживается в том, что дети имеют представления о профессии спасателя, но при этом не всегда знают, предмет и результат труда взрослых.Констатирующий этап эксперимента позволил выявить преобладание среднего и низкого уровней представлений детей о профессиях и о профессии спасателя в частности. Эти данные позволяют делать заключение о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию знаний о профессии спасателя, обеспечении условий, позволяющих успешно реализовывать это направление педагогической работы.В первую очередь в нашей работе было создание условий и организация специальной развивающей среды. На всем протяжении обучения мы использовали игровые формы обучения, веселые и необычные упражнения для наибольшей эффективности.Нами была разработана система формирования знаний о профессии спасателя у детей старшего дошкольного возраста, включающая ряд взаимосвязанных компонентов. Занятия по формированию знаний о профессии спасателя у детей старшего дошкольного возраста проводились один раз в неделю по подгруппам (20 человек), простые и комплексные. Формы и методы работы с детьми использовали самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, видео- и аудиозаписи. Система формирующей работы состояла из 3-х этапов: 12 занятий. На начальном этапе нашей работы мы организовали игровой уголок, который наполнили специально подобранными дидактическим материалом, куда вошли: дидактические игры, плакаты, папки-передвижки, атрибуты для игр в пожарных, рабочих инструментов, собрание видеоматериалов. Целью 2 этапа являлось формирование знаний о профессии спасателя у детей старшего дошкольного возраста. 3 этап был направлен на закрепление выработанных навыков, их автоматизациюИспользуя разные типы занятий, в своей работе по формированию знаний о профессии спасателя у детей старшего дошкольного возраста мы отдавали приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые были направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений.На контрольном этапе исследования мы использовали аналогичные методики, и оценка результатов проводилась по тем же критериям. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по данным методикам показывает, что наблюдается положительная динамика показателей уровня сформированности знаний о профессии спасателя у испытуемых экспериментальной группы: детей с высоким уровнем стало больше на 5%, со средним – на 25%, а с низким их число уменьшилось на 30%. Следовательно, гипотеза нашего исследования, представленная выше, экспериментально подтвердилась, цель достигнута, задачи решены. ЛИТЕРАТУРАФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» // Российская газета. – 2012. – Федеральный выпуск № 6241.Беседы с дошкольниками о профессиях / Т. В. Потапова. – М. : Сфера, 2005. – 64 с.Волкова И. Знакомим с профессиями / И. Волкова, М. Харахорина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 51-52.Королева М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий / М. В. Королева // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 788-791.Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника : практикум для сред. и высш. пед. учебн. заведений / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 1997.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X